Вэпоху античности наука подразделялась на три области:
– физику, знание ο природе;
– этику – знание об общественных установлениях;
– логику – знание ο слове как инструменте мышления и деятельности.
Β основе образования лежат именно логические науки или органон. Органон включал в себя тривиум и квадривиум – всего семь свободных искусств. Β тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика, музыка, геометрия и астрономия.
Грамматика – наука об общих правилах построения осмысленной речи.
Поэтика – наука ο художественном слове
Диалектика – наука ο приемах обсуждения и решения проблем и ο технике научного доказательства.
Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера.
Риторика – наука ο целесообразном слове. Поскольку мы живем и действуем в обществе, то и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, ο чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Поэтому убедить – значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согласились с доводами и присоединились к ним.
Ситуация повествования подразумевает наличие 3 элементов: 1. оратор (автор), 2. повествование (текст), 3. слушатель (адресат). Классическая риторика, вследствие этого, различает 3 фактора убеждения, из которых складывается качество повествования: 1. авторитет оратора, 2. аргументация текста, 3. эмоции аудитории. Разница ситуаций и аудиторий значительно влияет на сам способ высказывания. Поэтому, со времен Аристотеля, классическая риторика допускает 3 жанра красноречия: 1. судебный (речь перед трибуналом); 2. делиберативный (политическая дискуссия), 3. демонстративный (на праздниках и чествованиях).
Β языке различают:
– речь – текущий обмен высказываниями
– словесность – систему образцовых произведений слова и норм хранения и создания новых произведений;
– систему языка – организованную совокупность слов и приемов выражения мысли.
Науке известны более трех тысяч языков, которые обладают общими фундаментальными свойствами, отличающими язык человека от коммуникативных систем животных, что свидетельствует ο единстве человеческого рода.
Важнейшие свойства языка:
1. Номинативность (состоит в том, что основная единица языка – слово – обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Слово называет вещь, предмет мысли).
a) Во-первых, слово ассоциируется с идеей предмета, причем связь эта как бы условна и произвольна: в звуковой оболочке слова нет ничего, что зависело бы от свойств обозначаемого предмета или представления ο нем, в принципе любое представление может обозначаться любым упорядоченным сочетанием звуков. Но, обозначая предмет, слово выражает идею этого предмета, поэтому между словом, идеей и обозначаемым предметом устанавливается взаимная связь или отношение.
Поскольку предметы могут осмысливаться различным образом, в языке существует полисемия – многозначность слова, синонимия – обозначение одного или сходных предметов разными словами и омонимия – обозначение различных предметов словами с одинаковым звучанием. Получается, что вещи связаны между собой словами, а слова – вещами, которые они обозначают.
b) Во-вторых, слово именует предмет определенным способом, выделяя в нем те или иные признаки или свойства. Так, слово облако – *об-волоко содержит образ того, что облекает, простирается вокруг, а слово туча, восходящее к общеславянскому *tökjа, содержит значение «греметь,» «стучать.»
c) В-третьих, именование не просто «отражает» предмет, но делает его реальным. Именованный предмет обретает смысловую определенность. Когда мы называем некоторую вещь, даем имя человеку или кличку животному, то тем самым устанавливаем предмет именования как некий отдельный факт: мы поступаем с вещью в соответствии с тем, как мы ее назвали. Адам дал имена всякой «душе живой» и это значит, что он построил картину мира через имена. B этой картине мира именованием определены сущность, свойства и качества живых существ и тем самым установлен образ действия с каждым видом и с каждым отдельным существом. Но в этой картине мира Адам обнаружил лакуну: не было помощника, подобного Адаму по сущности, то есть другого человека. Помощник же нужен для дела, а дело предполагает наличие замысла, ο котором наш Праотец знал и который намеревался исполнить.
Не существует языков, в которых не было бы имен.
2. Предикативность (свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление ο связях предметов или образов, содержащее суждение).
Β суждении имеются:
– субъект – то, ο чем мы мыслим,
– предикат – то, что мы мыслим ο субъекте,
– связка – то, как мы мыслим отношение субъекта и предиката.
Например: Иван гуляет значит: Иван (субъект мысли) есть (связка) гуляющий (предикат); пойдем гулять: мы (первое лицо единственного числа глагола) – субъект; гулять – предикат; повелительное наклонение глагола – связка, обозначающая желательность и побуждение.
3. Членораздельность (свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы).
Речь предстает нам как чередование слов и пауз. Каждое слово может быть отделено говорящим от других. Слово опознается слушающим и отождествляется с уже имеющимся в сознании образом, в котором соединяются звучание и значение. На основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.
4. Рекурсивность (свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов).
Каждый раз, как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывания – число предложений бесконечно велико. Создаем мы и новые слова, хотя чаще изменяем в речи значения существующих слов. И тем не менее мы понимаем друг друга. Взаимопонимание возможно, поскольку новые предложения и словосочетания состоят из знакомых слов, слова состоят из одинаковых и знакомых частей – морфем или слогов, морфемы и слоги состоят из знакомых звуков. Каждый произносит слова и звуки посвоему, но мы опознаем слова и звуки одинаково, поскольку слышим в произносимом слове в первую очередь то, что необходимо для его опознания.
B каждом языке имеется около сорока (от 20 до 80) гласных и согласных фонем («звуков свирели и лиры») – минимальных звуковых единиц языка, которые способны различать и составлять слова; в каждом языке имеется несколько сотен грамматических единиц (морфем или служебных слов), которые обозначают грамматические классы слов или словосочетаний, и несколько десятков или сотен приемов образования новых слов. B каждом языке имеется, по крайней мере, несколько тысяч корней или первообразных слов, на основе которых создаются новые слова. B каждом языке имеется несколько десятков моделей словосочетаний и предложений.
Речь – осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание – выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли.
– Виды высказываний:
– Простое (минимальное). Языковая форма простого высказывания – предложение: минимальное высказывание совпадает с предложением.
– Сложное. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним.
– Виды речи:
– Внутренняя – монолог (само осуществление мышления в языковой форме).
– Внешняя – диалог (общение между людьми).
По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Β диалогической речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики.
– Виды диалогов:
– общий (цель – сопровождение речью совместной жизнедеятельности);
– информационный (цель – получение и сообщение новой информации);
– диалектический (цель – систематизация полученной информации и в построение картины реальности);
– обучающий (цель – формирование знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности);
– соревновательный (цель – распределение людей по их компетентности и пригодности к деятельности);
– совещательный (цель – принятие решения);
– игровой (цель – выработка форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям, и согласование действий с высказываниями – общая и конкретная тренировка);
– командный (управляющий) (цель – непосредственное управление действиями).
Виды публичных выступлений:
– Протокольно-этикетные
– Развлекательные
– Информационные
– Агитационные