Крылами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческих и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающеся, нетленна во веки пребываеши, Ольга приснославная.
Известно по летописи Нестора, что княгиня Ольга была природная славянка, родившаяся близ Пскова, или, точнее, в том месте, где основался потом Псков. «Игорь Рюрикович, – говорит Нестор Летописец, – поят себе жену Ольгу от Пскова».
По Иоакимовской летописи, Ольга была из рода Гостомысла, славного умом и влиянием своим на племена славянские. По той же летописи, Ольга называлась прекрасной, по красоте лица и души; а Ольгою назвал ее опекун Игоря, Олег, когда выдавал ее за Игоря.
По смерти супруга, по малолетству сына своего Святослава, Великая княгиня Ольга сделалась правительницей Руси. Она управляла россами с мудростью и мужеством; возмутившихся древлян она наказала за смерть мужа своего Игоря и настолько усмирила их, что дала между ними свои установления, не потеряв при том ни одного из своих верных подданных. Вельможи князя Владимира говорили ему, что бабка его Ольга умнейшая из людей. В Киеве были христиане при ней и до нее: Ольга, видя их непорочную и честную жизнь, могла узнать о вере их, светлый, проницательный ее ум понял, что язычество не может воспитать людей так, как христианство, и сердце ее пленилось евангельской истиной. Она искала беседы с христианскими учителями; на 60-м году жизни отправилась в Царьград, желая в столице христианства выслушать наставления в вере самые точные, чтобы в самом важном деле не допустить какой-либо ошибки.
Преподобный Нестор говорит: «Ефиопская царица ходила слушать премудрости Соломона и видеть опыты премудрости его: так и Ольга искала премудрости Божией и обрела, как евангельский купец, драгоценную жемчужину – Христа».
Ольга прибыла в Константинополь в 957 году и там первым делом ее было открыть патриарху свое искреннее намерение принять христианскую веру. Выслушав от него наставление в вере, она приняла Святое Крещение. Нестор говорит, что Ольгу крестил сам патриарх Полиевкт, славный по святости жизни и по образованию своему, и дал ей христианское имя Елены; восприемным же отцом ее был император Константин Порфирородный. Просветившись Святым Крещением, Ольга возрадовалась душою и телом. Патриарх сказал ей: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила свет и отвергла тьму! Тебя будут благословлять сыны российские до последнего рода». Он же преподал ей наставление о церковном уставе, о молитве, посте, милостыне, о сохранении чистоты душевной и телесной. Она стояла с наклоненной головой, и как губа напояемая, внимала учению его. Выслушав все наставления, она поклонилась ему и сказала: «Твоими молитвами да сохранит меня Господь от всякой неприязненной сети».
Ольга, отправляясь домой, еще раз была у патриарха для испрошения его благословения. Она говорила ему: «Народ мой и мой сын – язычники; о, если бы Господь соблюл меня от всякого зла!» «Чадо верное, – отвечал ей патриарх, – крестясь во Христа, ты облеклась во Христа: Он сохранит тебя».
По возвращении в Киев, благоверная Ольга, глубоко убежденная в превосходстве христианской веры, могла ли не желать, чтобы и другие, остающиеся во мраке язычества, не обратились к свету христианскому? Прежде всего, как любящая мать, говорила она о святой вере сыну своему Святославу: «Я познала истинного Бога и радуюсь, сын мой! Познаешь ты, и ты будешь радоваться. Христианская вера – свет и радость души, она животворит и сама говорит о своем неземном происхождении. Прими эту веру, и не только не будешь жалеть, но станешь считать себя самым счастливым, как я себя считаю счастливейшею».
Так говорила княгиня Ольга сыну своему; но, к сожалению, Святослав слишком любил славу мира сего и думал только о битвах. На просьбы матери принять христианский закон он отвечал: «Как мне одному принять этот закон? Моя дружина будет смеяться над этим».
Святослав не только не обнаруживал расположения к принятию святой веры, но, весь занятый мечтами о земной власти и славе, не раз выражал и гнев на предложение матери. Впрочем, отвергая святую веру, он, однако же, не препятствовал другим принимать ее; хотя, в то же время, не препятствовал своей языческой дружине нагло смеяться над принявшими Святое Крещение, а подчас и сам смеялся вместе с дикою дружиною и оскорблял христиан злыми насмешками. Со скорбью души Ольга останавливала его и говорила: «Несчастный будет конец твоей жизни», что и сбылось впоследствии: князь печенегов Куря отсек ему голову и сделал из нее чашу.
Ольга молилась день и ночь за народ свой и за сына. Она с утешением взирала на то, что племянник ее и многие другие бывшие с нею в Царьграде пламенно любили святую веру и готовы были пролить за нее кровь свою. Это подавало ей лучшие надежды в будущем. Благоверная Ольга, после крещения своего, жила еще двенадцать лет и в это время она успела посеять семена православной веры в своем юном внуке Владимире и его братьях. Более чем вероятно, что, когда Святослав занимался войной и почти не жил в Киеве, Ольга пользовалась этим временем для свободного сеяния святой веры за пределами Киева. Таким образом равноапостольная княгиня, в отсутствие войнолюбивого своего сына, посещала свою родину Псков и там посеяла семена святой веры. Тогда как святая мать заботилась о лучшей будущности своей отчизны, сын ее Святослав, рыская за чужими землями, едва не потерял родного Киева: в отсутствие своего князя, стесненные печенегами, безпомощные киевляне доведены были до такой крайности, что готовы были отдаться в плен печенегам. Возвратясь поспешно в Киев, Святослав прогнал печенегов и готов был опять спешить за Дунай, но слезная просьба матери, находящейся на смертном одре, удержала его.
«Погреби меня, – сказала благоверная Ольга своему сыну, – и тогда иди куда хочешь». Спустя три дня, 11 июля 969 года, святая Ольга скончалась. Духовник ее совершил над нею погребальное пение в присутствии оплакивающей ее княжеской семьи.
Нетленные ее мощи, по прошествии двадцати лет, перенесены были внуком ее, князем Владимиром, в Десятинный храм Богоматери, им построенный.
Нестор, оканчивая свои известия о благоверной княгине Ольге, пишет: «Она предтеча христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как заря пред светом. Она первая из Руси вошла в Царство Небесное».
Во дни Великого князя Владимира, еще язычника, пишет преподобный Нестор, был в Киеве человек Божий, именем Феодор, и сын его Иоанн. Они были варяги и пришли из Греции, где просветились верою христианской. Прибыв в Киев и находясь там посреди язычников, как крин в тернии, они в тайне содержали веру Христову. В то время князь Владимир ходил на ятвягов и взял их землю. Возвратясь в Киев, он, в благодарность за победы, вознамерился принести человеческую жертву идолам. Старцы и бояре предложили князю метнуть жребий и на кого падет этот жребий, того и принести в жертву идолам. Попущением Божиим жребий пал на Иоанна, сына Феодора. Посланные пришли за Иоанном и сказали Феодору: «Дай сына богам в жертву». Феодор отвечал: «Ваши боги не боги, а идолы бездушные и нечувственные, сделанные из дерева. Один есть истинный Бог, никем не сотворенный, безначальный, но все сотворивший: небо, землю и все видимое и невидимое. В Него веруют христиане, и я с сыном моим рабы Его. Не дам сына моего бесам». Посланные передали все сие пославшим их. Узнав об отказе варяга, киевляне исполнились гнева и, собравшись с оружием, с криком разломали забор варяжского дома, подрубили сени, где стояли Феодор с сыном, здание обрушилось, и святые мученики были убиты.
Это были первые мученики в России; их святая кровь, как доброе семя, на ниве посеянное, вскоре возрастило изобильный плод. Молитвами их через несколько лет князь Владимир принял Святое Крещение и вся земля русская просветилась верою и благодатью Господа нашего Иисуса Христа.
В великой церкви Киевской Лавры с 1730 года открыто почивают мощи святого Михаила, первого митрополита Киевского, перенесенные из Антониевых пещер, где почивали со дня его кончины.
Это тот самый святитель Михаил, который был прислан от патриарха Константинопольского Николая Хрисоверга к новопросвещенному христианством князю Владимиру для крещения русского народа.
К сожалению, преподобный Нестор ни слова не сказал в своей летописи о первом митрополите Михаиле, как не сказал он и о двух преемниках его. Однако мы имеем сведения о первосвятителе Киевском: современный святому Владимиру западный писатель говорит, что греческий епископ прибыл в Россию и обратил к христианству самую средину страны. Для нас важно то, что, по верным памятникам, при крещении России Владимиром действовал святитель Михаил.
В летописи Иоакима читаем следующее: «Владимир послал в Царьград к царю и к патриарху просить митрополита. Весьма обрадованные тем, они прислали Михаила, человека ученого и благочестивого, родом болгарина; с ним шесть епископов, многих иереев, диаконов и причетников». Михаил действовал неутомимо, с апостольской ревностью, сперва в Корсуне, а по утверждении христианства – в Киеве, странствовал по земле Русской до Новгорода и Ростова для проповеди святого Евангелия, повсюду крестя и поучая народ. По всем сведениям, он был учитель премудрый, образованный и великий по жизни, – милостивый, кроткий, но в иных случаях строгий, где подобало. Обращая неверных к вере, истребляя идолов, созидая церкви и устраивая новые училища, святитель Михаил много перенес трудов и подвигов в деле христианской проповеди. Он почил с миром в 992 году. Благоверный князь Владимир любил его и неутешно скорбел о скорой потере такого светила для юной церкви. С надгробным рыданием положены были нетленные мощи святителя в Антониевых пещерах.
Митрополит Сильверст, показывая мощи первого митрополита Михаила, указывал на древнюю надпись над его мощами: «Когда крестился русский князь Владимир Святославич, он просил у патриарха митрополита Михаила, который прибыл в Киев, просветил Святым Крещением русский народ и научил его православной вере».