Как пользоваться сборником

Составной характер последований

Один из основных принципов сборника – неизменяемые суточные молитвословия дополняются изменяемыми седмичными или праздничными песнопениями. При этом максимальное разнообразие молитвенных текстов в зависимости от дня недели или праздничного периода приходится на вечерню и утреню.

Особые последования (ко Святому Причащению, о болящем и усопшем) по желанию молящегося могут быть совершены отдельно либо в составе суточных последований: каждый элемент – на своем месте (подробные инструкции см. в примечаниях в начале последований).

При желании можно дополнить последования чтением Псалтири, ветхозаветных и новозаветных текстов, а также канонов, акафистов и молитв из привычных правил – кому что ближе и действеннее. Указанные в последованиях места для этих чтений не означают, что дополнение обязательно, оно лишь возможно.

Издание, которое вы держите в руках, предлагает примерную подборку текстов из Октоиха, Минеи и Триоди. Всякий, кто имеет в своей библиотеке эти книги, может, используя предложенный нами метод, самостоятельно разнообразить свое домашнее молитвенное правило.

Время совершения последований

Главным является не порядок и не количество прочитанных за день последований, а соответствие последования своему времени суток. Таким образом будет достигнута изначальная цель – освящать молитвой всякий час дня и ночи.

Так, полунощницу следует совершать посреди ночи или под утро, если еще не рассвело. Утреню – начинать незадолго до рассвета или сразу после него, чтобы слова «Слава Тебе, показавшему нам свет» сопровождали восход солнца. Вечерняя песнь «Свете тихий» (т. е. неяркий) должна приходиться на закатный час, когда на улице смеркается и в домах зажигают светильники. Повечерие, по смыслу самого слова, читается после вечери – ужина. Определить время остальных часов можно в связи с завтраком и обедом: час первый – перед завтраком, третий – между завтраком и обедом, шестой – перед обедом, девятый – между обедом и началом вечерних сумерек (в разное время года промежутки между последованиями будут различаться).

Часы третий, шестой и девятый имеют особые посвящения, связывающие их с новозаветными событиями Распятия Господня (час шестой), Крестной смерти Спасителя (девятый) и Сошествия Святого Духа на Апостолов (третий). В дни праздников тропари часов, посвященные этим темам, могут быть заменены праздничными текстами.

Посвящения дней недели

Каждый день недели имеет свое тематическое посвящение. Поскольку по библейскому исчислению времени сутки начинаются с вечера (обратите внимание, как сказано в Библии \ И быть вечер, и бысть утро – день един (Быт. 1: 5), то и посвящения дней недели начинаются на вечерне и длятся на протяжении суток до часа девятого:

– вечер воскресенья и день понедельника посвящены теме покаяния и святым Небесным Силам;

– вечер понедельника и день вторника – также теме покаяния и святому Иоанну Крестителю;

– вечер вторника и день среды – Кресту Господню (в воспоминание предательства Иудина) и Богородице;

– вечер среды и день четверга – святым апостолам и святителю Николаю Чудотворцу;

– вечер четверга и день пятницы – Распятию Господню и Богородице;

– вечер пятницы и день субботы – всем святым мученикам, святителям и преподобным, а также поминовению усопших;

– череда посвящений венчается еженедельным воспоминанием Воскресения Христова, которое начинается на вечерне субботы и длится весь воскресный день.

В целях некоторого облегчения в канонах на утрене среды, четверга и пятницы оставлено по одному посвящению; в стихирах, тропарях и эксапостилариях сохранены оба.

Праздничные периоды года

В течение церковного года, с сентября по август, достаточно равномерно распределены праздничные периоды (сам день праздника, попразднство и отдание праздника), посвященные основным событиям новозаветной истории от Рождества Богородицы до Ее Успения. Особняком стоит рождественский цикл, включающий богослужебные воспоминания Благовещения Богородицы (7 апреля н. ст., за 9 месяцев до Рождества Христова), самого Рождества (7 января н. ст.) и Сретения Господня (15 февраля н. ст., в 40-й день по Рождестве). Цикл неподвижных годовых праздников дополняется подвижным пасхальным циклом: Вход Господень во Иерусалим, Светлое Христово Воскресение – Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. В число двунадесятых, т. е. 12-ти важнейших праздников года, включено также воспоминание Воздвижения Креста Господня (326 г.), знаменующего окончание эпохи гонений и начало эпохи христианской империи.

В настоящее издание входят избранные тексты двунадесятых праздников и Пасхи, предназначенные для чтения в дни праздника – на случай, если невозможно быть в храме, но, главным образом, в периоды попразднств (они обозначены в кратком введении к каждому празднику). В праздничные периоды, занимающие в общей сложности 117 дней – чуть меньше трети года, седмичные песнопения заменяются на праздничные. На Светлой пасхальной неделе (при желании – до отдания Пасхи) некоторые последования суточного круга заменяются Пасхальными часами.

Загрузка...