Что такое жизнь? Твоя, моя, жизнь каждого из нас?
Череда дел, суета и хлопоты, решение проблем, достижение целей…
Мы вовлечены в гигантский водоворот дел и событий, которые и являются нашей жизнью. Проснуться по звонку будильника, умыться, одеться, приготовить завтрак, разбудить ребенка, собрать его в детский сад или в школу, поесть на скорую руку, а дальше – транспорт, пробки, нервотрепка, совещание у начальника, дела, обязанности, встречи, звонки, покупки, домашние дела, общение с близкими, друзьями.
И – проблемы, которые сваливаются как снег на голову и требуют решения: то ребенок набедокурил в школе, то родители чем-то недовольны, то деньги закончились (казалось, даже не успев «начаться»), то затянувшийся ремонт требует времени, денег, сил – когда нет ни того ни другого.
Иногда мы чувствуем такую усталость, что хотим бросить к чертовой матери всю эту суету, работу или семью и уехать в лес, или на дачу, или на рыбалку, или к морю – и просто лежать, просто сидеть, просто жить. Но возвращаясь в обычную жизнь, мы опять попадаем в круговорот событий, встреч, звонков, обязанностей. В суету дел, решение проблем. И вновь чувствуем усталость и валимся вечером в кровать без сил.
И невольно возникает вопрос: «Где взять на все это силы? Где взять силы, чтобы жить?..»
Раньше я часто задавала себе этот вопрос. Мне постоянно не хватало сил, я уставала, выматывалась в этой гонке по жизни: в делах и решениях проблем. Я жила обычной жизнью городской жительницы. Я жила обычной жизнью москвички – со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Я всегда мечтала жить в Москве. Еще девчонкой я смотрела по телевизору все передачи и фильмы, в которых показывали Москву – столицу нашей родины, и страстно завидовала тем, кто в ней живет.
Она казалась мне каким-то совершенно особым городом – огромным, свободным, полным возможностей. Я мечтала жить в Москве. И моя мечта осуществилась: после поступления в МГУ я переехала в этот большой и динамичный город.
Я чувствовала себя в нем все эти годы как рыба в воде. Он был для меня совершенно естественным, подходящим под мой ритм, мой темп жизни. Мне нравились его динамика, его просторы, его лучшее и самое красивое в мире метро, толпы людей на его площадях. И я совершенно не замечала, как этот город давит и жмет, как этот темп и толчея, толпы людей и масса энергии (далеко не всегда позитивной) разрушающе действуют на меня.
Я, вечно спешащая, озабоченная делами, проблемами, просто жила в этом, как живут все. И моя вечная усталость, и постоянная гонка, и давка в метро, и очереди на эскалаторах, в магазинах, на остановках транспорта, и дороговизна, как в любом большом городе, – все это стало нормальным и естественным.
Я жила в этой тяжелой атмосфере, даже не осознавая ее тяжести, но периодически уставала, выматывалась от такой жизни. Иногда, обессиленная, – просто впадала в депрессию. Потом, отлежавшись или отстрадавшись, сама себя поднимала и говорила эти, такие привычные, знакомые за всю мою жизнь слова: «Что поделаешь, надо жить дальше!». И жила дальше, так же уставая и снова чувствуя себя полностью обессиленной…
Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.
Все изменилось, когда я впервые приехала в гости к своему будущему мужу, живущему в другом городе. Мы пошли пешком от вокзала к его дому, и меня просто потрясли царящие там тишина, спокойствие и какая-то размеренность. Никто никуда не бежал, не спешил, не обгонял друг друга. Полупустые улицы. Спокойный и размеренный темп жизни.
Это просто поразило меня. И когда я гуляла по улицам этого города, наблюдая спокойную, размеренную жизнь, в которой не было очередей, спешки, набитого людьми транспорта, мне пришла сумасшедшая мысль: а не пожить ли мне немного здесь, не отдохнуть ли от московской суеты? Я действительно впервые остро почувствовала, какая там суета! Причем суета постоянная, не утихающая к концу дня. Потому что город жил и бурлил постоянно, круглосуточно. А тут одиннадцать часов вечера – и улицы города пусты. В самом прямом смысле слова – можно пройти несколько кварталов, никого не встретив.
Наверное, я действительно очень устала от московской жизни, если эта мысль – пожить в другом городе – не только пришла, но и осуществилась. Я переехала жить к будущему мужу, решив, что пару месяцев – может быть, год – поживу здесь. Но проходило время, а я не собиралась уезжать. Я впервые, за сорок лет своей жизни поняла, что такое легкая жизнь: это когда есть силы жить, и они никуда не исчезают, а наоборот – появляются вновь и вновь и наполняют тебя.
Сначала это были удивительные ощущения. Я постоянно думала – неужели так можно жить? Так легко? Так удобно? Так экономично строя свою жизнь, когда вообще тратишь силы на суету, на давку, на ненужный темп…
Я впервые в жизни попала в ситуацию, когда для того, чтобы оказаться на работе, нужно было просто выйти из дома и перейти дорогу. И это после московских давок в метро, после длинного пути с обязательной пересадкой на другую ветку, после того, как я каждый день тратила два часа жизни только на то, чтобы приехать на работу и вернуться домой. Два часа каждый день! А тут – три минуты туда, три минуты обратно! И я полна сил!
Впервые все, что мне нужно для жизни, находилось в радиусе двух остановок на троллейбусе или трамвае. Все, что нужно, – и магазины, и спортивный клуб, и салон красоты, и рынки, и пляж, и лучшие рестораны – в одной остановке езды или в десяти минутах ходьбы. Я вообще разучилась ездить на транспорте за годы жизни в этом городе. И если уж мне нужно было добраться куда-нибудь подальше, я брала такси. Благо цены на этот вид транспорта после московских просто умиляли.
Я впервые тогда осознала, какого огромного количества сил требует жизнь в большом городе. Просто физических – чтобы ходить, добираться до работы, стоять в очереди, покупая продукты, посещать какие-то организации, кинотеатры, магазины, клубы, находящиеся в разных концах огромного мегаполиса. Но если эти силы уходят на ходьбу и суету – то на действительно важные и нужные дела сил не остается!
Я впервые почувствовала преимущество спокойной, уравновешенной жизни, в которой есть возможность принимать осознанные решения, ставить и достигать нужные, желаемые цели. И я впервые тогда почувствовала, сколько ресурсов и сил открылось во мне, когда жизнь моя стала упорядоченной и систематизированной. Я действительно впервые в жизни начала осознанно создавать свой собственный успех. И у меня были на это силы. Они просто не тратились на суету, спешку. И отношения с любимым человеком словно дополняли, «доливали» мне сил. Я получала силы из своего дела, которым стала заниматься. Началась удивительно легкая и гармоничная жизнь. Жизнь, полная сил…
Прошло несколько лет моей жизни в этом городе. Конечно же, я скучала по Москве, ее просторам, размаху и возможностям. И поэтому я продолжала работать в Москве, иногда проводя там семинары или тренинги.
Но я заметила, что мне хватает буквально нескольких дней жизни в этом городе, чтобы «наесться» Москвой. Пара дней – и меня тянуло скорее вернуться «домой», в тишину и гармонию.
Но однажды я задержалась в Москве подольше. Я провела не один, а два тренинга, потом приехала с Украины моя мама, мне пришлось много ездить в метро: то съездить к сестре, у которой остановилась мама, то мчаться в садик за внуком, желая хоть немного облегчить жизнь
дочери, которая продолжала жить в этом динамичном городе, создавая свой успех. Я включилась в эту свою бывшую «нормальную» жизнь – ездила по магазинам в разные концы города, чтобы купить цветы для своих занятий флористикой, найти какие-то лекарства для мамы.
Я прожила так десять дней. Прожила их так, как жила раньше годами. Но раньше я даже не замечала – как тяжело дается этот темп и каких сил стоит такая жизнь. Теперь же, после моей уже привычной размеренной «экономичной», экологичной жизни, – я очень быстро почувствовала, как сильно устала!
И мои ощущения вскоре достигли апогея. Пробегав целый день по делам, побывав в разных концах Москвы, нагрузив себя сумками, я ехала к сестре, чтобы повидаться с мамой, которая уезжала на следующий день.
Я безумно устала за день, поэтому страстно хотела побыстрее добраться до сестры и отдохнуть. Я вышла из метро, дошла до нужного дома, но, уставшая и замотанная, забыла номер новой квартиры сестры и код, который надо набрать, чтобы войти в подъезд.
Я поставила на землю свои многочисленные сумки и стала искать записную книжку, в которую все это было занесено и которая всегда была со мной. Книжки не оказалось: в спешке – такой «нормальной», привычной спешке – я забыла ее дома. Не оказалось и мобильника. Убегая из дома, я забыла снять его с зарядки. Мне пришлось опять нагрузиться сумками и вернуться в метро, чтобы позвонить из телефона-автомата. Я шла к метро и чувствовала, как во мне закипает дикое раздражение, что мне приходится идти со всем этим «добром» обратно. Но идти надо было…
Я купила жетон для телефона-автомата, спустилась в подземный переход и набрала номер. Телефон сестры был занят. Мое раздражение увеличивалось.
– И чего она там болтает! – неприязненно думала я о сестре. – Ведь знает же, что я должна прийти, что могу ей звонить, ну чего телефон занимать!
Я начала звонить дочери на ее мобильный телефон, чтобы узнать номер квартиры сестры и код подъезда. Нежный женский голос ответил мне, что абонент временно недоступен. Я снова и снова набирала и набирала то один, то другой номер телефона, но оказалось, что дозвониться практически невозможно.
Вокруг был невообразимый шум. Каждую минуту в подземный переход вываливалась новая порция спешащих, обгоняющих друг друга, создающих шум людей. Женщина в громкоговорителе противным голосом вещала, как надо быть внимательным и обращать внимание на бесхозные, забытые вещи. Из окон киосков, находящихся в переходе, неслись, сливаясь в жуткую какофонию, громкие голоса исполнителей бардовских песен, воровского шансона и попсы…
Мама наконец ответила, но голос ее в телефонной трубке был почти не слышен, и я уже истошно кричала:
– Мама, ты меня слышишь? Мама! Мам – какой у Светы номер квартиры?.. Какой у вас код?
Мама меня не слышала. Женщина из громкоговорителя продолжала предупреждать о необходимости внимательно относиться к забытым вещам. Новая порция шума и людей заполнила переход. И в эту минуту я почувствовала ненависть.
Я почувствовала такую жгучую ненависть! Ко всему! К этим людям! К этой женщине из громкоговорителя! К маме, которая меня не слышит! К этим палаткам, торгующим черт знает чем! К дочери, которая недоступна для моих звонков! К себе, забывшей и код подъезда, и номер квартиры, и записную книжку, и телефон!
Я ненавидела в эту минуту все! Я ненавидела всех! Весь мир! Всю жизнь! Наверное, в такие минуты ненависти люди и совершают какие-то ужасные, неконтролируемые поступки, совершают преступления, – это я сейчас понимаю.
Я так испугалась этого чувства ненависти, заполнившего всю меня! Я была поражена, что вообще могу так ненавидеть! В последние годы я жила в любви и гармонии, в тишине и принятии. Я любила весь мир, и себя, и маму, и сестру, и дочь, и всех людей, и каждую травинку в этом мире. И вдруг я – я, такая любящая! – стою и захлебываюсь ненавистью. Но почему?! Почему? Как случилось, что это ужасное чувство наполнило меня?
Я стояла, прижавшись к стене, в этом хаосе звуков, сменяющих друг друга потоках людей, выходящих из метро, потрясенная своим состоянием.
Меня кто-то обидел? – спрашивала я себя, пытаясь понять, что же со мной произошло, и отвечала себе: нет.
Что-то плохое со мной случилось? – спрашивала я и понимала: нет.
Что такое произошло, раз я испытываю такие ужасные чувства?!
Я была так расстроена своим состоянием, что даже конструктивно думать не могла.
Просто я устала – родился во мне ответ. Просто весь сегодняшний день – в переездах, делах, спешке, суете – доконал меня. Просто сам город – его темп, его энергетика – перегрузил меня. Конечно, это не первый такой сложный, напряженный, трудный день, прожитый здесь. Но весь этот город, вся жизнь в нем настолько угнетают, что я, отвыкшая от этого, сломалась за десять дней…
…Сколько же сил требуется людям, чтобы жить в этом постоянно? Сколько нужно сил, чтобы противостоять этим стрессовым факторам? Чтобы просто доехать до нужного тебе места, чтобы просто не реагировать на всю эту толпу, которая на тебя наваливается в метро, просто на то, чтобы дойти до работы? Сколько сил надо иметь, чтобы продолжать жить в этом сумасшедшем темпе и не упускать контроля над своей жизнью в этих сложных условиях?
Я думала об этом, сидя у сестры, домой к которой я наконец-то попала. Я сидела и приходила в себя после этой ненависти. Я сидела с рюмкой коньяка в одной руке и с сигаретой в другой. Сидела, расслаблялась и думала, что от такой жизни нельзя не только не закурить, но и не запить. И мысль эта вызвала во мне грустную улыбку: я поняла тех людей, которые вынуждены именно таким образом расслабляться.
Я сидела и думала: почему люди живут так трудно? Почему они придерживаются этого темпа, продолжают перегружать себя делами, проблемами? Почему они остаются в этом месте, в этом городе, в котором так сложно жить? Почему они выбирают жить трудно, когда можно жить легко – как жила я все последнее время?
Я сидела и размышляла: почему люди позволяют себе так бездумно, так неправильно, зазря расходовать свои силы и по большому счету свои жизни? Почему люди продолжают жить в таких трудных условиях, даже не пытаясь найти более легкие?
Почему человек не признается в своих пороках? Потому что он все еще погружен в них. Это все равно что требовать от спящего человека рассказать его сон.
Я сидела, расслаблялась, и эти вопросы как-то утихли во мне…
Они возникли снова спустя некоторое время. Я проводила на другой день маму, проездила полдня по магазинам, которые располагались в разных концах Москвы, пожила в гонке и суете еще день и потом наконец-то добралась до вокзала. Из последних сил доползла до нужного вагона. Заняла свое место с ощущением нетерпения – когда же поезд тронется и все это останется позади?
И когда он наконец тронулся, мне опять пришел в голову этот вопрос.
Почему люди живут так трудно, когда можно жить легко? Почему люди вообще так живут?
Я сидела у окна и смотрела на этот проплывающий за окном большой город. И думала, что его величина, и темп жизни, и количество людей на квадратный метр – все это давит и усложняет жизнь. Все это делает ее более жесткой.
Ведь в такие крупные города едут со всех концов страны миллионы людей, желающих занять свое место под солнцем. И те, кто рискует бросить все – и свою устоявшуюся жизнь, и жилье, и родных – сильные люди. Поэтому такие крупные города – это скопления сильных людей, которые приехали биться за свое место. И в таких городах, в таких условиях много сил уходит просто на контроль над своей жизнью, на борьбу с соперниками, на постоянную конкуренцию, на выживание, на достижение целей.
Но многие люди так же суетливо и тяжело живут и в других больших и маленьких городах. Так же вовлечены в спешку и череду дел и так же устают от потока проблем.
Я все думала, почему люди живут так тяжело, так напряженно, тратя нужные силы на ненужную суету, дела, спешку, когда оторвала взгляд от окна и увидела лежащую на столе газету. Мне в глаза сразу бросился анекдот. К этому анекдоту я потом часто мысленно возвращалась.
– Мужик, ты куришь?
– Нет.
– Пьешь?
– Нет.
– Ты чё, колешься?
– Нет.
– А как же ты тогда расслабляешься?!
– А я не напрягаюсь!
Я рассмеялась – так тронул меня, которая за дни пребывания в Москве и напрягалась от царившей вокруг суеты, и расслаблялась потом с помощью коньяка и сигарет, этот анекдот.
Я сидела с улыбкой на лице и размышляла: «Как бы так жить, чтобы не напрягаться – тогда и расслабляться не придется?..» И подумала о том, что ведь я в принципе так и живу уже несколько лет – не напрягаясь, не уставая, а потому и расслабляться мне не нужно. И этот московский эпизод моей жизни показал мне мою прежнюю «нормальную», а на самом деле совершенно ненормальную жизнь, которой продолжают жить миллионы людей.
И так интересно мне стало, так нужно было найти ответ на вопрос: «Как жить не тратя свои силы, как не напрягаться – и не расслабляться?», что уже там, в вагоне поезда, мне пришла идея написать об этом книгу.
И уже тогда, много лет назад, я начала писать ее. Но – проведение семинаров, открытие своей тренинговой компании, другие важные и интересные дела и темы увели меня от этой книги.
Прошло много времени. Сейчас я сама и моя жизнь стали еще более гармоничными, осознанными. Я живу там, где я сама выбрала жить: в собственном доме в небольшом уютном и чистом городе. Я веду здоровый образ жизни и уже давно не курю и не пью никаких спиртных напитков. Я живу в согласии с собой. Я делаю только то, что действительно хочу делать. Я живу во взаимной любви, близости и поддержке.
Но каждый раз, приезжая в Москву к дочери или по делам, я проживаю похожие состояния. Я узнаю, уже при входе в метро, – эти движение, скорость, энергию несущихся людей, оглушающие звуки. Я узнаю шум большого города, его темп. Каждый раз, собираясь в этот город, я заранее мобилизуюсь, морально настраиваюсь на его бешеный темп, в который надо вписаться, – иначе тебя унесут, собьют, сметут толпы спешащих людей.
И именно сейчас, когда я сама живу гармоничной, легкой, наполненной энергией, творчеством жизнью, когда я, проведя сотни тренингов, в которых мы искали ответы на вопрос: «Почему люди живут так трудно, когда можно жить легко?» – я ощутила в себе желание и готовность вернуться к написанию этой книги.
Сейчас я знаю ответ на вопрос – где взять силы, чтобы жить.
Нужно жить такой жизнью, на которую будет достаточно сил.
Нужно жить так, чтобы иметь источники энергии и поддержки.
Тогда – сил хватит.
Тем более что их и так – достаточно.