Глава 1 Вступление в новую игру

Вступление в новую игру – это создание нового бизнеса или радикальное преобразование старого. Оно подразумевает полный разрыв с прошлым ради создания новых продуктов, завоевания нового сегмента потребительского рынка и ради нового образа действий – то есть появление новой модели бизнеса. Вы можете решить (как мы увидим на примере Wipro), что развиваемый вами бизнес не обладает достаточным потенциалом для создания ценности и нужно перейти в новый. Другая ситуация: новые технологии или расширение рынка могут открыть возможность для разработки прорывного продукта и полностью реорганизовать бизнес. Пример – виртуальная музыка и «iPod» от Apple. Поиск новой игры означает новую кривую развития бизнеса (см. рис. 2).



Вступлению в новую игру сопутствует опасная психологическая ловушка – уверенность, что вы способны управлять любым бизнесом, и проистекающая из нее готовность ухватиться за самую соблазнительную возможность (см. раздел «Остерегайтесь гипертрофированного самомнения» – чрезмерной самоуверенности, внушающей, что вы способны грамотно использовать любой шанс). В действительности успех зависит от умения понять, что в ваших силах, а что нет. Основа успеха – не безрассудная погоня за возможностями, а разумное предпринимательство (см. раздел «Wipro: авантюризм и опыт»). Необходимо снизить риск предпринимательства за счет мобилизации накопленного опыта, организационных компетенций или функционирования уже существующего предприятия (см. раздел «Предпринимательство, основанное на опыте»). Помимо опыта и обеспеченности ресурсами вступление в новую игру требует гибкого стиля руководства, способности быстро реагировать на ситуацию и использовать в своих интересах изменчивый набор возможностей.

Мы начнем историю Эрика с того момента, как он понял, что мечтает о новой игре, и разберем проблемы, стоящие перед ним. В каждой очередной главе мы будем продолжать историю Эрика в качестве событийного фона для осуществления больших маневров разных типов.

Остерегайтесь гипертрофированного самомнения

Эрик поймал себя на том, что смотрит в окно. Он перевел взгляд на стол, где лежал пятидесятистраничный документ с запиской:

Дорогой Эрик!

В рамках подготовки к заседанию правления как обычно внесите ваш пятилетний стратегический план в раздел на странице 38.

Спасибо, Том.

Документ лежал на столе уже 10 дней. Эрик опять посмотрел в окно. Он окончательно понял то, в чем не хотел признаваться себе: все это никуда не годится.

Он набрал несколько строк на компьютере, распечатал лист и поставил подпись. Взяв бумагу, он медленно, но решительно пошел по коридору к кабинету главного управляющего.

– Стэн, вот мое заявление об уходе. Опционы на акции вы можете оставить себе.

Внезапно он почувствовал облегчение. С учетом цены, за которую была куплена его компания, опционная часть сделки, конечно, не стоила свободы. Он знал, что ведет себя ужасно.

Стэн недоверчиво уставился на Эрика. Глаза его гневно сверкнули, но он попытался сдержаться.

– Эрик, когда Software Inc. купила вашу компанию, вы подписали рабочий контракт на пять лет. Мы дали вам кучу денег, а кроме того – опционы на акции, отличный кабинет и прекрасную должность. Чем вы недовольны?

– Простите, Стэн, но мне нужно собственное дело. Здесь на любую возможность, которую я хочу использовать, ставят ярлык «слишком рискованно», «рынок к этому не готов» и так далее.

– Эрик, купив вашу компанию, мы купили вас. Вы не можете уйти.

Эрик повернулся и пошел к лифтам. Он улыбался.

– Эрик, Эрик! Вы помните соглашение о недоступности конкурентных действий? Эрик!

Эрик улыбнулся еще шире. Он твердо решил покинуть отрасль программного обеспечения. С программами покончено. Он намерен завоевать мир новым революционным продуктом – овсяным молоком1.

Первым, кому Эрик позвонил, выйдя из Software Inc., был его старый друг Бьорн.

– Бьорн, я ушел из компании.

– Что ж, я этого ожидал. Ты был явно не на своем месте.

– Знаю, знаю.

– И что дальше? В здешней округе есть пара отличных молодых компаний, занимающихся информационными технологиями. Им пригодился бы твой опыт.

– Ну уж нет! На этом деле я поставил крест. Собираюсь переключиться на овсяное молоко.

– Овсяное что? Молоко? Ты серьезно?

– Абсолютно. Пару недель назад мне звонил Пер. Он почти решился начать серийное производство своего продукта, и ему нужен партнер по бизнесу.

– Ты хочешь присоединиться к этой, как ее, Oaty? Да ведь ей всего пара лет от роду!

– Верно. Но у них большое будущее.

– Допустим. А теперь скажи мне, хорошо ли ты разбираешься в этом овсяно-молочном бизнесе и вообще в потребительских товарах?

– Не имеет значения. Компании нужно тонкое коммерческое чутье – и все. Посмотри, скольких парней мы сейчас превозносим за успехи в областях, где они не имели никакого опыта. Говард Шульц был простым продавцом в Xerox, а потом вывел в лидеры Starbucks. Джефф Безос занимался инвестиционным бизнесом, перед тем как основать Amazon. Я думаю, именно свежий человек вроде меня будет находкой для Oaty.

– Ладно, ладно. Не хочу тебя разубеждать, но ведь не все рождаются говардами шульцами или джеффами безосами. Не забудь о неудачниках. Судя по всему, успеха добивается один из десяти или двадцати. А удача зависит от того, какие козыри ты выложишь на стол. Обоих этих парней к успеху привели умения и опыт. Загляни ко мне по дороге, я дам тебе почитать кое-что с тех времен, когда я учился MBA. Думаю, тебя заинтересует. Это о том, как компании создают новый бизнес и преобразуются.

Я думаю, ты убедишься: то, что помогает изменять компании, может изменить и отдельного человека.

Меньше всего Эрик хотел что-то читать, но из любопытства и уважения к другу свернул с дороги, чтобы навестить Бьорна.

Wipro: авантюризм и опыт

Вечером в доме Свенссонов царило праздничное настроение. Вивека, жена Эрика и директор собственной компании, с удовольствием выслушала новости. Она тоже считала, что муж не создан для корпоративной должности, но высказала сомнения по поводу партнерства с Пером в молочном бизнесе.

– Вивека, Бьорн думает так же. И он дал мне почитать вот это. Эрик протянул ей текст кейса, полученный от Бьорна.

Wipro Ltd

В 1945 г. г-н М. Х. Хашам Премджи основал компанию Western India Vegetable Products (Wipro), производившую растительные масла и мыло. С самого начала Премджи заявил, что на первом месте для него покупатель и его интересы2. В каждом деле Хашам Премджи прежде всего исходил из интересов покупателя. Он отказался от предложения пакистанского премьер-министра занять пост министра финансов, акционировал часть компании и занялся диверсификацией бизнеса.

В 1966 г., за полгода до того, как его сын Азим окончил Стэнфордский университет, Хашам Премджи умер от инфаркта. Семейная компания приносила тогда 3 млн дол. в год, имела в штате 350 работников и занимала рыночную нишу в сегменте производства масел, туалетного мыла и гидравлических жидкостей. Главным бизнесом компании была переработка арахиса в мыло и масло.

Загрузка...