II Древняя история и предшественники. Проникновение гипноза в мир современной медицины

2.1 Древняя история. Появление и популяризация современного гипноза

Древняя история

Люди входили в гипнотические трансы на протяжении тысячелетий. Во многих культурах и религиях это считалось одной из форм медитации. К наиболее раннему описанию гипнотического состояния относятся содержащиеся в трудах Авиценны, знаменитого персидского врача, писавшего о «трансе» в 1027-м г.

Появление и популяризация современного гипноза


Условный современный портрет (на серебряной вазе, Мавзолей Авиценны, Хамадан)


Появление современного гипноза произошло в восемнадцатом столетии (в его конце). Заслуга его популяризации принадлежит Францу Месмеру, немецкому врачу, ставшему известным в качестве «отца современного гипноза». В те времена гипноз был известен как названный в честь Месмера «месмеризм».

2.2 Франц Месмер. Аббат Фариа

Франц Месмер


Гравюра Франца Антона Месмера хранится в музее Французской революции – Визиле.


Франц Месмер придерживался мнения, что гипноз является некой мистической силой, передаваемой от гипнотизера к гипнотизируемому, однако его теорию критики отвергли, утверждая, что по факту в гипнозе какой-либо магический элемент отсутствует.

Аббат Фариа

Аббат Фариа, лусо-гоанский католический монах, был одним из пионеров научного изучения гипноза, продолжив работу Франца Месмера. В отличие от Месмера, который утверждал, что гипноз опосредован «животным магнетизмом», Фариа считал, что он работает исключительно благодаря силе внушения.

2.2 Проникновение гипноза в мир современной медицины. Джеймс Брейд

Проникновение гипноза в мир современной медицины


Вскорости гипноз начал проникать в мир современной медицины. Использование гипноза в медицине обрело популярность благодаря таким врачам и хирургам, какими являлись Джон Эллиотсон и Джеймс Эсдейл, а также благодаря таким исследователям, как Джеймс Брейд, оказавшим помощь в раскрытии преимуществ гипноза (физических и биологических).


Джеймс Брейд


Фото портрета Джеймса Брейда. До 1860 г. Художник неизвестен. С гравированного портрета, хранящегося в Манчестерской медицинской школе. В общественном достоянии.


Брейд начал слышать сообщения о различных восточных медитативных практиках вскоре после выхода 1-й его публикации о гипнозе под названием «Нейрипнология» (год 1843-й).

Ему принадлежит перво обсуждение некоторых из этих восточных практик в серии статей под общим названием «Магия, месмеризм, гипнотизм и т. д., рассмотренные исторически и физиологически».

Им были проведены аналогии между собственной практикой гипноза и различными формами медитации индуистской йоги и иными древними духовными практиками, особенно связанными с явной человеческой спячкой и добровольным погребением.

Возникновение интереса Брейда к данным практикам возник благодаря изучению «Школы религий» (Dabistān-i Mazāhib), древнеперсидского текста, описывающего широкий спектр восточных религиозных ритуалов, верований и практик. См. Приложение 1.

Хотя Брейдом и отвергалась трансцендентальная/метафизическая интерпретация этих явлений, он все же признавал, что эти рассказы о восточных практиках поддерживают его собственное мнение о возможности произведения эффекта гипноза в одиночестве, без присутствия других людей, что он уже доказал к своему удовлетворению с помощью проведенных в 1841-м г. (в ноябре) экспериментов. Он наблюдал наличие корреляций между многими «метафизическими» восточными практиками и своим собственным «рациональным» нейрогипнозом. Им совершенно отвергались все флюидные теории и магнетические практики месмеристов.

Загрузка...