Повседневная жизнь современного человека подвержена частым изменениям, многие из которых носят достаточно радикальный характер. Немалую роль в этом процессе играют цифровые технологии, проникающие во все сферы жизни: от покупки продуктов питания до взаимодействия с государственной властью. Интернет предлагает огромное количество информации разного рода; такое изобилие притупляет восприятие повседневности. В связи с этим обстоятельством, интернет-пользователи уделяют мало внимания каждой отдельной единице информации. В то же время, непрерывный поток информации продолжает оказывать влияние на жизни реальных людей, но уже неочевидным образом.
Параллельно с развитием коммуникационных технологий и масс-медиа идёт активный процесс разработки и совершенствования инструментов, привлекающих внимание человека к тому или иному объекту медийного пространства. К ним относятся как различные виды рекламы, так и менее явные способы влияния на общественное сознание. Индивиды и организации, конкурирующие между собой за внимание пользователей, вынуждены искать новые креативные способы самопрезентации, которые иногда кажутся экстраординарными и даже шокирующими.
С 2017 года в Интернет-среде стало активно употребляться слово «хайп», обозначающее старый инструментарий, но адаптированный к современным социальным условиям. В русскоязычное комьюнити оно пришло из английского языка («hype»), где означает гиперболу, преувеличение либо обман в контексте ситуаций, когда кто-либо пытается достичь своих целей при помощи «пускания пыли в глаза». В то же время, некоторые исследователи считают, что это слово произошло от аббревиатуры HYIP (High Yield Investment Program), использующейся в экономической науке и обозначающей проекты, похожие на инвестиционный фонд с высокой доходностью (нечто вроде финансовой пирамиды).