В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.
Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно—исторического процесса смены общественно—экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.
«Исторические типы государства»: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.
Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства.
Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. В мировой литературе предлагалось немало основ классификации государств. Чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государствевласть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим«Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государствоотличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
Либеральное государствоформируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.
В демократическом государствесоздаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
Английский историк А. Тойнби предложилцивилизационный подходклассификации обществ и государств, который учитывает не только социально—экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей.