Введение

Учебная дисциплина «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» предназначена для студентов факультетов журналистики, где преподаются дисциплины, посвященные журналистике как фактору межнационального, этнокультурного взаимодействия. на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета курс «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» читается в качестве элективной дисциплины в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Цели и задачи курса состоят в ознакомлении студентов с основными теоретическими подходами к изучению этнокультурных процессов (их основными тенденциями и закономерностями), категориями этнокультурного взаимодействия, практикой освещения проблем межнационального взаимодействия в журналистике, а также в освоении умений и навыков журналистского освещения межэтнических коммуникаций.

Проблемы национальных отношений являются одной из важнейших тем журналистских выступлений. внимание СМИ к межэтническому взаимодействию обусловлено, во-первых, социальной практикой, остротой политических процессов, сопровождающих межэтнические контакты; во-вторых, необходимостью удовлетворения интереса аудитории к жизни других народов и культур – социальному опыту, отличному от привычного для потребителя массовой информации. в разряд актуальных эта тема попадает и по причине пристального внимания к ней различных субъектов политической деятельности, которые обращаются к тематике межэтнического взаимодействия. Со стороны аудитории СМИ, общественности (в том числе и научной) часто звучат справедливые претензии к журналистике, которые можно сформулировать как отсутствие социальной ответственности за последствия своих выступлений, небрежное отношение к фактам, обострение внимания к конфликтным ситуациям, присутствие стереотипности в суждениях и оценках событий.

Для журналистов – и тех, кто специализируется на анализе ситуаций и проблем межнациональных отношений, и тех, кто эпизодически или косвенно обращается к данной тематике, – имеют значение два основных фактора, связанных с отражением в прессе проблем межэтнического взаимодействия. Первый состоит в необходимости глубокого предварительного анализа ситуации, базовой подготовки, включающей в себя усвоение основ поведения и общения в поликультурной среде, специфические адаптационные умения и навыки. второй фактор охватывает прогнозирование последствий выступлений в СМИ, эффективности и результативности журналистских материалов, вопросы профессиональной этики.

Лекционный курс «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» содержит ряд положений, играющих особую роль в журналистской практике. Прежде всего, следует отметить правильное, научно обоснованное применение категорий межэтнических отношений в журналистских выступлениях. в курсе также обращается внимание на понимание причин и тенденций развития различных типов этнических процессов, на определение роли СМИ в этнокультурном и этноязыковом развитии современного мира. в отдельных темах курса рассматриваются особенности поведения журналиста в инокультурной среде и роль его этнического статуса. Перечисленные положения относятся к внутренней регуляции деятельности журналистов и СМИ. активная роль во внешней регуляции принадлежит аудитории, с действиями и мнениями которой согласуется журналистская деятельность.

Задачи образования в сфере подготовки журналистов, обращающихся к указанным проблемам или специализирующихся на освещении тематики национальных отношений, можно сформулировать следующим образом:

• во-первых, создание компетентного в данной области специалиста;

• во-вторых, выработка умений преодолевать собственный этноцентризм и стереотипы;

• в-третьих, обучение эффективным и оптимальным способам работы в поликультурной среде.


Обращение к журналистике как к объекту изучения вызывает интерес с точки зрения различных научных дисциплин. к проблемам и особенностям функционирования журналистики обращаются политологи, социологи, исследователи массовой коммуникации и т. д. Предметы анализа также имеют различные проявления.

Первое направление – изучение содержания журналистских произведений. Содержательный анализ включает в себя исследования тематики публикаций и выступлений журналистов, пространственное и временнóе измерения журналистики. Пространственное измерение в нашем случае предполагает выявление уровней отражения этнополитической и этнокультурной жизни: районного и муниципального, субъекта федерации, федерального, межгосударственных отношений, глобального. временнóе измерение содержания включает в себя исследование таких тематических направлений в журналистике, как этническая и этнополитическая история, текущая этнокультурная ситуация и прогнозирование развития этнических процессов.

Второе направление – институциональный анализ. в данном случае журналистика изучается как социальный, этнокультурный и этнополитический институт, элемент этнокультурной и политической системы. Предметом исследований при институциональном подходе являются уровни функционирования журналистики (местные, региональные, федеральные, международные), взаимоотношения журналистов и СМИ с этнополитическими силами и институтами, типология журналистики (этническая и этнографическая журналистика, этножурналистика и т. д.).

Третье направление исследования – функции журналистики. Функциональный анализ включает в себя изучение этнополити-ческой и политической ангажированности и независимости журналистов, эффективности деятельности СМИ в ее качественном и количественном измерении.

Четвертое направление анализа – исследование деятельности самих журналистов: творческой лаборатории авторов, их взаимоотношений с источниками информации, профессиональных особенностей создания текстов, этических оснований деятельности. и журналисту, и исследователю журналистики необходимо овладевать искусством учета общественного мнения, интересов различных слоев и групп для понимания оснований противоречивых точек зрения на те или иные события и явления этнической, культурной и политической жизни.

Исследование журналистики в системе национальных отношений, ее взаимодействий с социальными институтами находится на пересечении различных областей научного знания. для освоения курса используются положения, разработанные в теории журналистики и апробированные в трудах А. А. Грабельникова, И. М. Дзя-лошинск о го, П. Н. Киричека, С. Г. Корконосенко, А. П. Короченско-го, В. Д. Мансуровой, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжникова, П. Ф. Пот ап ов а, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. близкими к разработке данной тематики являются труды В. К. Мальковой, В. А. Тишкова, Г. В. Кожевниковой, А. М. Верховского. их работы отличает внимание к проблемам толерантности в текстах массовой информации и использования «языка вражды» в журналистских публикациях. коммуникативные аспекты социального управления анализируются в исследованиях Е. А. Волкова, А. М. Воробьева, И. Н. Панари-на, М. В. Шкондина.

Большой опыт изучения национальной журналистики был накоплен в советской науке о журналистике. основные ее направления – исследование становления национальной печати, ее структуры и видов, проблемы единства национального и интернационального в советской прессе. Многие выводы и наработки советской науки о журналистике не утратили своей актуальности и отчасти используются и в данном учебном курсе. в постсоветские годы исследования этножурналистской проблематики с учетом изменившихся социальных и политических условий продолжают свое развитие. Среди работ этого времени следует отметить труды Ф. А. Аракелян, О. А. Богатовой, Ю. А. Мишанина, Р. П. Овсе-пяна, А. И. Станько, В. Д. Таказова, О. Д. Якимова.

Интернационализация процессов, происходящих в журналистике, требует привлечения широкого круга источников, посвященных зарубежным СМИ. из множества работ по зарубежной журналистике следует выделить труды, в которых анализируются общемировые тенденции развития СМИ в контексте теорий журналистики и массовых коммуникаций. Это работы С. М. Виноград ов о й, А. И. Власова, Г. Ф. Вороненковой, С. А. Михайлова, А. С. Пую, В. С. Соколова.

Роль национальных отношений в современном мире усиливается по причинам, имеющим глобальный, общеполитический и общекультурный характер. Формирование и развитие наций ставит на повестку дня актуальные вопросы их равноправия и суверенности, что вступает в противоречие с общими тенденциями интернационализации, интеграции и глобализации. усиление фактора этничности проявляется в конфликтных ситуациях, в формировании устойчивых этнических сообществ в инокультурной среде, в стремлении национальностей к административно-политическому самоопределению. в подобных условиях основная задача национальной политики может быть сформулирована как оптимизация процессов глобализации и тенденции национально-культурной и этнополитической идентичности.

Таким образом, особое значение тематика межэтнических отношений в журналистике приобретает в качестве инструмента национальной политики. Журналистика в таком качестве выполняет как идейно-политические, так и социально-психологические функции в отношении национальной жизни, ее непосредственным и отдаленным результатам. Спектр подобных функций достаточно разнообразен: на одном полюсе – реализация принципов равноправия народов, их суверенитета, права на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, достижение межнационального консенсуса, сочетания национальных и общегосударственных интересов, поддержка прав малочисленных этнических сообществ на сохранение их культурной самобытности и национального своеобразия; на другом – возбуждение национального экстремизма, пропаганда идеологии расизма и шовинизма и т. д. как проводник национальной политики журналистика сталкивается с разнонаправленными требованиями национального этнокультурного и политического самоопределения и межнационального сближения в рамках многонациональной целостности. рост национального самосознания и межэтнической напряженности задают журналистике пределы и параметры освещения национальной проблематики в СМИ, цель которого состоит в бесконфликтном развитии отношений наций и народностей и приемлемом политическом устройстве многонационального государства. Современное значение фактора массовой информации диктует определяющее влияние журналистики на решение национального вопроса. ее характер и содержание, направленность и последовательность освещения национальных проблем превращают журналистику в средство межнационального общения, диалога и дискуссии.

Исследование журналистики в системе национальных отношений не может обойтись без привлечения теорий, концепций, гипотез и выводов разнообразных научных школ, традиций и направлений. в данном курсе используются труды по философии, политологии, этнологии, социологии и психологии. Положения и тематика курса «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» неразрывно связаны с теоретическими концепциями, методологией и методикой, разработанными в рамках смежных наук и научных дисциплин. Междисциплинарный характер курса «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» определяет достаточно широкий круг источников, необходимых для его успешного изучения. к ним относятся:

1. теоретические работы, научные монографии в области этнологии, этносоциологии, этнопсихологии и журналистики.

2. учебники и учебные пособия по этнологии, этносоциологии, этнопсихологии, этнопедагогике, конфликтологии, общей социологии, социологии культуры, социологии журналистики, психологии журналистики, праву и этике СМИ и т. д.

3. нормативные документы и комментированные сборники нормативных актов.

4. Материалы научных конференций, семинаров, круглых столов.

5. аналитические обзоры материалов СМИ и отчеты о результатах социологических исследований.

6. Материалы СМИ по тематике этнокультурного взаимодействия. в число источников данной дисциплины входят как материалы журналистов, которые обращаются к проблемам этничности или рассматривают ее в качестве фактора социальных изменений, так и журналистские выступления исследователей – социологов, политологов, этнографов, антропологов и др.

Особое внимание следует уделить проблеме терминологии, определения названия дисциплины. в некоторых работах, изданных для журналистов, можно встретить определение «Этническая журналистика»[1]. употребление понятия «этническая журналистика» носит двойственный характер: во-первых, журналистика, обращающаяся к тематике межэтнического взаимодействия, особенностям жизни и культуры других народов; во-вторых, журналистика этнических меньшинств, журналистика диаспор, представленная средствами массовой информации на национальных языках. во втором значении цель журналистской деятельности состоит в консолидации этноса, включении его в систему межэтнических коммуникаций, сохранении и развитии национальной культуры. Этнический статус журналиста в данном случае, как правило, соответствует национально-культурной тематике СМИ, которая является главным критерием при определении его типа. Содержание второго значения в гораздо большей степени соответствует смыслу категории «этническая журналистика», поэтому во избежание терминологической путаницы предлагается соответствующее название курса – «Журналистика в этнокультурном взаимодействии».

Компетенции, формируемые в процессе изучения курса «Журналистика в этнокультурном взаимодействии», представлены следующими общекультурными компетенциями: способностью руководствоваться в повседневной жизни и профессиональной деятельности гуманистическими ценностями, правовыми и морально-этическими нормами, принципами толерантности; видением и способностью реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития; способностью к социальной и профессиональной адаптации, профессиональной мобильности. к общенаучным компетенциям дисциплины следует отнести: использование полученных знаний в процессе формирования своего мировоззрения и исторического сознания, понимания проблем взаимоотношений общества и человека, свободы и ответственности, ценностного выбора, расширение культурного кругозора в контексте полученного культурологического знания, умение использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности; понимание принципов функционирования современного общества, умение использовать полученные знания в контексте своих гражданских, общественных потребностей, в профессиональной деятельности. Инструментальные компетенции курса представлены ориентацией в современной системе источников информации в целом, а также по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики. Общепрофессиональные компетенции состоят в понимании роли СМИ как части системы массовых коммуникаций, основных социальных функций журналистики в контексте исторического и современного опыта отечественных и мировых СМИ; понимании специфики журналистской профессии, основных социальных ролей журналиста; понимании смысла социальной ответственности журналистики и журналиста в обществе, важности информационной безопасности общества; ориентации в главных вопросах политики и политической жизни общества, понимании роли политики и политического знания для функционирования СМИ; понимании социального смысла участия различных сегментов общества (представителей социальных слоев и групп, гражданских объединений) в функционировании СМИ. к профессиональным компетенциям дисциплины относятся: умение предлагать актуальные темы для своих публикаций, владение основными формами и методами организации сотрудничества СМИ с представителями различных сегментов общества, умение анализировать тексты СМИ, владение методами текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ, обеспечения их общественного резонанса.

Освоение дисциплины «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» позволит студенту понять структурные особенности этнокультурного, этнополитического и этносоциального пространства, усвоить факторы, влияющие на его динамику, и выявить основные тенденции его развития в россии и других странах мира. Студент также знакомится с практикой воздействия журналистики на межэтнические отношения: институциональными характеристиками журналистики, особенностями журналисткой практики в условиях межэтнического взаимодействия, особенностями журналистской исследовательской этнологической квалификации. в ходе освоения курса приобретаются навыки анализа ситуаций межэтнического и этнокультурного взаимодействия, навыки сбора и анализа информации при работе с этнологическими и этнографическими явлениями.

Особо следует выделить формируемые умения анализировать межэтнические явления и процессы с учетом разнонаправленных интересов и оценок участников этнокультурного взаимодействия, а также их многофакторного характера, что позволяет предлагать адресатам информации разнообразные гипертекстуальные контексты освещения анализируемых ситуаций.

Рекомендуемая литература

Аракелян Ф. А. иноэтническая пресса в россии: по материалам армянской печати. СПб., 2004.

Богатова О. А. гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме. Саранск, 2003.

Верховский А. М., Кожевникова Г. В. Этническая и религиозная интолерант-ность в российских СМИ: результаты мониторинга 2001–2004 гг. Stuttgart, 2005.

Виноградова С. М. Западные теории в контексте социально-политического развития африканского общества. СПб., 1993.

Власов А. И. Политические манипуляции: история и практика средств массовой информации СШа. М., 1982.

Волков Е. А. информатизация управления. М., 1990.

Воробьев А. М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. екатеринбург, 1998.

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества: национальное своеобразие средств массовой информации германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). М., 1999.

Грабельников А. А. русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М., 2000.

Дзялошинский И. М. российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. в. к. Мальковой. М., 2002.

Киричек П. Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995.

Корконосенко С. Г. теория журналистики: моделирование и применение: учеб. пособие. М., 2010.

Киричек П. Н., Потапов П. Ф. Печать и этнос. Саранск, 2005.

Короченский А. П. «Пятая власть»?: Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. ростов н/д, 2002.

Малькова В. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.

Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. барнаул, 2002.

Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.

Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.

Мишанин Ю. А. Этнокультура Мордвы в журналистике россии XIX – начала XX в. Саранск, 2001.

Овсепян Р. П. история новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

Панарин И. Н. информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности россии. М., 1997.

Пресса и этническая толерантность: пособие для журналистов / авт. – сост. и отв. ред. в. к. Малькова. М., 2000.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.

Пую А. С. Журналистика Франции: плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учебное пособие. СПб., 2010.

Соколов В. С. Периодическая печать Франции. СПб., 1996.

Станько А. И. Журналистика дона и Северного кавказа. ростов н/д, 1990.

Таказов В. Д. Журналистика и литературный процесс в осетии (вторая половина XIX – начало XX в.). СПб., 1998.

Шкондин М. В. Система средств массовой информации (основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

Язык вражды против общества / сост. а. верховский. М., 2007.

Якимов О. Д. Печать национальных регионов Сибири и дальнего востока: от возникновения до наших дней. новосибирск, 2000.

Загрузка...