Дальше приходит время киммерийцев, предшественников скифов. хотя судя п о изображениям этого народа эллинами, они неотличимы друг от друга. Киммери́йцы (аккад. Gimirāia, др.-греч. Κιμμέριοι) – кочевые племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья железного века. Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток продвижением скифов. Кстати говоря, и сейчас есть на Кавказе в Армении город Гюмри, а в России город Кимры, а в Дагестане поселок Гимры. Период существования этно-культурной общности киммерийцев приходился на 1-ю половину 1-го тысячелетия до н. э., согласно древним нарративным источникам и современным археологическим данным, следы киммерийцев достаточно достоверно прослеживаются в VIII – VII веках до н. э. Регион проживания киммерийцев – Северное и Восточное Причерноморье (Крым, Приазовье, Тамань, западные Предкавказье и Кавказ), также имеются сведения о проникновении киммерийцев в западное Закавказье и Малую Азию.
В 1-м тысячелетии до н. э. на территории Евразии, наступила важная историческая эпоха – конец Бронзового и начало Железного веков. Письменные свидетельства о киммерийцах сохранились у имевших письменность народов непосредственно входивших с ними в соприкосновение: в хрониках ассирийцев, в урартских и библейских текстах, у античных авторов.
Данные о языке киммерийцев ограничиваются самим племенным названием и 3 именами их вождей; для всех этих слов предлагались иранские этимологии, ни одна из которых не бесспорна. Учитывая культурную близость киммерийцев и скифов по письменным источникам и данным археологии, обычно предполагается, что их языки входят в иранскую языковую группу, хотя скорее в индо-арийскую. Одно из первых упоминаний киммерийцев известно из древнегреческой «Одиссеи», вероятно созданной в VIII веке до нашей эры. В поэме, традиционно приписываемой легендарному Гомеру, киммерийцы (др.-греч. Κιμμέριοι, Kimmerioi) и их земли охарактеризованы в свете мифологических представлений эллинов и локализуются на Крайнем Западе у мировой реки-Океан, куда никогда не проникают лучи солнца-Гелиоса. Киммерийцы упоминаются в поэме всего один раз в одиннадцатой песне («Жертвы для вызова умерших»/«Вызывание теней»). Варианты переводов с этим отрывком (строки 13—19):
«Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Тамъ киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажнымъ туманомъ и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарнаго Геліос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами, обильное небо,
С неба ль, звездами обильнаго, сходитъ, къ земле обращаясь;
Ночь безотрадная тамъ искони окружает живущих.»
перевод Жуковского, Одиссея
Здесь Гомер рисует нам место, где очевидно, киммерийцы жили ранее, до прихода в Причерноморье, и нам тем более ценны эти сведения, ведь они рисуют нам картину Крайнего Севера. Но киммерийцы в седьмом веке до н.э., или скорее их часть, перешли Кавказский хребет и попали в гущу исторических событий. проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 году до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 году до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдущий период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет. В 660-х годах до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Тугдамме; Лигдамисом греческих текстов) в 644 году до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес (cогласно Архилоху, в Эфесе киммерийцы разорили храм Артемиды). Опорным пунктом завоевателей на западе Анатолии стал Антандр, который впоследствии даже получил название Киммерида. Но для постоянного расселения своих соплеменников Тугдамме выбрал более отдаленную Каппадокию. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни (Страбон предполагал, что Тугдамме был побеждён и убит царём скифов Мадием; Ашшурбанипал утверждает, что Тугдамме победил бог Мардук), и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру (Сандакшатра), также названный царём скифов-саков, упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.
В Библии киммерийцы известны как яфетический народ гомер. В осетинском нартовском эпосе киммерийцы упоминаются как гумиры, предшествовавшие нартам. И такой народ, упоминается позднее, в наименовании КИМВРЫ, в связи с нападением этого народа на Италию. Язык не сохранился данного племени, так его никто и не собирался изучать, среди римлян никогда не было ученых, стоявших рядом с Геродотом или Страбоном по любопытству, открытости другим культурам и отстуствию пренебрежения к другим.
Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi – древний ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. – IV в. н. э.. Скифы не имели письменности, из их языка известны всего несколько слов. Кстати говоря, небольшой народ сколтов и сейчас проживает на Севере Норвегии, то есть, весьма вероятна миграции части предков скифов с Крайнего Севера на юг, как и в случае с киммерийцами, да и гуннами. Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона именуемой в древнегреческих источниках Скифией, и в областях Тывы и Алтая, где еще во времена Петра Первого найденеы многочисленные артефакты скифской культуры. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им. Скифы дошли до самых границ Монголии, и скифов Сибири и Дальнего Востока именуют стыдливо «Псевдоскифами». О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований Родственным скифам народом были сарматы, ведь сарматы- это те же царские скифы, только поклоняющиеся Богине-Матери, Царице- Небесной, поэтому и называются сарматы.
Многие учёные, среди которых Ф. Юсти, М. Фасмер, О. Семереньи и В. И. Абаев, возводят слово *skuta к индоевропейскому корню со значением стрелять. В частности, В. И. Абаев сопоставляет слово skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять) В свою очередь К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι <*skula-ta <*skuδa-ta <*skuda-ta. Но это скорее попытка притянуть желаемое. Но не являющееся фактом, а фактом является небольшое племя в Норвегии, проживающее и сейчас, неподолеку от Кольского полуострова, и именуемое СКОЛТАМИ. ТО ЕСТЬ сколотоы-сколты – это пришедшие с Кольского полуострова, с Колы, одного из названий Солнца. Отсюда и название одного из царей прародителей скифов, а скорее, божеств, Колаксай, дословно-«Солнце-Царь». Переход древнеиранского *δ в скифское *l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например скиф. Παραλάται – племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения Σκύθαι βασιλητοι, то есть «царские скифы»; <иран. *paradāta – «поставленный во главе, по закону назначенный», авест. paraδāta- (почётный титул владыки, букв. «поставленный впереди, во главе»). В лексиконе Гесихея Александрийского упоминается скифское слово μελιτ. ιον – «какой-то напиток из мёда», где также виден переход *δ в *l в обще-иранском корне *madu-, *maδu- «мёд», «приготовленный из мёда сладкий напиток, хмельной напиток». И здесь много численные ученые ошибаются, здесь Геродот перевел скифское значение слово на греческий язык дословно, то есть как «имеющие власть над людьми». Ведь и в эллинском языке ЛАОЙ-человек (просто человек», то есть здесь дочловно «знатные, имеющие власть» но не царские, не владыки.
О. Н. Трубачёв связывал самоназвание скифов с корнем со значением «отрезать, отщеплять» (ср. осетинское иронское sk’˚yd, дигорское (æ) sk’ud» оторванный»). И к русскому это понятие близко, в значении «осколок», но опять путь нас приводит к Кольскому полуострову.
В антропологическом плане выделяются две группы европейских скифов – лесостепные и степные. Лесостепные скифы отличались от причерноморских более узким и длинным черепом, узким, менее высоким и резко профилированным лицом. Эти особенности сближают их с узколицым местным населением эпохи поздней бронзы. Степные – более высоколицые, с более широким и коротким черепом.
Существует две гипотезы, объясняющие эту разнородность – автохтонная и миграционная. Согласно первой, у степных скифов, с большой плотностью и подвижностью населения, вследствие усиления внутригруппового смешения и метисации с соседними группами, началась брахикефализация. Согласно другой точке зрения, отличие степных групп от лесостепных связано с их различным происхождением. Лесостепные скифы являются автохтонами, и обнаруживают наибольшее сходство с антропологическим типом срубной культуры Степные скифы, судя по сходству с окуневцами Тувы, мигрировали в Северное Причерноморье с востока. Для азиатского степного населения в сакское время была характерна мезобрахикранность, с крупным лицевым отделом, с умеренным выступанием носовых костей и ослаблением горизонтальной профилировки. Впоследствии на основе этих комплексов сложится южносибирская раса.
Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён, сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов – сколоты (skolot, skolt…)
По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a1a – Z2123 (причём как европейские скифы, так и азиатские (сибирские) скифы и митохондриальных гаплогрупп G2, G2a4, F1b, F2a, U5a, U5a1 T1, T1 T2 A, A4 H, H2a1, D, D4b1, N1a, I3, HV2, HV6, J, K [28].
У скифов из Республики Тыва определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a-M513, R1a1a1b2-Z93, N-M231, Q1b1a-L54, Q1b1a3-L330.
Генетические исследования скифских археологических культур поддерживают два возможных сценария возникновения скифов: мультирегионный, и, менее вероятно, западный и северный. С регионов примыкающих к Полярному кругу, о чем и говорят многочисленные легенды и сама топонимика мест этого района России. По западному сценарию, скифы происходили из западно-европейских племён, после чего восточная их часть на протяжении двух веков мешалась с азиатами (хань китайцами), по мультирегионному сценарию, скифы состоят из западных европейцев и азиатов, которые мешались между собой на протяжении двух веков. Более тысячи лет (с конца IX в. до н. э. по третью четверть IV в. н. э.) огромную роль в истории степных районов Юга России играли ираноязычные племена, известные как киммерийцы, скифы, саки, массагеты, аланы. Считалось, что путь от рубежа бронзовогои железноговеков к исходному единству всех иранцев не должен быть долог. Ещё в I тыс. до н. э., в раннем железном веке, по соображениям И. М. Дьяконова (1956: 290—291), опирающимся на лексические факты, язык скифов Северного Причерноморья был в пределах взаимопонимания для древних мидян, а язык Авесты схож с языком Ригведы. Дискуссии о происхождении причерноморских скифов, обострившиеся в последние годы среди краниологов [Яблонский, 2000; Козинцев, 2000; Круп, 2004], связаны с вопросом об антропологической однородности данной группы. С. Г. Ефимова [2000], отстаивающая, как и Л. Т. Яблонский [2000], теорию автохтонностии антропологической консолидированности скифов, тем не менее убедительно продемонстрировала, что степные скифы заметно отличаются от лесостепных. Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:
– согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока;
– другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.
– И третий вариант, учитывающий все легенды, и топонимику Севера, и свидетельства Геродота и Гомера, из Приполярного региона, района Ямальского полуострова.
Проблема происхождения скифов и их культуры не решена сколько-нибудь убедительно и по сей день. Обилие и противоречивость существующих точек зрения по этому поводу просто поражают. Однако большинство мнений учёных так или иначе примыкает к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез.
Первая гипотеза – так называемая автохтонная – наиболее подробно была обоснована Б. Н. Граковым. Он считал, что прямыми предками скифов являлись племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Проникновение это было очень медленным и длительным (с середины II тыс. до н. э.), а упомянутая Геродотом миграция скифов «из Азии» (а «Азия» начиналась для античных географов сразу за Доном-Танаисом) – лишь одна из его волн, скорее всего, последняя. Мигранты-«срубники» встретились в степях Причерноморья с более ранними переселенцами из тех же областей, и на основе слияния этих родственных друг другу групп сложилось этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племён, испытавшая значительные изменения в ходе перехода от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному номадизму, легла, по мысли Б. Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры. Правда, искусство скифов (звериный стиль) и некоторые формы их оружия он считал привнесёнными откуда-то извне. К граковской гипотезе примыкает переднеазиатская версия известного ленинградского археолога, специалиста по скифам и хазарам М. И. Артамонова. Согласно его точке зрения, срубная культура эпохи бронзы непосредственно предшествовала скифской в Северном Причерноморье и во многом предопределила её основные черты. Однако возникновение собственно скифской культуры в VII в. до н.э. и, особенно, такой её яркой черты, как звериный стиль М. И. Артамонов связывал с влиянием развитых цивилизаций Передней Азии. По Б. Н. Гракову, и скифы, и киммерийцы – прямые потомки «срубников», поэтому они имеют общую культуру и, скорее всего, родственны этнически. Звериный же стиль скифов находит четкие параллели в Искусстве бассейна Пермского региона, с его звериным стилем.
Вторая гипотеза. Совершенно иначе подходит к решению данной проблемы признанный лидер группы учёных, отстаивающих правомерность так называемой центральноазиатской гипотезы, А. И. Тереножкин. По мнению этого исследователя, между населением Северного Причерноморья доскифского и скифского времени не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в регион из глубин Азии в VII в. до н.э
Мифы о происхождении скифов Геродот сообщает о трёх сказаниях о происхождении скифов:
«5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевси дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай Арпоксай и самый младший – Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще – коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловы Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Гераклисходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею (Богиня со змеями, родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя – змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание».
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.» Геродот. История. IV.5
Геродот зафиксировал также легенды о происхождении скифов. В одной из них утверждалось, что скифы появились на своей земле (как первый ее народ) за тысячу лет до нашествия Дария (то есть в середине II тыс. До н. Э.) И были связаны с Днепром, поскольку их первопредок Таргитай считался сыном Зевса и нимфы – дочери Борисфена (Днепра). Другая легенда, которую рассказали Геродоту греки, относила происхождения скифов до Низовья Днепра, потому что первым скифским царём был Скиф – сын Геракла и девы-Ехидны, которая жила в Гилеи. Обе легенды интересны тем, что первая рассказывает о скифов-земледельцев (их символами были плуг, ярмо, секира, чаша), а вторая, очевидно, о степных скотоводов (их символами названы лук, пояс, чаша). На сегодня вопрос происхождения скифов окончательно не решен. Как правило, ссылаясь на то, что основной комплекс материальной культуры скифов – Степи – был инородным местным традициям, степных скифов считают пришлыми. При этом учитывают сообщение Геродота и Аристея о приходе скифов с Азии, с пределов Крайнего Севера, ибо Аристей в поисках Гипербореи посетил родину Аполлона и оставил об этом свидетельства, переданные Геродотом, хотя и Геродот рисует Аристея скорее как божество, чем как человека, легендарной выглядит смерть Аристея с исчезновением тела и оставленной им одеждой, и о том что Аристей являлся потом, и предлагал чтить себя как ворона Аполлона.
Геродот в свой Истории поднимает ряд вопросов, на которые пытаются ответить историки современности-главный из которых, о Державе скифов. Некоторые, недобросовестные исследователи пытаются замолчать свидетельства Геродота, действительного Отца истории, по крайней мере, Истории скифов. Геродот фактически обозначает Скифское Конфедеративное Государство, и указывает на его культурный центр.
Не секрет. что именно наличие общего культурно-религиозного центра сплачивает народы и племена, пускай и отличающиеся языком, обликом и обычаями в единое целое.
В Греции, Элладе, таким центром были Дельфы (в переводе город колдунов, происходит от глагола δέλγω – очаровываю, одурманиваю) Именно Дельфы были религиозным центром ионийцев, дорийцев, лакадемонян, мессенцев, элейцев, всех, кто считал себя эллинами, и даже лидийцев. именно наличие такого цента говорит о устойчивой человеческой общности, именно народа, Нации.
Геродот пишет о Аргиппеях:
23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием «асхи». Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи.
24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках.
Итак, Геродот говорит о Семи Племенах, говорящих с Аргиппеями через толмачей. Толмач-это не всегда переводчик, скорее посланец. То есть, каждое племя скифов посылало толмача к Аргиппеям-волхвам скифов. Таким образом, получается, что это и был религиозный и культурный центр всей скифской общности, простирающейся от Китая до Днепра.
Ведь судя по описанию Геродота, Аргиппеи- это именно волхвы, их судя по всему также Семеро, представителей Семи племен. Прически этих волхвов также совпадают с описанием Геродота- бритая голова, и косица на затылке.
Семь-священное число, И здесь союз СЕМИ Арийских племен, не больше и не меньше. Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru и бхараты и гандхары. Ядами, кстати, позднее именовали саков и гуннов-эфталитов.
Семиградье известно в более поздней Венгрии, Трансильвании. Семь славянских племен, основавших Болгарию. Семь англосаксонских королевств, и Септимания Франции, область расселения сартов-сардонов.
Таким образом, Скифия представляла из себя Конфедерацию Семи Племен, с культурным центром в районе Оби, что подтверждается многочисленными драгоценными находками в этом регионе. Другой центр, был в районе теперешней Перми, связанный вероятно, с обилием в том месте людей специфических способностей. связанных с меречением, и массовой одержимостью- икотка. То есть, женщин того региона, также часто впадают в транс, что в далекие времена прибавляло им святости.