Чуть позже разболелась голова и пришлось принимать таблетку. Боль утихла, но голова оставалась тяжелой. То и дело, непроизвольно появлялась мысль о предстоящем совещании инвесторов, куда его неожиданно пригласили вчера. Неопределенность и какое-то мерзкое предчувствие не давали ему покоя.
Игорь попытался отвлечься и занялся домашними делами. Действительно полегчало, особенно после мытья посуды. Вот так устроена наша жизнь! – рассуждал он про себя, ополаскивая очередную тарелку – Примитивные занятия лечат лучше лекарств!
Прикурнув после обеда, он проснулся в хорошем самочувствии и уже спокойно начал обдумывать возможные варианты своего завтрашнего поведения на совещании.
Зазвонил телефон. Жена сняла трубку и равнодушным голосом позвала его – Тут какая-то женщина спрашивает тебя!
В первый момент он очень удивился – Кто же это может быть!? Но, услышав Олин голос, сразу же воодушевился – Да, конечно, не забыл! Обязательно буду!
Предвосхитив вопрос жены, он поспешил пояснить ей, что совсем забыл об обещании встретиться сегодня с одной женщиной-дизайнером по поводу ее работы в его доме. Хорошо, что она сообразила напомнить ему о встрече!
– Иди, иди! – усмехнувшись, произнесла жена. Все равно, если тебе будет надо, ты меня легко обманешь!
– О чем ты говоришь?! – с видимым раздражением ответил Игорь и, быстро собравшись, вышел из квартиры.
Поехал он на метро. Езда на машине, особенно в городе, не доставляла ему никакого удовольствия и. когда обстоятельства не требовали этого, он предпочитал общественный транспорт. Там можно было расслабиться, рассеянно наблюдать за людьми, предаваться отрывочным мыслям о всяких пустяках. Это, как ни странно, всегда улучшало его настроение!
Дом и квартиру Оли он нашел очень быстро. Вообще, в старых районах города он чувствовал себя более комфортно, чем в новостройках и сам удивлялся этому. Парадное находилось во дворе-колодце и, несмотря на запущенность и запахи, совсем не вызывало в нем чувство брезгливости. Игорь не стал вызывать лифт, а бодро поднялся на четвертый этаж пешком. Одолевая марш за маршем, он вдруг подумал – Интересно, а работает ли лифт вообще?! – вспомнив рассказ Оли о поломанном лифте. На обратном пути проверю!
Звонок, на удивление, работал и очень быстро Оля открыла ему дверь. Прихожая была темновата, но высокий потолок создавал ощущение торжественности. Не то, что наши хрущобы! – мелькнуло у него в голове.
Игорь поздоровался и с улыбкой начал произносить монолог, что он, мол, на минуточку и прочее.
– Помню, помню! – рассмеялась Оля – Я вас долго не задержу! Проходите!
Квартира была обставлена старинной мебелью, выглядела уютно, но явно уже давно нуждалась в ремонте. Заметив, что Игорь с интересом оглядывает ее жилище, Оля, сделав круговой жест рукой, сказала – Все это, квартира, мебель, книги, осталось мне от отца!
Она показала на фотографию мужчины лет сорока с беспечной улыбкой на лице. Это его самая лучшая фотография и она постоянно у меня перед глазами!
– Присаживайтесь вот здесь на кресло! Я сейчас принесу альбом! – произнесла Оля и исчезла из комнаты.
Пока она отсутствовала, взгляд Игоря почему-то зацепился за фото ее отца. Она сказала, что это самая удачная его фотография! Значит, это был лучший момент его жизни! А что же было дальше?! Здесь он совсем не старый! А до этого, он, видимо, не был особенно счастлив?! Подобные мысли о человеческой жизни всегда волновали Игоря и им он посвятил немало места в своей книге.
– Ну, вот и я! – с этими словами Оля вошла в комнату. Увидев, что Игорь неотрывно смотрит на фото ее отца, она мимоходом заметила, что когда-нибудь, при случае она расскажет о нем. В его жизни было немало интересного.
Положив перед Игорем массивный альбом, она встала рядом, чтобы прокомментировать увиденное.
Какое-то время Игорь молча листал альбом, потом задал Оле несколько вопросов о последних ее работах и, закрыв его, подытожил – Ваши работы на уровне и я вполне могу вас рекомендовать заказчикам!
– Вы думаете, что я смогу получить у ваших клиентов заказы?! – с надеждой спросила Оля.
– Не сомневаюсь! – внушительным тоном, чтобы развеять ее сомнения, ответил Игорь. Впрочем, во вторник, в десять часов утра у меня назначена встреча с одним из владельцев квартиры, подходите и вы! Весь альбом, пожалуй, нести не надо, возьмите несколько последних работ!
Игорь поднялся с кресла, посчитав свою миссию оконченной.
– Минуточку! – воскликнула Оля – Я должна вернуть вам вашу книгу!
Игорь в растерянности остался стоять, поскольку Оля стремительно ринулась в соседнюю комнату. Через минуту она вернулась и протянула ему аккуратный сверток. Я помню свое обещание и скажу вам кратко – Мне понравилось! Спасибо за доставленное удовольствие!
Молча взяв сверток, Игорь направился в прихожую. Оля предупредительно включила свет в коридоре и, когда он уже подошел к вешалке, вдруг произнесла – Извините меня, но я не могу удержаться от того, чтобы не поделиться с вами одним моим впечатлением от вашей книги!
Игорь с удивлением посмотрел на нее – Что же вас так удивило?!
– Знаете! – в голосе Оли звучала настойчивость – Не хотелось бы о таких серьезных вещах говорить в прихожей! Она жестом пригласила его вернуться в комнату. Игорь подчинился и снова опустился в кресло. Оля уселась напротив.
– Так вот, что зацепило меня в вашей книге! – начала она – Это тема неопределенности, к которой вы несколько раз возвращаетесь, чувствуется, что она вам очень близка! Вы анализируете ситуации, когда мы что-то узнаем о событии в данный момент, но не всегда знаем, а что же было дальше и чем это кончилось, а, главное, почти никогда не знаем, что же предшествовало происходящему!
Игорь был слегка ошеломлен таким вступлением. Он ожидал, что его спросят, например, реальна ли описанная им история, пусть даже с намеком, а не с ним ли это случилось? Но вот к комментариям на предложенную Олей тему он был явно не готов.
В голову ничего толкового не приходило и он без намека на интонацию произнес – К примеру, вы увидели на улице, что кому-то стало плохо! Разве вы когда-нибудь узнаете, что будет с этим человеком дальше, но никто не делает из этого трагедию!
– А вас почему-то эта тема очень волнует! Причем чувствуется, что это рассуждения зрелого человека! Молодые, скорей всего, воспринимают эту неопределенность, как данность! – деликатно возразила Оля.
Игоря уязвило, что он так неудачно начал разговор на свою любимую тему и он не стал сдерживаться. Вы, действительно, очень проницательны! Это для меня самая важная тема! Скажу вам честно, лишь совсем недавно я по-настоящему осознал, чем отличается искусство от жизни. Жизнь течет непрерывно, а искусство вырывает из нее куски и являет их людям. Более талантливо, менее. Более тенденциозно, менее тенденциозно, но никогда правдиво, в том смысле, что мы видим лишь небольшую частичку потока и по ней пытаемся судить о целом!
– Да, я запомнила одно ваше рассуждение, что никогда нельзя точно сказать хороший это человек или плохой! В течение жизни он может совершать как хорошие, так и плохие поступки! – заметила Оля. Вот, к примеру, мой отец! Здесь, на фото! – она показала на стену – Он просто идеальный положительный герой! А вот последние десять лет … Впрочем, о мертвых или хорошо, или никак!
– А я расскажу вам другое! – уже полностью окунувшись в тему, произнес Игорь. Для меня эта неопределенность стала причиной того, что я в молодости бросил писать!
– Вот как! Значит, я была права! Это не первый ваш опыт! – радостно откликнулась Оля. Помните, вы хотели меня в этом уверить в поезде?!
– Ну, что же я, по-вашему, так и должен был первому встречному рассказывать свою биографию?! – Игорь улыбнулся.
– Кстати, у вас не пересохло в горле от наших разговоров?! Пожалуй, я пойду поставлю чайник! – Оля не стала дожидаться ответа и вышла из комнаты.
Игорь откашлялся. В горле действительно немного першило. Напрасно я согласился! – начал он укорять себя. Но звучало это вяло и очень быстро взгляд его снова остановился на фотографии Олиного отца.
Что так привлекло его в этой фотографии?! Этого точно он сказать не мог, хотя, несомненно, он пытался разгадать в чертах лица этого человека, которого, кстати, он даже не знал как зовут, историю его жизни.
Вошла Оля с подносом и поставила на журнальный столик чашки, блюдца, ложки, сахар и вазочку с сухариками. Я не совсем послушала вашего строго предупреждения в поезде и вот спекла сухарики! – извиняясь, с легким кокетством произнесла она. Подождите еще минуточку, я принесу чайник и заварку! Она быстро вышла из комнаты.
Оставшись один, Игорь невольно протянул руку и взял один сухарик. Надкусив, он почувствовал неуловимо знакомый вкус. Память сразу же дала ответ – бабушкины сухарики! Задумчиво он прожевал и проглотил его. Потом потянулся за вторым.
В этот момент появилась Оля. – О! Я вижу мои сухарики пользуются успехом!
– Да, знаете, знакомый вкус! Такие сухарики пекла моя бабушка! – в голосе Игоря звучали извинительные нотки.
– Я рада, что смогла вам угодить! Хоть я еще и не бабушка, но все же на что-то гожусь! – Олин смех был радостным и задорным.
Она разлила чай и первое время молча наблюдала за Игорем, который целеустремленно расправлялся с сухариками.
В какой-то момент Игорь вдруг опомнился и виновато посмотрел на вазочку, в которой оставалось только два сухарика. Извините! Я увлекся! Воспоминания детства!
– Ничего! Доедайте! Я еще спеку! – посмеиваясь, успокоила его Оля. Пока не забыла, позвольте все же спросить вас о главной теме вашей книги!
– После таких сухариков разве я могу вам отказать! – покорно произнес Игорь. Спрашивайте!
– Мне бы не хотелось, чтобы вы думали, что я вынудила вас к откровенности посредством домашних сухариков! Если вам будет неприятен мой вопрос, то вы вполне можете на него не отвечать!
– Надеюсь, что я сумею выдержать это испытание! – подчеркнуто серьезно ответил Игорь. В конце концов, мне надо тренироваться отвечать на всяческие вопросы читателей! Его рука непроизвольно потянулась за последним сухариком.
Оля сделала вид, что не заметила этого и задала свой вопрос. Ваш главный герой на протяжении всего повествования обсуждает сам с собой, что ему делать с фактами, косвенно подтверждающими его отцовство, но ничего не предпринимает. Это принципиальная позиция ничего не трогать или нас ждет продолжение?! Ну, например, пять лет спустя! – губы Оли изобразили лукавую улыбку.
Впрочем, Игорь не понял действительно ли он видел эту улыбку или ему просто показалось. Первый ответ – Не знаю! – он, сдержавшись, не произнес. Помолчав несколько секунд, он вдруг оживившись, заговорил.
– Не поверите, но не далее как вчера утром я тоже об этом подумал! Правда, мне показалось, что более уместным будет десятилетний период. Нечто в стиле Дюма – Десять лет спустя! Но сейчас я подумал, что возможно вы правы – в нашем веке время течет гораздо быстрее!
– Вот видите! Я ошиблась! Почему-то мне казалось, что вас интересует лишь сам процесс созерцания и … никаких активных действий! – Оля говорила серьезно, во всяком случае, Игорь не заметил никакой иронии.
Сделав паузу, он задумчиво произнес – Нет! Вы не очень ошиблись! Это пока лишь намерение и я совсем не уверен, что смогу осуществить его! Весь год работы над книгой я искренне считал, что самое правильное ничего не трогать, не вмешиваться в естественный ход жизни. Любое вмешательство – это разрушение!
Оля перебила его – Но вы же прекрасно знаете, вы же строитель, – это не так! Вмешательство – это еще и созидание!
– В области материальной – это так. Тут нет сомнений! Но вот в области человеческих отношений – это большой вопрос! – медленно проговорил Игорь и с сожалением посмотрел на пустую вазочку.
Оля сочувственно проводила его взгляд – Я вижу тут у нас большое поле для дискуссий! Я лично считаю, что в людские отношения частенько просто необходимо вмешиваться и порой довольно активно!
– Не уверен, что в ближайшее время у меня будет возможность более подробно обсудить с вами эту и другие темы, поскольку у меня наступает очень напряженный период на работе – сдача объекта, но я не теряю надежду! Ваше мнение мне очень интересно! – Игорь поднялся и начал прощаться. Жду вас во вторник у себя! Большое спасибо за сухарики и приятную беседу!
Было уже достаточно поздно, но Игорь не спешил. До закрытия метро оставалось еще немало времени, а больше ничего его не ограничивало. Медленно, что с ним случалось крайне редко, шел, а точнее брел он в сторону метро. В голове крутилось множество мыслей. Большая часть их, конечно, о книге. По сути, это было первое ее обсуждение. Понятно, оно коснулось лишь нескольких тем, но, несомненно, очень важных. Оля точно выделила их!
Надо признать, что с первым читателем ему крупно повезло! А вот повезет ли дальше?! Кроме читателей существуют еще и критики. А эти могут камня на камне не оставить от его книги! Найдется ли такой тонко чувствующий, как Оля, критик?! На все эти вопросы, с одной стороны, Игорю очень хотелось как можно скорей получить ответы, а с другой стороны, страх разочарования отравлял его размышления.
Оставив, наконец, эту тревожную область, он переключился на Олю. Правильно ли он реагировал на ее вопросы?! Четко ли формулировал свои мысли?! Ответы на эти вопросы тоже были чрезвычайно важны для него. Ведь, что ни говори, а она его первый читатель! В начале его несколько смущало, что она, хоть и в прошлом, учитель русского и литературы, однако после некоторого размышления он решил, что ее поведение было очень тактичным, а вся проблема в его предвзятом отношении к женщинам этой профессии.
Уже подходя к метро, Игорь подвел черту – Первый блин не был комом! Удовлетворенный этим выводом, он, ускорив шаг, уверенно вошел в метро. Народу уже было немного. Усевшись с краю, он начал снова перебирать в уме события этого вечера, но на философские обобщения не тянуло, немного хотелось есть и все время вспоминались сухарики. Желудок сильнее разума! – с этой мыслью он вышел из вагона и направился на пересадку. Через полчаса он был уже дома.
Только переступив порог, Игорь сразу понял – жена не спит! Из гостиной доносился приглушенный звук телевизора. Очередной сериал добивает! – саркастически подумал он, однако войдя в комнату, ничего не сказал.
У них уже давно сложились отношения бесконфликтного сосуществования – каждый занимался своим, стараясь не мешать другому. Но сериал занимал особое место – это было святое, которое лучше было не затрагивать ни при каких обстоятельствах!
На удивление, жена сразу же отреагировала на его приход. – Что-то ты припозднился! Видать была интересная встреча?!
– Представь, эта женщина, кроме того, что она неплохой дизайнер, оказалась интересным собеседником! Мы обсуждали одну очень занимательную тему …
Жена с иронией перебила его – О вреде внебрачных связей?!
– Не смешно! – обиделся Игорь – Неужели у тебя только это на уме?!
– Ладно, я пошутила! Просто сериал, который я сейчас смотрю, как раз на эту тему! Там муж ходил, ходил в гости к одной особе, а потом и совсем ушел из дома!
– А что же это за сериал, если в нем ничего не происходит! Этим-то искусство и отличается от жизни – в нем все определенно и конечно! Кстати, вот эту тему мы и обсуждали так долго! – Игорь победоносно посмотрел на жену.
– Ну, а кроме беседы тебя там ничем не угощали?! Может что-нибудь разогреть?! – примирительно произнесла жена.