Повсюду в мире люди, у которых сформировались представления о том, чего они хотят, и которые равняются на те или иные идеалы, духовные ценности, находят применение своим силам и знаниям. Фактором, значительно влияющим на возможность достижения успеха, особенно в борьбе с болезнью, является сила мотивации.
«Знающий – ищет, ищущий – находит, нашедший – удивляется легкости овладения, овладевший – поет песнь радости», – писала Елена Рерих.
Для того чтобы радоваться и быть удовлетворенным от проделанных усилий, достигнув цели, необходимо знать, что делать, зачем и для чего. Должен быть мотив!
Слово «мотивация» происходит от французского motif:
1. Побудительная причина, повод к какому-либо действию.
2. В художественной литературе – простейшая единица сюжетного развития.
3. Наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы; мелодия, напев (Песнь радости. – Примеч. авт.).
4. Мотивация – побудительный импульс к действию, который исходит из желания удовлетворить потребность.
С детства я очень хотела стать мамой! Я знала, что смогу выносить и родить здорового ребенка, чувствовала свой организм и готовила его к миссии вопреки страхам и негативному чужому опыту. Когда я поступила в медицинский институт, то мечтала стать гинекологом, знать все о беременности и родах, чтобы помочь себе и другим женщинам! Это оказалось непросто. У меня практически не было шансов: ни папы, ни «лапы», ни блата, а конкурс на место в интернатуру, как всегда, был большой. С четвертого курса я записалась в кружок акушеров-гинекологов, просилась на дежурства в роддом и отделение гинекологии нашей институтской кафедры, ходила хвостом за врачами, хваталась за любую работу, которую мне поручали, лишь бы быть полезной. Присутствовала на операциях и вела научную студенческую работу под руководством старшего научного сотрудника кафедры.
Упорство принесло плоды: меня приняли в святая святых. Я акушер-гинеколог! Я не забывала укреплять свое здоровье и верить в благополучный исход. Забеременев, я почти не посещала общественные места и делала гимнастику для беременных. Я стала мамой! Дважды! Благодаря моим коллегам, моей вере, знаниям, характеру и позитивному настрою я родила самостоятельно, в срок, без осложнений двух здоровых мальчиков с разницей в три года. До сих пор считаю это чудом и подарком судьбы.
Центральная роль в формировании мотивации и поведения, направленного на получение поощрения, принадлежит лобной доле мозга. Включая в работу и подкорковые структуры, и полушария головного мозга, задействуя сознание и подсознание, человек может получить наилучшие результаты деятельности головного мозга.
Иван Петрович Павлов, отец русской физиологии, на практике доказал всему миру, что функции организма можно подчинить не реальности, а представлениям (условные рефлексы). Например, представьте себе лимон. Представили, почувствовали, как увеличилось количество слюны во рту? А ведь настоящего лимона не было. Вы только включили воображение.
Итак, если воображаемые вещи могут влиять на человека, вызывая рефлекторные реакции, мы можем использовать воображение для сознательного программирования, то есть самовнушения, с целью формирования привычки позитивно мыслить. Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знаний. Условные рефлексы можно сравнить с новыми привычками взамен старых. Сформированные и закрепленные в подсознании, они будут проявляться неосознанно и автоматически. Чтобы сформировать новую привычку, нужно не менее 90 дней, то есть три месяца ежедневных занятий. Любая привычка может быть заменена новой. Один из самых эффективных способов замены нездорового образа жизни на здоровый – внушение или самовнушение. В результате повторения одних и тех же формул достигается автоматизм.
Внушение – это представление, передаваемое другими людьми которые могут направлять наши мысли, в определенное русло и оказывать влияние на наше поведение. Внушение может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Самовнушение (синоним – аутосуггестия) – внушение, направленное на какие-либо стороны собственной психической деятельности (мышление, аффекты, волевые процессы), а также на некоторые функции нервной системы и внутренних органов, может быть причиной ряда патологических явлений при неврозах и психопатиях.
Самовнушение может быть созидательным и разрушительным. Все зависит от мыслей и настроения человека, направления его внимания в негативное или позитивное русло.
В медицинской практике психотерапевты применяют различные методы, в том числе лекарственный, внушение и самовнушение. Я сторонник последнего метода, так как он оправдал себя на моем личном примере и оказался результативным в процессе работы с пациентами в отделении реабилитации. Направляемый врачом, педагогом или тренером, он носит положительный характер.
Примеры созидательного самовнушения, направленного на улучшение настроения, самочувствия и здоровья (положительные настрои и аффирмации): Г. Н. Сытин, М. Норбеков, В. Леви, В. Синельников, Л. Хей, Н. Правдина и др.
Самовнушение созидательное – самая эффективная возможность максимально использовать свои ресурсы. Благодаря ему мы учимся создавать условия для самореализации и защиты от разрушительных воздействий. Агрессивные же действия ведут к разрушениям в любой сфере. Созидать можно не только на уровне действия, но и на уровне мысли. Мысль есть пучок энергии, продуцируемый человеческим мозгом. Здоровье можно тоже созидать, и в каждом человеке заложены программы на самовосстановление и на саморазрушение.
ЕЖЕДНЕВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЙ ПО САМОВНУШЕНИЮ —
это быстрый и надежный способ самому тренировать свой мозг. В согласованном взаимодействии двух равных по значимости полушарий мозга кроется ключ к успеху.
Способности правого полушария головного мозга можно развить точно так же, как натренировать в ходе обучения левое полушарие. А именно систематическими тренировками, представляющими собой образные внушения. Для этого подходит включение в работу различных анализаторов (слух, зрение, обоняние и др.) по очереди или всех одновременно. Внушения являются сочетаниями речи и представлений, воздействуя на слуховые или зрительные анализаторы в виде образов и представлений. Формулы внушения достигают самых потаенных уголков подсознания и затрагивают доселе неосознанные человеком такие исконные потребности, как стремление к стабильности, гармонии, душевному покою, уверенности в будущем, то есть все те эмоции, которые составляют часть мышления и существования человека. Они накоплены правым полушарием в качестве своего рода опыта предков. Целенаправленное внушение развивает и совершенствует способность проявлять интуицию, а также способствует сочетанию проницательности с рациональным подходом.
Между чувством неудовлетворенности работой, социумом, собой и продолжительностью различных заболеваний существует прямая взаимосвязь. Человек, испытывающий воодушевление, с радостью приходит на работу, реже болеет и оптимистично смотрит на жизнь. Это позволяет прийти к выводу о том, что здоровье и душевное состояние человека разрушают не тяжелая работа или ответственность, а сознательная или неосознанная демотивация. Работая врачом, я не раз убеждалась на практике в правильности идеи влияния мотивации и демотивации на здоровье человека. Люди, имеющие воодушевление и положительные эмоциональные состояния, добиваются наилучших результатов во всех сферах жизни и деятельности.
В своей врачебной практике я использую настрои, тексты, плакаты, картинки, видео- и аудиоматериалы, несущие позитив и повышающие настроение. Еще в школе на уроках английского языка я отметила, что слова, прикрепленные к одноименным предметам, тренируют долговременную память и приводят к успеху (например, wall – прикрепленное к стене, а window – к окну). Важно задействовать зрительные анализаторы, смотреть на что-то полезное, приятное, позитивное. Хорошим примером считаю художественные фильмы «Самая обаятельная и привлекательная» и «Влюблен по собственному желанию», где самомотивация, регулярные повторения нового действия, профессиональная или дружеская поддержка единомышленников, позитивный настрой приводят к положительному результату. Напротив, надписи и картинки на пачках сигарет считаю разрушительными, уничтожающими человека на подсознательном уровне, больше, чем само курение. Такие «наглядные пособия» на моей памяти еще никого не отучили курить. Даже страх потерять здоровье не может победить привычку к табакокурению. Здесь нужны желание и работа на замещение. Страх, будучи негативной эмоцией, заставляет продолжать курить от безысходности. Это замкнутый круг, способ наживы для тех, кто продает табак и под эгидой заботы о здоровье населения лепит на них страшилки. Это чудовищно вдвойне. Можно бросить курить из желания жить или любить. Я, например, отказалась от этой привычки, потому что влюбилась в мужчину, который не курит. Образы, которые мы регулярно или постоянно видим, должны быть жизнеутверждающими. Предлагаю на пачках сигарет писать басни и цитаты о вреде курения как форму внушения. У Г. Н. Сытина есть отличные настрои на избавление от зависимости. Если на каждой пачке будет по несколько предложений из настроя, – это станет неоценимым вкладом в здоровье нации. Я знаю одного предпринимателя из Дагестана. Он отказался от продажи алкоголя в своих магазинах, хоть это и прибыльно, потому что не хочет спаивать свой народ. Честь и хвала людям, действительно заботящимся о здоровье нации, детей и внуков.
Древней формой внушения являются сказки. Они обращены к подсознанию, к правому эмоциональному полушарию головного мозга. Сказки – это отражение образов, рожденных в подсознании. Каждая мать, рассказывая сказки своему ребенку, воздействует на его подсознание. Большинство людей впервые испытывают на себе силу внушения под действием сказок.
Эффективнее всего действуют внушения в состоянии расслабления. Человеку в расслабленном состоянии легче не подвергаться действию внутренних сдерживающих барьеров, устанавливаемых рассудком. В состоянии релаксации подсознание пластично подобно воску.
Чтобы лучше понимать самого себя и механизмы, определяющие нашу жизнь, важно осознавать, чье влияние мы постоянно испытываем на себе: родителей, родственников, друзей, знакомых, учителей, коллег, начальников и других людей. В наши дни особое влияние на человека оказывают средства массовой информации – радио, пресса, телевидение, интернет.
«…люди постоянно впускают в свое жизненное пространство отрицательную информацию, которая питает и страхи, и чувство вины, и другой негатив. Самое разумное, что можно сделать – как минимум перестать смотреть телевизор», – пишет врач Михаил Советов в «Дневнике здоровья».
Лично я давно не смотрю телевизор, жалко тратить на это время. В данных условиях внешней среды мы можем преградить доступ к программам негативного характера путем прочно усвоенных положительных формул самовнушения и накопления в себе положительной энергии – метод замещения негативной информации на позитивную.
ВЫВОД
позитивное мышление можно сформировать, используя упражнения по самовнушению и позитивные настрои.
Чаще всего до пятилетнего возраста детей воспитывают в семье женщины – матери, бабушки, воспитатели, няни. Важно, чтобы эти женщины были позитивными, умели пользоваться самовнушением, позитивными настроями, создавая в семье и доме атмосферу любви, вдохновения, поощрения, радости, творчества, гармонии.