Роль общественного мнения в развитии местного самоуправления

М. А. Амирханян, магистрант 1 года обучения

Общественное мнение на сегодняшний день выступает весьма важной, необходимой нормой демократии. Оно является одним из действенных инструментов гражданского общества, с помощью которого народ может оперативно выражать свое доверие или недоверие центральной и местной власти, и тем самым устанавливать всякий раз меру ее легитимности.

Решение комплекса сложных задач социально-экономического развития муниципальных образований немыслимо без развернутого диалога органов местного самоуправления с заинтересованными группами и слоями населения. Чтобы быть эффективной, деятельность органов местного самоуправления должна опираться на общественное мнение, учитывать его авторитет и силу [2]. Основной чертой нынешнего российского общественного мнения является то, что оно находится в процессе становления. Другими словами, общественное мнение не может функционировать как устойчивый социальный институт.

Речь, как видим, идет об уяснении двух принципиальных вопросов:

1) Влияет ли общественное мнение на эффективность местного самоуправления?

2) Используют ли органы местного самоуправления общественное мнение в процессе подготовки и принятия управленческих решений?

Применительно к демократическому обществу, ответ на оба вопроса должен быть положительным. Однако реальная практика наталкивается на многие трудности. С одной стороны, подготовка и принятие решений по вопросам местного значения должны основываться на учете интересов и запросов населения. В этом плане муниципальная власть стремится привлечь к выработке решений широкую общественность. Но, с другой стороны, принимаемые решения должны быть компетентными, ориентированными на решение проблем по существу на основе определенных рациональных предпосылок. Как известно, компетентность общественного мнения, равно как и его возможности решать сложные задачи, имеют конкретные пределы.

Проблема состоит в том, чтобы найти оптимальный механизм взаимодействия органов местного самоуправления и общественного мнения, определить эффективные пути и способы привлечения общественности к принятию управленческих решений. При всей важности этой проблемы она не получила своего адекватного решения. При разработке важнейших вопросов социально-экономического планирования, принятии и реализации важных управленческих решений по вопросам местного значения потенциал общественного мнения привлекается не полностью.

Не менее сложной и многогранной представляется проблема изучения, формирования и прогнозирования общественного мнения. В числе возможных вариантов выявления мнения населения указываются:

– местный референдум или совокупность референдумов;

– решение представительного органа местного самоуправления;

– совокупность кустовых собраний (сходов) граждан;

– социологический опрос общественного мнения;

– опубликование и обсуждение предложений в СМИ.

Местный референдум – наиболее очевидная форма выявления мнения населения. Применение местного референдума для выявления мнения населения важно с точки зрения статуса решения, принимаемого на местном референдуме, как решения, подлежащего обязательному исполнению.

Представительный орган в силу своего статуса обладает правом выражать мнение населения, избравшего его, – это следует из определения представительного органа муниципального образования, данного в Федеральном законе РФ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1]. Необходимо иметь в виду, что любое решение через представителей в той или иной мере искажает прямое волеизъявление. Поэтому, особенно в случаях отсутствия единодушия среди депутатов, может быть поставлен вопрос о сомнениях в адекватности отражения мнения населения.

Кустовые собрания (сходы) граждан – также достаточно очевидная форма выявления мнения населения. В частности, необходимо определить порядок установления правомочности сходов, установить гарантии, что сходами будет охвачено население всех обособленных частей территории, определить – какая часть населения должна принять участие в собраниях, чтобы имелось основание для утверждения о состоявшейся процедуре выявления мнения населения.

Процедура социологического опроса общественного мнения имеет достаточно солидную научную базу. Реализация современных научных методик позволяет получить оценочный результат, весьма близкий к прямому волеизъявлению. Серьезным недостатком этого варианта является неблагоприятно воспринимаемое гражданами отстранение их от процедуры принятия решений о выяснении мнения населения.

Опубликование и обсуждение проектов решений в средствах массовой информации хорошо тем, что позволяет каждому заинтересованному жителю принять участие в принятии решения. Однако серьёзной проблемой является порядок подведения итогов обсуждения. Критерий количества обращений не может быть признан приемлемым, поскольку весьма несложно организовать ряд «возмущенных» писем или вал писем «в поддержку».

Таким образом, органы местного самоуправления при выработке и осуществлении социально-экономической политики должны опираться на надежные и достоверные источники информации о состоянии и динамике массового сознания [3].

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Герасимов А. В. Проблемы местного самоуправления, № 46, 2011.

3. Максимова Н. В. Участие населения в осуществлении MCY Государственная власть и местное самоуправление № 19, 2009.

4. Шевченко Е. А. Экономическая эффективность аграрного предпринимательства: Коллективная монография/под общей ред. к. э. н., доцента Белкиной Е. Н. и к. э. н. Айдиновой А. Т. – Ставрополь, ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2011. – 392 с.

5. Шевченко Е. А. Зарубежный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса // Сб. науч. тр. / Одесса. – 2012. – Т. 20. – № 3 – С. 53–54.

6. Шевченко Е. А. Муниципально-частное партнерство как механизм обеспечения экономического развития муниципальных образований // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 4. – С. 96–99.

Загрузка...