1. Ты видишь множество звезд на небе ночью, но ты не находишь их, когда встает солнце. Скажешь ли ты, что днем нет звезд? Поэтому, человек, не видя Бога днем своего невежества, не говори, что нет Бога.
2. Вопрос: Какова природа Брахмана?[10]
Ответ: Брахман вне свойств, Он неизменен, неподвижен и устойчив, как гора Меру. Его имя – Разум (Чинмайя). Его обитель – Разум, и Он, Господь, есть Весь Разум.
3. В.: Можно ли рассказать о Брахмане?
О.: Его нельзя объяснить словами. Как человек, спрошенный об океане тем, кто никогда не видел океан, может сказать только: «Это безбрежная поверхность воды, огромное пространство воды, это вода, вода повсюду вокруг», так и осознавший Брахман может сказать лишь: «Брахман, Брахман всюду».
4. Веды, тантры, пураны и все священные писания в мире стали так осквернены (как пища, выброшенная изо рта, становится оскверненной), поскольку при постоянном повторении они выходили изо ртов людей. Но Брахман, Абсолют, никогда не оскверняется, поскольку никто еще не был способен выразить Его словами.
5. Нет различия между безличным Богом (Брахманом), с одной стороны, и личностным Богом (Шакти) – с другой. Когда о Высшем Существе думают как о бездействующем, Его именуют абсолютным Богом (Шуддха Брахман); когда о Нем думают как об активном творящем, поддерживающем и уничтожающем, Его именуют Шакти, личностным Богом.
6. Бог – это абсолютный, вечный Брахман, также Он, Отец Вселенной, Неделимый Брахман, Чистое Существование, Разум, Блаженство, подобен огромному, безбрежному океану без границ и пределов, в котором я лишь борюсь и тону; но, приближаясь к постоянно играющему личностному Богу, Хари, я обретаю покой, как утопающий, находящий берег.
7. В какое-то время я одет, в какое-то раздет; также и Брахман: в одно время Он обладает свойствами, в другое – нет.
8. Шива и Шакти (Абсолют и Энергия) оба необходимы для творения. Из сухой глины гончар не сделает посуду, необходима вода. Так и Шива не может творить один, без Шакти, Силы.
9. Бог не имеет формы, и Бог также обладает формой, и Он есть То, что превосходит форму и бесформенное. Он один может сказать, чем еще Он является.
10. Бога, обладающего формой, можно видеть, мы даже можем коснуться его, как своего лучшего друга.
11. В.: Имеете ли вы в представлении какой-то образ Бога, обладающего формой, и Бога без формы?
О.: Они подобны льду и воде. Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она обретает форму; когда этот лед тает, всякая форма исчезает.
12. Бог, обладающий формой, и Бог вне формы не есть два различных существа. Обладающий формой также и не обладает ею. Преданному Бог являет Себя в различных формах. Просто размышляйте о безбрежном океане – безграничном пространстве воды, – земли не видно ни в каком направлении, только здесь и там плывут глыбы льда, рожденные сильным холодом. Подобным же образом под, так сказать, охлаждающим влиянием глубокой преданности поклоняющегося Бесконечное умаляет себя до конечного и предстает перед поклоняющимся как Существо, обладающее формой. Как тает лед при появлении солнца, так с появлением знания Бог, обладающий формой, растворяясь, теряет форму.
13. Как из одной рыбы делают суп, карри и котлеты, и каждый выбирает себе блюдо, так Господь Вселенной, хотя един, проявляет Себя различно, согласно предпочтениям поклоняющихся, и каждый из них видит собственный, наиболее им ценимый образ Бога. Для одних Он добрый учитель или любящий отец, ласковая, улыбающаяся мать или преданный друг, для других – верный супруг или послушный долгу и заботливый сын.
14. Огонь сам по себе не имеет точной формы, но в раскаленных углях он принимает определенную форму. Так бесформенный огонь наделяется формами. Подобно этому не имеющий формы Бог порой облачается в определенные формы.
15. Пока звук колокола слышен, он существует в области формы, когда он более не слышен, он становится бесформенным. Также и Бог – и обладает формой, и вне формы.
16. [Шри Рамакришна сопровождал Матхуранатха в его паломничестве в Бенарес. Остановившись в Бенаресе, Рамакришна посетил Трайлангу Свами.] Матхуранатх спросил Трайлангу Свами: «Почему люди говорят о столь многих Богах, хотя существует только один Бог?» Свами соблюдал обет молчания, поэтому он просто поднял один палец и погрузился в транс, давая тем самым понять, что в медитации видят, что есть лишь один Бог, но в философских суждениях чувство единства уступает свое место ощущению различия.
17. В.: Если во всех религиях мира властвует один и тот же Бог, то почему один Бог предстает различным в разных религиях?
О.: Бог один, но у него много аспектов. Как один домохозяин предстает в разных аспектах, являясь отцом одному, братом другому, супругом третьей, так один Бог описывается и именуется различно, согласно тому аспекту, в котором Он является своему поклоняющемуся.