Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. Спб., 2004. С. 23.
Цит. соч. С. 24.
Там же.
Также имплицитно содержащей в себе бесконечную процедуру.
Цит. соч. С. 72 и далее.
Цит. соч. С. 79.
Цит. соч. С. 100–101.
Цит. соч. С. 116.
Термин эпохэ, от греч. ἐποχή – воздержание от суждения, восходит к античному скептицизму.
Цит. соч. С. 114–115.
Цит. соч. С. 118.
Цит. соч. С. 175.
См. с. 7.
Цит. соч. С. 176.
См. мои работы: Катасонов В.Н. Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г. Кантора. М., 1999; Катасонов В.Н. Концепция актуальной бесконечности как «научная икона» Божества// Христиансто, культура, наука. М., 2009.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук… С. 187. Гуссерль сам не был религиозным человеком, так что подобное наименование имело для него, скорее, метафорический характер.
Цит. соч. С. 190.
См. на тему о здравом смысле глубокие рассуждения П. Дюгема (Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение. Пер. с франц. Г.А. Котляра. Спб., 1910. С. 259 и далее), а также статью Х. Ортега-и-Гассет «Идеи и верования» (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991).
Мы увидим в дальнейшем, как Гуссерль переосмысляет декартовскую интерпретацию Ego.
Мы не рассматриваем в этом пропедевтическом сочинении более ранние варианты гуссерлевской философской номенклатуры, в частности, понятия ноэсис (для cogito) и ноэма (для cogitata). Как было уже сказано, мы ориентируемся в нашем изложении, в основном, на работу «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».
Цит. соч. С. 196.
Цит. соч. С. 198. Гуссерль берет слово «бытия» в кавычки все по той же причине: никакой предвзятой онтологии – все должно получаться как анализ сознания!
Цит. соч. С. 205.
Говоря о сущности движения, постигаемой в феноменологическом рассмотрении, ученик Гуссерля А. Райнах подчеркивал, что в противовес физическому пониманию движения как всегда относительного, в философском плане движение всегда абсолютно и «…в нем самом вообще отсутствует какая бы то ни было противоположность абсолютного и относительного» (Райнах А. О сущности движения. С. 614 // Антология реалистической феноменологии. Bibliotheca Ignatiana. М., 2006).
Цит. соч. С. 223.
Цит. соч. С. 225.
Цит. соч. С. 233.
Кантовскую философию при этом очень трудно назвать предшественником гуссерлевского трансцендентализма: слишком уж различны понимания феномена у этих двух философов.
Цит. соч. С. 237.
Цит. соч. С. 249.
Там же. С. 251.