Часть II. Изобретение

ТЕМА 2.1. Анализ проблемной ситуации. нахождение и формулировка темы

Изобретение – конструирование содержания высказывания. B основе изобретения лежит ясное и отчетливое представление об уместности высказывания: что, кому, с какой целью, каким образом, какими средствами, где, когда, при каких обстоятельствах, с какими возможными последствиями надлежит сообщить и ο чем следует умолчать. Приступить к публичной речи, не проработав ее содержание, значит пустословить, необдуманное слово влечет за собой вредные последствия для тех, кому оно адресовано и для тех, кто его создает.

Цель риторического высказывания – решение проблемы, значимой для аудитории. Ритор не выдумывает проблемы, но решает реальные задачи. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат обсуждению.


Изобретение включает в себя:

1) анализ проблемной ситуации: определение предмета речи и создание темы высказывания;

2) развертывание темы: нахождение, отбор, построение и согласование аргументов.


Анализ проблемной ситуации включает:

1) аудиторию;

2) ритора с его знаниями, способностями, опытом и подготовкой;

3) проблему и предмет речи, подлежащие обсуждению.


Перед началом работы полемист должен четко уяснить ответы на следующие вопросы:

Для кого? (я буду говорить);

Что? (я скажу людям);

Зачем? (с какой целью я обращаюсь к людям);

Как? (я это сделаю);

Когда? (по времени это будет уместно);

Где? (я буду говорить, в каком месте);

Кто / что будет мешать? (что сделать, чтобы это устранить);

Кто / что будет помогать? (что сделать, чтобы воспользоваться этим).

ТЕМА 2.2. Аудитория.

Аудитория – совокупность лиц, к которым обращается ритор, объединенных на основе общих взглядов, целей или интересов. Аудитория развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и точек зрения, выделяя группировки людей, придерживающихся той или иной позиции.

I. Объем аудитории

Β зависимости от объема и речевой фактуры (устной, письменной, печатной, электронной, компьютерных сетей) аудитории подразделяются на: 1. сосредоточенные (ораторские) и 2. рассредоточенные (аудитории письменной и печатной речи).

1. Сосредоточенные аудитории подразделяются на малые, средние и большие.

Малые аудитории – в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для продолженной речи – обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь предполагает импровизацию.

Средние аудитории – в которых ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. Для ритора-оратора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек. Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов речи – преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

Большие аудитории – до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны. Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

2. Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации.

Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами устной и письменной речи. Работа с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых отношений и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор, издатель, книготорговец, распространители. Использование письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной читательской среде.

Массовая аудитория представляет собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации. Границы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареной распространения национального, межнационального или мирового языка. Современная массовая аудитория расширяется в мировых масштабах и становится глобальной, при этом обнаруживается тенденция превращения ее в англоязычную с использованием других языков в качестве переводных эквивалентов английского.

Массовая аудитория охватывается информационными источниками разных уровней – от глобальных (международные телерадиовещательные корпорации и информационные сети (интернет)), до региональных и локальных (национальные и местные телекомпании, газеты, информационные сети, рекламные агентства).

II. Однородность и разнородность аудитории

1. Однородные аудитории – объединенные на основе общности мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной. Мировоззренческая общность аудитории предполагает обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми связывается содержание речи. Так, при обращении к ученым или студентам естественно связать тему речи с наукой, или при обращении к юристам – с правом.

2. Разнородные аудитории – объединенные на основе интересов или общности проблем. Для разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрения и плюрализм подходов к предлагаемым решениям. Общие ценности таких аудиторий могут быть сведены к взаимной корректности поведения и терпимости, а также к признанию прагматических, материальных интересов как универсальных.

Преимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на аргументацию предсказуема, а недостаток – в том, что убеждения и интересы аудитории могут расходиться с убеждениями ритора, и его аргументация будет восприниматься негативно и отторгаться.

III. Конвенциональность аудитории

Конвенциональные аудитории – объединенные техническими правилами речи, которые рассматриваются как обязательные и универсальные.

К конвенциональным аудиториям относится судебная коллегия, ибо существуют нормы доказательства и опровержения, на основе которых суд принимает решения, и судебная критика речи исходит из общепринятых представлений ο том, что доказано или доказуемо. Следует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как универсальные и общеобязательные, что существенно осложняет задачи ритора.

IV. Культурное состояние аудитории

Существенное значение для оценки проблемной ситуации имеет отношение аудитории к культуре. Культурные образования отличаются наличием одних форм культуры и отсутствием других, им свойственны устремления культурного строительства и связанные с ними конфликты. При анализе аудитории ритор учитывает ее культурный состав как склонность представителей того или иного культурного образования к определенным представлениям и идеям.

Пол аудитории.

Женская аудитория.

Женская аудитория имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

данная аудитория остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана;

у слушателей преобладает конкретно-образное мышление;

высокая эмоциональность восприятия;

предпочитает воспринимать информацию на слух;

отсутствие интереса к экономическим, научно-техническим и спортивным темам;

охотнее собирается на различные лекции и выступления,

менее информирована по всем вопросам, чем мужская аудитория.

Рекомендуется:

использовать индуктивную подачу информации;

обеспечить высокую эмоциональность изложения;

максимально использовать апелляцию к бытовым примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи;

максимально использовать наглядность;

рассматривать в одном выступлении только одну проблему.

Мужская аудитория.

Мужская аудитория лучше информирована по всем вопросам, чем женская;

мужчины много читают газет и смотрят ТВ, поэтому располагают последней информацией;

преобладающие интересы связаны с работой и политикой;

нетерпелива к длиннотам;

не любит слишком подробное «разжевывание» материала.

Рекомендуется:

умеренную эмоциональность;

дедуктивную подачу материала;

не делать слишком явно выводы за аудиторию;

использовать более абстрактное изложение;

рассматривать 2—3 вопроса;

давать обязательно аргументацию выдвигаемого тезиса;

обеспечить рациональное построение выступления, причем построение выступления должно быть очевидным для аудиторий – мужчины это любят.

Возраст аудитории

Молодежная аудитория.

Специфика молодежной аудитории столь значительна, что о ней следует поговорить более подробно. Какие же основные черты характеризуют молодежную аудиторию? Приведем их в виде простого перечисления:

беззаботность;

необремененность житейскими проблемами;

неразвитость способности к логическому мышлению;

эмоциональное восприятие преобладает над рациональностью;

неприязнь к наставлениям, прямым назиданиям;

критиканство (огульное охаивание без конкретных предложений);

максимализм в суждениях и оценках;

болезненная чувствительность к противоречиям, неправде;

податливость к внушению, манипулированию сознанием;

страсть к победам, внимание к победителям;

тяга к новизне, новому;

любознательность;

интерес к проблемам литературы, искусства, музыки;

интерес к морально-этическим проблемам;

любовь к личностной интерпретации фактов;

стремление к опоре на конкретные факты;

низкий уровень внимания;

высокий уровень доверия к информации, воспринимаемой на слух;

доверие к мнениям сверстников;

любовь к яркости, зрелищности, наглядности;

легкость эмоционального заражения;

легко теряют нить повествования;

в споре легко переходят от темы к теме, от факта к факту; любят юмор, шутки; ценят веселых людей;

ждут понимания проблем молодежи от старшего поколения, взрослых;

резко отрицательно относятся к тем, кто пытается выгораживать кого-либо, скомпрометированного общественным мнением;

любят и лучше понимают быструю речь.

Существует дифференциация и самой молодежной аудитории. Так, выделяют три группы молодежи:

18—25 лет – высокое развитие мышления, памяти, низкое внимание;

26—29 лет – более низкое развитие мышления и памяти, высокое внимание;

30—33 года – высокое развитие памяти, мышления и внимания.

После 33 лет наблюдается постепенное угасание всех интеллектуальных функций, если человек не занимается профессионально деятельностью, связанной с мышлением.

Разумеется, все сказанное следует учитывать, выступая перед молодежной аудиторией.

Рекомендуется:

Использовать дедуктивную подачу материала (после 25 лет), индуктивную – до 25 лет.

Рассматривать один-два вопроса, не больше.

Темп речи должен быть достаточно быстрый.

Избегать прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций в адрес аудитории.

Основным способом убеждения следует избрать эмоциональное воздействие, логические доводы должны лишь закреплять воздействие, оказанное на чувства и веру.

Избегать абстрактных логических рассуждений.

Широко использовать наглядность, яркие схемы, слайды, музыку.

Обязательно использовать юмор, шутку, смешные истории и случаи.

Не говорить плохо о сегодняшних кумирах молодежи,

Не пытаться реабилитировать в глазах молодежи тех, кто осужден общественным мнением.

Не замалчивать недостатки, правду, а показывать пути исправления.

Демонстрировать смелость мышления, принципиальность.

Вести диалог максимально откровенно, окрашивая его личностным отношением, личностными оценками.

Не укорять аудиторию за ошибочное понимание того или иного вопроса.

Опираться в изложении на конкретные факты, случаи.

Применять специальные средства поддержания внимания.

Все время специальными средствами удерживать и демонстрировать аудитории нить повествования.

Всячески избегать длиннот, длинных цитат и длинных фраз.

Всему давать личную оценку.

Указывать на новые идеи, факты, мнения, подчеркивать их новизну и оригинальность.

Выступать, находясь как можно ближе к аудитории.


Детская аудитория.

Основные особенности детской аудитории:

эмоциональная непосредственность;

неусидчивость; быстрая утомляемость;

высокая заражаемость, страсть к копированию;

непонимание подтекста высказываний, непонимание иронии (приблизительно до 12—13 лет);

дети предпочитают событийное изложение, хорошо понимают только его;

очень любят наглядность, яркость, зрелищность;

нетерпимость к длиннотам;

упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения;

любят «рыжих клоунов», то есть людей с отклоняющимся поведением;

Загрузка...