Андрей Фёдоров Журнал Культурный код. Выпуск 1

Властелин колец. В чём причина успеха кинотрилогии? Почему это последний великий фильм Голливуда?


В сентябре 2022 года на экраны выходит телесериал «Кольца власти» от Амазон по мотивам работ создателя Властелина Колец и Сильмариллиона Джона Рональда Роуэла Толкина. Владелец Амазон миллиардер Джефф Безос вложил в создание сериала по мотивам баснословный один миллиард долларов, из которых только 250 миллионов было заплачено родственникам Толкина за право экранизировать события Второй эпохи Средиземья, что делает новый сериал самым дорогим за всю историю.

За несколько месяцев до выхода вышли трейлеры, заставившие изрядно поволноваться как создателей сериала, так и поклонников литературной вселенной Толкина. Работа ещё до выхода была резко раскритикована за не самую качественную местами компьютерную графику, отхождение от канона, феминистическую вариацию Галадриэль и наличие чернокожих эльфов, что ещё несколько лет назад воспринималось какой-то глупой шуткой, но уже сегодня стало реальностью. А уж что говорить о том, что в сериале не было бородатых гномов женского пола… Зоркий фанатский глаз скажет – не канон!

Наверняка многие после просмотра трейлера обронили скупую слезу, вспоминая трилогию Питера Джексона, и только убедились в мысли о том, что раньше было лучше. Лично я так вообще считаю Властелина колец последним великим фильмом Голливуда. Но в чём причина успеха работ Питера Джексона и можно ли сегодня повторить на экране такой фурор? Давайте попробуем в этом разобраться.


***


На самом деле стоит начать с самого главного. Как фанат книг Толкина и Сапковского, а также сериала Игра Престолов до того, как он скатился, я абсолютно убеждён в том, что те люди, кто считают, мол, этот жанр примитивен, да и вообще детские сказочки, слишком предвзяты к фэнтези. И можно, доказывая им обратное, сломать тысячу копий и мечей, но какой смысл? Они и Иллиаду с Одиссеей Гомера наверняка готовы назвать глупостью из-за наличия в сюжете древнегреческих богов. При этом кого будет интересовать то, что именно с этих эпических поэм началась история мировой литературы в принципе? Да что уж там говорить, если Властелина Колец в первых отзывах клеймили книгой, явно неподходящей для взрослых?

Ну а если среди нас до сих пор есть люди, по-прежнему считающие фэнтези низкосортными детскими сказочками, то представьте, сколько таковых было во времена, когда жанр только завоёвывал популярность! Разумеется, с таким отношением ни о каких экранизациях Властелина колец долгое время не могло и речи идти, хотя взяться за это дело руки чесались даже у членов группы Битлз. Никто просто не хотел тратить на это деньги, не будучи уверенным, что кино окупится. В результате долгое время первыми серьёзными экранизациями произведений Толкина были мультфильмы, ибо только в них можно было показать весь масштаб происходящих событий книг о хоббитах, волшебниках и магических кольцах. Свою роль позже после The Beatles сыграла и неудачная экранизация Дюны Алехандро Ходаровски, которая в теории могла дать дорогу на большие экраны Властелину колец. Но это не удалось из-за безумных амбиций режиссёра. А ведь Властелин колец от тех же Битлз тоже, как и «Дюна», обещал быть не менее психоделическим, чем фантазии Ходаровски во вселенной Фрэнка Герберта.

Лёд для фэнтези в кино тронулся только в 1977 году после выхода на экраны «Звёздных Войн» Джорджа Лукаса. И в итоге вдруг вышло так, что наивные детские сказки при должном уровне постановки могут оказаться коммерчески прибыльными. В результате проторённая Лукасом дорожка открыла путь не только подобной «Звёздным Войнам» фантастике, но и фэнтези. Так в 1981 году на экраны вышел фильм «Конан-Варвар», ставший первой экранизацией в этом жанре в формате полнометражного фильма. Пусть он и не стал шедевром, но снискал любовь публики и даже получил сиквел. Казалось, час «Властелина Колец» скоро настанет. Но экранизация рассказов Роберта Говарда о Конане была не столь затратной, какими намечались съёмки «Властелина «Колец». Плюс не было ни сценария, ни денег, ни режиссёра, готового рискнуть своей карьерой. В результате об идее экранизации книг Толкина вспомнят только в 90-е.

Тут в нашем повествовании и появляется фигура новозеландского режиссёра Питера Джексона, до этого отметившегося несколькими низкобюджетными фильмами ужасов. По этой причине сложно сказать, что заставило продюсеров кинокомпании «Мирамакс» Харви и Боба Вайнштейнов пойти навстречу именно ему. Возможно, тут сыграло свою роль то, что Питер Джексон был готов снимать «Властелина Колец» всего за 75 миллионов долларов, что очень дёшево для проекта такого размаха, каким он был в книгах. Но, тем не менее, разработке дали зелёный свет, и команда принялась за работу.

В попытке уместить три книги в два фильма сценаристы выдумали кучу абсолютно далёких от канона идей. Так Арвен стала воительницей, что убьёт царя-ведьмака, Дэнетор должен был присутствовать на совете в Ривенделле, там же должна была появиться и Галадриэль.

В итоге оказалось, что компания «Мирамакс» не может найти деньги для двух картин, и Питеру Джексону предложили снять всего один двухчасовой фильм, на что он дал отрицательный ответ, потому что сама идея уложить «Властелина колец» в двухчасовую ленту сама по себе звучит абсурдно при объёме первоисточника.

После разрыва сотрудничества с «Мирамакс» режиссёр не сдался и начал предлагать проект с 15-минутной презентацией фильма другим студиям, и к его счастью отозвалась компания «Нью Лайн Синема», которая не только согласилась финансово поддержать проект, но и дала добро расширить дилогию до трилогии. Разумеется, это пошло только на пользу как сценарию, так и фильму в целом, на который средств теперь не экономили. Все три части снимались как одна целая, с выделенным на неё бюджетом почти в 300 миллионов долларов. И во всём этом огромна заслуга режиссёра, сумевшего отстоять проект и довести задумку до конца.

Все три фильма выйдут в период с 2001 по 2003 год и станут настоящими кинохитами, десятикратно окупив затраченный на создание бюджет. А там было на что потратиться. Тут тебе и огромное число миниатюрных моделей, и впечатляющая компьютерная графика с передовой технологией захвата движения с помощью которой сделали Голлума, прочие визуальные эффекты, а также огромное количество разных костюмов, впечатляющий грим и величественные декорации вплоть до отстройки целых городов типа Эдораса – столицы Рохана. Всё было сделано на совесть и с полной отдачей на работу всех сил.

Но не только технической стороной впечатлял Властелин колец, но и блестящей игрой актёров, добросовестно выполнивших свой долг. Отличились Иен Маккеллен, Шон Эстин, Шон Бин и, конечно же, Вигго Мортенсен, на съёмках чуть не убитый полетевшим в него кинжалом, сломавший палец ноги в сцене, где пинал шлем, и сломавший часть зуба во время неудачного дубля боевой сцены. Также нельзя не упомянуть дублёров актёров и карликов, исполнявших в некоторых сценах роль хоббитов. Снимавшиеся с тоннами грима, в латексных костюмах, лазившие по горам и болотам актёры, дублёры и каскадёры совершили настоящий творческий подвиг, снимая эту картину.

Особую роль в фильме сыграла величественная музыка композитора Говарда Шора. Наверняка все его музыкальные темы, начиная от заглавной в титрах, кончая темой Рохана, наверняка отложились у вас в памяти, как пример по-настоящему эпической и монументальной мелодии.

Одним из главных достоинств ленты можно считать бережный перенос со страниц книги на экраны событий, локаций и персонажей так, как их описывал Толкин в своей саге. Например, его участие в Первой мировой войне в битве на реке Сомма в 1916 году вдохновило писателя на создание локации Мёртвых Топей, как места некогда страшного и ожесточённого сражения древности. Питер Джексон бережно передал на экране изначальную задумку автора и сделал локацию похожей на поле сражения времён Первой Мировой с мёртвыми деревьями, огнями и телами погибших воинов в болоте. Что получилось и жутко, и страшно, и красиво, и одновременно завораживающе.

Также нельзя не отметить большое везение съёмочной группы, сумевшей найти в Новой Зеландии локацию для создания декораций города Эдорас в натуральную величину, что позволило довольно точно воспроизвести поселение таким, каким оно было описано в книге. Помимо этого были точно воссозданы локации типа Минас-Тирита.

Но не всегда Питеру Джексону удавалось в точности передать текст саги. Иногда приходилось идти на отхождение от канона, жертвуя лояльностью фанатов книжного первоисточника в пользу простого зрителя. Например, у Толкина не было всевидящего ока на башне. Там этот образ был скорее символом присутствия Саурона в этом мире, а также показателем того, что тёмный властелин видит всё (привет всем мировым масонским ложам). Показать это на экране было бы крайне проблематично, поэтому, чтобы визуализировать врага, дабы потом показать во всей красе его разгром, а также крушение цитадели тьмы, и было визуализировано великое око Тёмного Властелина. И дальнейший взрыв как торжество сил света над силами тьмы только подчеркнул значимость и эпичность момента. Согласитесь, без крушения башни и агонии зла перед гибелью, победа бы не смотрелась так же притягательно, как это было показано в фильме.

Похожий пример был и во время встречи Фродо и Фарамира. Если в книге брат Боромира в принципе не поддался искушению кольца, так как был благороден и чист сердцем, то в фильме он также, как и все персонажи людской расы, был подвластен силе кольца. И только после того, как он увидел его мощь в момент, когда Фродо чуть не отдал его назгулу, только тогда он отпустил хоббитов. И при всём уважении к оригинальной книге, тут отход от канона сыграл на пользу фильму, так как мы видим, что сила кольца всевластья не имеет границ, и ей подвластны абсолютно все души и разумы героев, что делает борьбу со злом ещё более трудной и опасной, а стойкость Фродо перед силой кольца и стремление к неограниченной власти и всемогуществу, извращающему разум, ещё более выразительными.

Не всегда хронометраж позволял вставить в фильм все события из книги, познакомить зрителя с новыми персонажами, раскрыть уже имеющихся или подчеркнуть важность того или иного события. Поэтому некоторые сюжетные линии были из фильма вырезаны или упрощены. Например, роль Арвен расширили, а меч Нарсил Арагорн получает не в начале похода, а только в самый ответственный момент перед последней битвой, что подчёркивает важность события аккурат перед грандиозным сражением.

Также целиком была вырезана линия любовных отношений Фарамира и Эовин. В книге она действительно важна для раскрытия этих героев, но в кинотрилогии бы только излишне раздула хронометраж, не привнося в сюжет ничего особо важного. То же касается и сцен с Томом Бомбадилом и Золотинкой, а также с могильниками, где по книге хоббиты нашли те самые мечи, в фильме вручённые им Арагорном. Разумеется, многие из вырезанных для фильмов моментов были интересными, и то, что их в кинотрилогии Питера Джексона не оказалось, большой минус. Правда, особой роли они в сюжете не играли.

Но есть и такие вырезанные моменты книг, что их отсутствие идёт фильму даже на пользу. Так посмотревший картину и решивший после этого прочитать первоисточник наверняка удивится тому, что в книге после победы над Сауроном хоббиты пережили ещё одно приключение, связанное с освобождением от Сарумана родного Шира. На мой скромный взгляд то, что эта сцена не была включена даже в сценарий явно пошло фильму на пользу, иначе бы она просто растянула и без того огромный хронометраж.

Притом, не подумайте, что глава битвы за Хоббитон в книге плохая или лишняя. Просто она смотрится после победы над Сауроном столь странно и неуместно, что массовый зритель такую концовку бы просто не принял, а если бы фильмы создавались только для толкинистов, Питер Джексон никогда бы не смог заполучить почти 300 миллионов долларов на создание фильма с учётом того, что он вполне мог не окупиться или собрать плохие отзывы в прессе. И как бы кощунственно это ни прозвучало, Питер Джексон, упростив сюжет, сделал его лучше. Так он стал более понятен рядовому зрителю, что в свою очередь не только заставило людей идти в кинотеатры, но и разбудило желание ознакомиться с книгой, если до фильма они её не читали.

Но одним из главных достоинств фильма в сравнении с книгой является более серьёзная подача. И тут многие удивятся: неужели их любимая книга несерьёзна? Разумеется, книга «Властелин колец» вполне зрелое и глубокое произведение, поднимающее вечные темы. Но дело тут обстоит в деталях. Несмотря на то, что в отличие от Хоббита «Властелин колец» получился у Толкина мрачнее и масштабнее, текст книги не избавился, например, от излишне сказочных моментов с магией. И, несмотря на то, что магии в книге было не так уж и много, в фильме её стало ещё меньше, что пошло восприятию картины для взрослой публики только на пользу, так как происходящее на экране стало восприниматься более серьёзно, потому что выглядело вполне реалистично.

Теперь нельзя было ожидать, что Гэндальф спасёт всех своим волшебством в последний момент. Да и Саруман во главе армии урукхаев вполне мог бы обрушить стену Хельмовой пади каким-нибудь волшебным огненным шаром. Но Питер Джексон сознательно, убирая из фильма магические элементы и добавляя реализм как, например, порох вместо некоего необъяснимого, колдовского Огня Ортханка из книги, делает происходящее на экране более приближенным к реальности, благодаря чему фильмы смотрятся серьёзнее и взрослее.

В этом плане трилогию Питера Джексона можно отчасти сравнить с сериалом «Игра Престолов» по книгам Джорджа Мартина, в котором происходящее воспринималось куда серьёзнее и реалистичнее из-за редких моментов с применением магии, где даже вроде бы магический на первый взгляд Дикий огонь имеет вполне реальный прототип напалма или греческого огня. Мифические же и сказочные существа типа эльфов или гномов отсутствуют вовсе. Впрочем, как показывает сам факт существования «Гарри Поттера», при правильной подаче и при верно расставленных акцентах наличие магии и всяких сказочных существ ничуть не будет мешать хорошему восприятию среди взрослой публики.

По итогам и получился тот самый любимый всеми фильм, снятый для фанатов от фаната и до сих пор выглядящий безупречно. Учитывая современные тенденции кино, «Властелин колец» от Питера Джексона был снят в лучшее время, когда технологии производства кино уже достигли нужного уровня для постановки таких масштабов с таким количеством спецэффектов, а все наложенные на кинематографистов ограничения, связанные с репрезентацией и повесткой борьбы за женские права, ещё толком не существовали. Именно это и делает «Властелина колец» последним великим фильмом Голливуда, снятым с применением всех достижений науки и техники, но не испорченным тем, что по мнению огромного числа зрителей не красит современное кино.


Причины успеха и недостатки Дома Дракона от НВО


Вот и закончился дебютный сезон телесериала «Дом Дракона» – приквела культовой «Игры Престолов» по не менее культовой саге «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина. А раз так, то пришло время подводить итоги. Каким вышел сезон? Чего от него ожидали? Что получилось на выходе? Как были раскрыты герои? Как были показаны события? Получился ли сериал интересным? Ну и самое главное: сумели создатели исправить ошибки восьмого сезона «Игры Престолов» или нет? Сумела ли вселенная Джорджа Мартина оправдаться перед публикой за провал восьмого сезона «Игры Престолов»? Об этом мы с вами и поговорим.

Но перед началом обзора нужно напомнить о том, что за ягода это такая под названием «Игра Престолов» и что за овощ «Дом Дракона».

В 80-е и 90-е годы трудился в Голливуде малоизвестный сценарист Джордж Мартин, звёзд с неба не хватал и постоянно был ограничен в рамках бюджета готовящейся работы и объёма сценария. В один момент ему это надоело, и он принялся писать первую книгу из цикла «Песнь Льда и Пламени» под названием «Игра Престолов». Ушло у него на это около пяти лет, но труд и ожидание окупились с лихвой: выпущенная в 1996 году книга стала бестселлером. А после успеха в 2001 году трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» старт экранизации детища Джорджа Мартина оставался вопросом времени. В итоге в период с 2011 по 2019 год мы были свидетелями триумфа одного из лучших и успешных телесериалов в истории. Увы, долго держать планку качества авторам не удалось, и финальный сезон вышел крайне неоднозначным. Но это не испортило у людей общего впечатления о сериале в целом.

Несмотря на неудачу восьмого сезона продюсеры телеканала НВО не хотели отказываться от такой дойной коровы, как «Игра Престолов», поэтому сразу же с выходом финального сезона пошли новости о создании других историй из литературной вселенной Джорджа Мартина. В разработку были пущены две истории: первая разворачивалась во времена до вторжения Эйгона Завоевателя, а вторая во время гражданской войны в стане правящей династии Таргариенов, известной в истории мира «Песни Льда и Огня» под названием Танец Драконов. Первый сериал с талантливой Наоми Уоттс в главной роли был выпущен пилотным эпизодом для продюсеров НВО, но получил столь низкую оценку по результатам работы, что в разработку не пошёл. Зато второй вариант с гражданской войной Таргариенов, получивший название «Дом Дракона», продюсерам понравился и был пущен в разработку.

Создание приквела «Игры Престолов» не обошлось без скандалов. В ходе съёмок сериала оказалось, что параллельно с «Домом Дракона» снимают «Кольца Власти» от Amazon Prime Video, в результате чего между детищами от НВО и от стриминга Джеффа Безоса началось серьёзное противостояние, подогретое тем, что Prime Video решили выпускать «Кольца Власти» в одно время с «Домом Дракона».

Помимо этого детище от НВО также не обошли скандалы по теме расизма. Дело было в том, что в сериале в роли представителей дома Веларионов снялись чернокожие актёры, притом, что в книгах эти самые Веларионы были носителями европеоидных черт внешности. В результате на фоне тотального презрения к «Кольцам Власти» надежд на «Дом Дракона» тоже было немного. Но в любом случае только премьера могла решить исход противостояния двух флагманов.

Чтобы понять, каким получился сериал «Дом Дракона», нужно держать в уме несколько фактов. Первый состоял в том, что финал «Игры Престолов» получился невнятным и противоречивым. Второй заключался в неудачном пуске в разработку сериала в мире Джорджа Мартина с Наоми Уоттс в главной роли про первую долгую ночь. Третий следует на фоне расистских скандалов: если «Кольца Власти» получились по мнению зрителей плохими со своими афроэльфами ещё до выхода сериала, то чего было ждать от «Дома Дракона» с их чернокожими Веларионами? В итоге к выходу сериала многие уже заранее поставили крест также и на детище НВО, из-за чего многие подходили к просмотру сериала с заниженными ожиданиям. Но каким сериал вышел в итоге?

Если говорить о сюжете, сценарии и героях, то сразу стоит отметить, что «Дом Дракона» в сравнении с «Игрой Престолов» не только не потерял своего гордого звания «Клана Сопрано в сеттинге средневекового фэнтези», но и подтвердил его: интриги, заговоры, неожиданные убийства, захватывающие завязки и развязки – сериал держит планку качества и этим в лучшую сторону отличается от «Колец Власти», «Ведьмака» от Netflix или «Колеса Времени». При этом, несмотря на скудный в сравнении с теми же «Кольцами Власти» бюджет, в «Доме Дракона» ощущается масштаб происходящего, от которого захватывает дух. То есть сериал при всех сценарных достоинствах ещё и выглядит не как дешёвая воскресная сходка толкинистов в отличие от опять же «Колец Власти».

Главным же достоинством «Дома Дракона» являются его персонажи. Пожалуй, лучшая находка сезона – король Визерис Таргариен. В самом начале предстающий перед нами в какой-то степени слабым и безвольным, уставшим от своих королевских обязанностей и решения насущных вопросов Визерис к концу сезона, слабея телом, становится сильным духом и в самый ответственный момент помогает своей дочери в тот час, когда она в этой помощи наиболее нуждается, чем также заслуживает уважение своего брата Дэймона, с которым был в ссоре, так как тот считал Визериса слабохарактерным, а король принца неуправляемым и непредсказуемым.

Одним же из самых неоднозначных персонажей в сериале показан младший брат короля принц Дэймон Таргариен. В начале он предстаёт перед нами этакой взрослой версией короля Джоффри из «Игры Престолов». В какой-то степени безумный, но более всего наглый, а изредка и абсолютно безрассудный и обожающий брать от жизни всё Дэймон в продолжении сезона в ответственный момент не забывает о своей семье и приходит на помощь Рейнире в самый нужный час, заключая с ней брак, отстаивая её честь, а также право быть королевой. Впрочем, тут же сразу стоит отметить, что сцена в финальном эпизоде, где Дэймон душит Рейниру, выглядит несколько странной с его стороны, но в то же самое время подчёркивает неоднозначность героя. Создатели пытались оправдать этот эпизод тем, что Дэймон в тот момент понял, что, мол, Визерис даже не рассматривал своего младшего брата в качестве наследника, потому так взбесился. Но оправдание довольно слабое, учитывая, что контекст выглядел смазанным.

Остальных персонажей можно перечислять бесконечно, но из общего числа пока особо выделяются Кристон Коль и Отто Хайтауэр. Первый предстаёт перед нами изначально в образе благородного рыцаря, но со временем из-за отношений с Рейнирой ожесточается и к концу выглядит в глазах зрителя беспощадным и не терпящем критики в адрес королевы Алисенты. Отто Хайтауэр же с самого начала является расчётливым антагонистом и в какой-то степени копией Тайвина Ланнистера из «Игры Престолов», способного по сути помыкать королями.

Из остальных персонажей мужского пола выделяется пока что только Ларис Стронг, но он ещё не успел себя проявить в должной степени, а Веларионы выглядят невзрачными и скучными. Также можно отметить в позитивном ключе актёров, играющих роли детей Алисенты в старшем возрасте.

Из женских персонажей, несмотря на то, что нас по сюжету буквально ведут за ручку следом за Рейнирой, показывая положительным персонажем, более предпочтительно на её фоне смотрится всё-таки Алисента Хайтауэр. Из слабой и безвольной дочери властного и амбициозного отца она к концу сезона становится самостоятельной и решительной женщиной. Примечательна в контексте развития её персонажа финальная сцена девятого эпизода, где Рейнис не сжигает Алисенту с детьми. Королева встаёт перед собственным сыном, прикрывая его, и мысленно готовится к смерти. В итоге её храбрость настолько впечатляет Рейнис, что она в знак почтения и уважения оставляет в живых и её, и всю её семью. Что же касается самой Рейнис и Рейниры, то эти персонажи не выглядят особо интересными, и что с ними будут делать шоураннеры в будущем в плане развития их характеров, сказать сложно.

Так что персонажами «Дом Дракона» ни капли не уступает своему старшему брату «Игре Престолов». Зато в музыкальном сопровождении сериал огорчил не меньше, чем «Кольца Власти». Рамин Джавади – хороший композитор, и он при желании мог сочинить к «Дому Дракона» хорошую оригинальную тему для заставки, но создателям в голову не пришло ничего лучше, чем вставлять оригинальную музыку из «Игры Престолов», отметившись парой новых мелодий по ходу действия сериала. Но справедливости ради и они вышли куда лучше, чем у Говарда Шора в «Кольцах Власти», хотя, казалось бы, куда Рамину Джавади до своего коллеги – автора блестящей музыки к «Властелину Колец» Питера Джексона.

В визуальном плане «Дом Дракона» серьёзно уступает своему конкуренту из Amazon Prime, стараясь внешне никак не отличаться от «Игры Престолов». При этом создаётся впечатление, что боссы НВО аки боссы Marvel после первого «Железного Человека» просто боятся отойти от успешной формулы и дать новому проекту дышать своими, а не чужими лёгкими. С другой стороны минимализм, скукота и серость красок идут к лицу новому сериалу, как шли «Игре Престолов», учитывая особенности вселенной Льда и Пламени.

Но, пожалуй, главным разочарованием можно назвать постановку битв и сражений, которых в сериале не так уж и много, но и они умудрились испортить всё худшее, что было в оригинальной «Игре Престолов». Впрочем, в этом нет ничего удивительного, учитывая, что шоураннером сериала и режиссёром некоторых серий выступил Мигель Сапочник, подававший большие надежды как постановщик серии «Суровый дом» пятого сезона «Игры Престолов», а позже наснимавший сначала абсурдную, но эмоциональную «Битву Бастардов», а потом в финальном сезоне абсолютно несуразную битву с Королём Ночи, где принял самое неоднозначное в истории кино и телевидения решение по цветокоррекции, из-за чего самую эпическую битву за весь сериал просто не было видно в темноте.

И мало того, что это же решение он привнёс и в «Доме Дракона» в ночной сцене, так ещё и снял победу Дэймона Таргариена над триархией как нечто нелепое и смешное, будто на экране показывают не большую битву, а местечковый конфликт, где лучники не могут пустить град стрел в одного Дэймона, которого солдаты Триархии не могут взять в плен его одного, хотя до этого вроде как побеждали. Самое смешное – они даже не пытаются накинуться на него толпой и умирают по одному так, чтобы было удобнее протагонисту. В реалиях средневековых битв подобное выглядит абсурдно.

При этом на фоне таких откровенно слабых моментов в постановке батальных сцен удивительно, что в в общем и целом сериал работает. У него отличный, увлекательный сюжет, наблюдая за которым не можешь найти себе места в ожидании того, что последует за смертью короля Визериса. Украшают сериал актёрские работы Пэдди Консидайна и Мэтта Смита, концентрирующих внимание исключительно на себе в тот момент, когда они в кадре.

Не забывает сериал и шокировать зрителя как сценами неприкрытого насилия, секса, женских родов во всех ракурсах, так и неожиданными поворотами в духе старой-доброй «Игры Престолов», как например, то же появление Рейнис на драконе во время коронации Эйгона, сына Алисенты. «Дом Дракона» способен удивлять и держать в напряжении. При этом концовка, возможно, кому-то покажется довольно неудачно обрезанной, но ни этот минус, ни все остальные не могу затмить всех достоинств сезона в целом.

И в конце хочется обсудить несколько, пожалуй, самых спорных моментов сериала – во-первых, чернокожих Веларионов. Если говорить конкретно по актёрской игре, то два артиста, исполняющие роль братьев Веларионов смотрелись в сравнении с Таргариенами уныло и не вызывали интереса. Что же касается их цвета кожи, создатели сериала оправдали это тем, якобы хотели усилить разницу между ними и детьми Рейниры. Если это оправдание действительно истинное, то оно явно не сработало, так как не акцентируй внимание на цвете кожи, да и ещё не показывай реального любовника Рейниры Харвина Стронга, можно было бы сохранить интригу, действительно ли дети были от него. Ведь как мы знаем по «Игре Престолов» и Джону Сноу, наличие белых волос у отца Джона Рейгара Таргариена не помешало сыну вырасти с волосами чёрными. Так и с Рейнирой могли возникнуть дополнительные интересные теории. С другой стороны спасибо шоураннерам «Дома Дракона» за то, что они решили объяснить зрителям своё решение, а не просто плеваться в них в ответ обвинениями в расизме, как поступили их коллеги из сериала «Кольца Власти».

Вторым спорным моментом являются скачки во времени. По опыту сериала «Ведьмак» от Netflix мы знаем, что прыжки по таймлайну без объяснения что да как – не самая лучшая идея, даже несмотря на то, что в «Ведьмаке» не так уж всё и запутано. Но, конечно, сложности восприятия бесспорно возникают. Обычно, чтобы у зрителей не появлялось вопросов по поводу хронологии, умные делают титры, где показывают, в каком году происходит действие, как сделал, например, Дени Вильнёв в «Дюне». Что мешало создателям «Дома Дракона» тоже написать в титрах время действия событий, решительно непонятно. А так смена актёров со сменой лет по сюжету почти не мешает восприятию сериала.

В-третьих, «Дом Дракона» на фоне «Игры Престолов» выглядит вторично и неоригинально. Проблема эта читается с самых титров, когда начальные заставки сериала открывались той самой заглавной мелодией из оригинального проекта. В плане же персонажей параллели между Отто Хайтауэром и Тайвином Ланнистером, Рейнирой и Дэйнерис, Визерисом и Робертом Баратеоном, детьми Алисенты и Джоффри напрашиваются сами собой, даже несмотря на то, что некоторых сходства притянуты за уши.

Прежней осталась и визуальная составляющая, и формула успеха, основанная на желании шокировать и удивлять зрителя. Бесспорно то, что всё это подражание «Игре Престолов» позволяет зрителю понять, что мы смотрим по сути тот же самый любимый нами сериал. С другой стороны огорчает нежелание шоураннеров поменять даже палитру цветов, оставшуюся в наследство «Дому Дракона» от своего предшественника, либо же построить иные декорации.

По итогам «Дом Дракона» оказался сериалом, превзошедшим любые даже самые смелые ожидания за счёт использования формулы успеха «Игры Престолов». Возможно, в ином случае и с сильными конкурентами сериал бы не смотрелся столь же хорошо. Но, учитывая, что из соперников были только издевающийся над первоисточником «Ведьмак» от Netflix, издевающееся над жанром фэнтези «Колесо Времени», а также издевающиеся самим своим существованием над мирозданием «Кольца Власти», то на их фоне «Дом Дракона», несмотря на всю свою вторичность от «Игры Престолов», является отличным сериалом с огромным числом интереснейших персонажей и событий, хоть и поданных в той же, что и «Игра Престолов», обёртке.


Обсудив в предыдщуей главе сериал «Дом Дракона», самое время подробнее обсудить его старшего брата – сериал «Игра Престолов». Почему так хорошо начавший фэнтези-флагман от телеканала НВО в итоге закончил на столь неоднозначной и по мнению многих критиков и зрителей даже провальной ноте? Что послужило причиной такой неудачи? Как можно было исправить сюжет и сделать его лучше? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Но начать нужно с того, что сериал с самого момента своего создания был обречён на успех благодаря первоисточнику. Первая книга из цикла «Песни льда и огня» американского писателя Джорджа Мартина сразу стала бестселлером и заслужила высочайшие оценки критики и читателей, продавшись огромным тиражом и на 2001 год уступая по популярности на полках книжных магазинов лишь «Гарри Поттеру» Джоан Роулинг и «Властелину колец» Толкина.

По мнению критиков от приключений про хоббитов, несущих кольцо всевластья к Ородруину, работу Мартина отличал нетипичный для фэнтези реализм, а также обилие интриг и заговоров, происходящих при дворе короля Роберта Баратеона. При этом мир Мартина отличался от многих саг фэнтези завидной проработкой и глубиной вымышленного писателем мира. В романах была прописана история всех знатных домов и всех периодов правлений королей эпохи правящей династии Таргариенов, что способствовало погружению читателя в мир «Игры Престолов» с головой. За это книги Мартина и полюбили.

Разумеется, успех «Игры Престолов» только способствовал желанию продюсеров экранизировать сагу от Джорджа Мартина. Успех «Властелина колец» и «Гарри Поттера» заставил ещё громче заявлять о желании превратить большие книги в большое кино, но сам автор цикла долгое время скептически относился к идее экранизации, так как сам понимал, сколь много событий и героев переплетено в его книгах. Но в конце 2000-х годов к нему обратились продюсеры из НВО с предложением от которого он просто не смог отказаться, так как идея сделать по объёмной книге целый телесериал звучала лучше, нежели пытаться запихнуть события первой части саги в один двух или даже трёхчасовой фильм.

Так был дан свет телесериалу, что станет с течением времени флагманом канала НВО и любимым у интернет-пиратов продуктом по количеству скачиваний. И на самом деле любить новое фэнтези было за что. С самого первого сезона, с самой первой серии «Игра Престолов» задрала планку качества буквально до небес уровнем сценарной, актёрской и режиссёрской работы. Происходящие события не стоят на месте, идёт постоянное развитие сюжета, открывающее нам всё новые и новые тайны столичной жизни и королевского двора, в которые мы погружаемся вместе с благородным и отважным, образцово-показательным лордом Эддардом Старком, неспособном в итоге существовать в чуждом ему мире интриг и предательства. При этом никогда нельзя было предугадать, какой персонаж по сюжету выживет, а какой умрёт. Сериал сразу же прозвали «Кланом Сопрано» в антураже фэнтези. За это «Игра Престолов» и приглянулась публике.

При этом сериал по саге «Песни Льда и Огня» не постигла участь проектов, что хорошо начинаются, но плохо кончают. С каждым сезоном степень происходящего на экране безумия возрастала всё сильнее, персонажи развивались и росли, одни типа Кейтелин и Робба Старков погибали весьма неожиданно и эффектно, а некоторые типа короля Джоффри Баратеона жили на экране непростительно долго или в случае с Тирионом Ланнистером или Джоном Сноу удивительно долго. Те же из любимых героев, что выживали, заставляли за себя волноваться ещё сильнее. При этом постоянно росла география происходящих событий, увеличивалось число участников борьбы за власть а тучи над Вестеросом из-за угрозы Белых Ходоков сгущались всё сильнее. Рейтинги сериала росли из сезона в сезон, и ожидания зрителей нужно было оправдывать.

Но как и у любой работы, у «Игры Престолов» тоже начался серьёзный кризис. Проблема состояла в том, что к моменту выхода пятого сезона писатель Джордж Мартин успел написать только пять книг из запланированных семи. В результате шестой сезон шоураннеры «Игры Престолов» Беньофф и Вайс создавали уже без опоры на книжный канон, ограничившись только общими чертами, куда по мнению Джорджа Мартина должен был повернуть сюжет его книг к финалу. При этом, разумеется, это не значит, что сам писатель не откажется от сценарных набросков к сюжету в дальнейшем, да и сам сериал уже к 4 и 5 сезонам слишком далеко ушёл от книжного канона, несмотря на то, что Мартин активно помогал шоураннерам развивать сериальную вселенную «Игры Престолов». Но уже с началом шестого сезона мы можем наблюдать у флагмана НВО серьёзные проблемы с повествованием.

К седьмому сезону ситуация ещё и усугубилась тем, что развитие событий значительно ускорилось. Если раньше герои могли только путешествовать в течение целого сезона, то теперь место неспешному ходу времени уступила ураганная смена сюжетных арок, где только-только Джон Сноу появляется при дворе принцессы Дэйнерис на Драконьем Камне, а уже в следующих сериях они оказываются на севере в поисках белых ходоков, необходимых Дэни, дабы убедить Серсею прекратить войну и объединиться в борьбе с белыми ходоками. При этом ничто не мешало ей самой полететь на драконе и схватить одного живого мертвеца, нежели отправлять за стену отряд самоубийц, который она и прилетит спасать в итоге. И поэтому к чему была собрана экспедиция, если Дэйнерис могла всё решить быстро с помощью полёта на драконе? Неужели шоураннеры Беньофф и Вайс просто захотели кинуть героя Джона Сноу в очередную заварушку, дабы зритель в очередной раз как и все шесть сезонов до этого лишний раз бы за него переживал? Не кажется ли вам, что этот притянутый за уши сюжет призван работать только на эмоции, но не имеет под собой никакой глубинной логики?

И вот в 2019 году стартовал финальный сезон «Игры Престолов», где Беньоффу и Вайсу предстояло сдать итоговый экзамен, что покажет, действительно ли они заслуживают звания лучших создателей сериалов современности, либо им будет уготовано забвение и позор?

Первые проблемы у финального сезона возникли ещё на этапе создания, так как интернет ещё за полгода до выхода сериала заполонили различные варианты сливов сюжета от разных инсайдеров, два из которых оказались ложными, и один относительно правдивым. Но уже они, судя по описанию, завышали планку ожиданий от 8 сезона до небес, так как намечался действительно эпичный финал с участием армии белых ходоков – самой могучей и опасной силы в Вестеросе. Упасть в грязь лицом было бы для создателей самоубийственно.

Реальность оказалась куда страшнее. Интересно начинавшийся в самом начале 8 сезон с каждой следующей серией скатывался всё сильнее, получив в итоге в целом положительные отзывы прессы, но негативные от зрителей, не принявших финал саги от слова совсем. В результате голоса хейтеров стали настолько сильны, что защитников работы шоураннеров уже было не слышно. Но оправдан ли был разгромный приём последнего сезона «Игры Престолов»?

На самом деле главная проблема финала заключалась в самой по себе высокой планке качества телесериала, наличии интриг и заговоров за спиной, а также стремлении и дальше заставлять публику переживать за любимых персонажей. В постоянном стремлении удивить зрителя Беньоффу и Вайсу пришлось делать то, что можно назвать сюжетный твист ради сюжетного твиста. Классический пример в кино – неожиданная плохая концовка фильма в последние секунды, несмотря на то, что зритель ожидает классического хэппи-энда как это было в картине «Живое» 2017 года с Джейком Джилленхолом и Райаном Рейнольдсом. Как правило, приём эксплуатируется в фильмах ужасов, но в неумелых руках крайне сильно может поганить итоговый результат, так как не всегда действия персонажей в финале ради твиста соответствуют их характеру или общей атмосфере ленты. Другой пример неудачного использования твиста ради твиста – российская картина «Территория» 2014 года, где один из персонажей неожиданно крадёт добытое старателями золото, несмотря на то, что ему в условиях законодательства Советского Союза просто негде будет его драгоценную добычу сбывать.

Так получилось и с «Игрой Престолов». Типичнейший пример – поведение Дэйнерис в 8 сезоне. С одной стороны я готов согласиться с тем, что шести серий для полного раскрытия персонажа, быть может, не хватало, но это, прежде всего, проблемы шоураннеров. Все 7 сезонов сериала советники Дэйнерис пытались предостеречь будущую королеву от жестокости и насилия, напоминая в качестве примера её отца – безумного короля. Все 7 сезонов её морально готовили к ударам судьбы, стараясь научить стойко их преодолевать. И вот наступает 8-ой. Ничто не предвещает беды, и буквально за две 4 и 5 серии спокойная и уравновешенная все предыдущие семь сезонов Дэйнерис в отместку за гибель своей служанки Миссандеи превращает всю столицу Семи королевств в пепелище. Неужели война с работорговцами Юнкая, Миэрина и Астапора ничему не научила Дэйнерис и не закалила её характер?

Не менее странным выглядит в контексте телесериала поведение Джейме Ланнистера. В течение многих сезонов мы следили за превращением персонажа из самовлюблённого, дерзкого, наглого и подлого интригана в благородного рыцаря, имеющего понятие о чести и не принимающего решение своей сестры отказать Джону Сноу и Дэйнерис в помощи в борьбе с белыми ходоками. И ладно ещё он не стал тайком от Серсеи, как командующий армией, вести к Винтерфеллу войско Ланнистеров на помощь живым. Но внезапно в той же четвёртой серии, уже начавший, было, романтические отношения с Бриенной Джейме вдруг понимает, что ему пора спасать свою сестру, что он почти делает, но не успевает с Серсеей выбраться из замка. Притом, разумеется, можно согласиться с тем, что возвращение на помощь Серсее, наоборот, говорит о том, что Джейме изменился в лучшую сторону. Но, если поглядеть с другого угла, всё походит на то, что создатели, дабы вызвать шок у зрителей, просто притянули за уши встречу брата с сестрой, чтобы потом их убить, а точнее бессмысленно слить, как минимум, Джейме.

Не меньшее число вопросов вызывает поведение Джона Сноу. Наблюдая за тем, как его тётя Дэйнерис быстро сходит с ума, он до последнего пытается сохранять благородство и не предаёт её, несмотря на то, что финал, если он не убьёт Дэни раньше, будет очевиден, что, собственно, и произошло. Может быть, Джон слишком сильно влюбился в образ Дэйнерис из 7 сезона, где она всё ещё была адекватной? Либо же он просто отупел за один сезон? Более того, верным ей остаётся и доселе рассудительный Тирион Ланнистер. В итоге самый адекватный из персонажей на тот момент за желание посадить на престол не Дэйнерис, а Джона Сноу сир Варис опять же неожиданно погибает от рук Дэни, даже не попытавшись внять уговорам Тириона свести Джона и Дэйнерис, чтобы племянник хотя бы попытался утихомирить свою тётку. Да что уж тут можно сказать, если он даже сбежать не пытался?

Опять же решительно непонятно, что мешало Джону и Дэйнерис заключить этот самый брак, став королём и королевой. В течение всего седьмого сезона Джону не просто удалось расположить к себе тётку, но и у них появилась друг к другу влюблённость. И незаметно было, что Дэйнерис помыкает Джоном. Наоборот, тот постоянно показывал свой независимый нрав. Почему Варис решил, что Сноу будет во всём потакать ей, учитывая, что в седьмом сезоне это было не так, непонятно. Правда, к восьмому, когда Джон почти везде бесхребетно подчинялся Дэни, это стало актуально. Но сей факт лишь доказывает, что в восьмом сезоне характеры персонажей резко изменились. А так развитие могла получить романтическая сюжетная линия Сноу и Бурерождённой, но она в итоге остаётся ружьём, так и не выстрелившим в конце. Так что смысла в любовной линии между Джоном и Дэни просто не было, так как она ни к чему не привела, никак не помогла персонажам, никак их не изменила. Сделала даже хуже. Опять же это резко отличается по тону от седьмого сезона.

Загрузка...