Андрей Тихомиров Философия коммунистического Китая 共产主义中国的哲学

Формирование коммунистических идей в Китае

Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость. В Китае она отозвалась «движением 4 мая», положившим начало новому этапу освободительной борьбы.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и «три народных принципа» Сунь Ятсена. Так, «принцип национализма» стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. «Принцип народовластия» содержал критику демократии западного типа, провозглашал «народовластие всего народа, а не только меньшинства». В «принцип народного благосостояния» кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала.

В первой половине XX века в Китае происходят гражданские войны, война с Японией. 1 октября 1949 г. провозглашается создание Китайской Народной Республики во главе с Компартией Китая.

Современная Коммунистическая партия Китая (КПК) является с 1949 года правящей партией в Китайской Народной Республике (КНР), а после развала СССР и ликвидации КПСС в 1991 г., КПК фактически стала авангардом мирового коммунистического движения. Страна претендует на роль крупнейшей экономики планеты. По пути Китая пошли другие страны социализма – Вьетнам и Лаос, а также Непал.

Китайские коммунисты показывают пример использования теоретического и практического опыта партии коммунистов. Верные заветам Дэн Сяопина, который выдвинул тезис о том, что при осуществлении модернизации страны необходимо твердо следовать четырем основным принципам. Это – социалистический путь; диктатура пролетариата или трудящихся; руководство со стороны Компартии; марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна (в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). Эти принципы и по сей день остаются главной доктриной КПК, они записаны в конституции КНР. Это и есть движение к социализму, а затем и к коммунизму. Коммунистические партии в мире поддерживают политику коммунистов Китая, считают, что КПК является сегодня главным коммунистическим форпостом в мире.

Современная китайская трактовка коммунистов заключается в следующем: капитализм не может существовать без сверхприбылей миллионеров, без эксплуатации и ограбления, ему не спастись от экономических кризисов, не сформулировать общих идеалов и морали, не избавиться от исключительно серьезной преступности, морального падения и отчаяния. Социализм же вполне может использовать и рыночную экономику. Рыночная экономика не является синонимом капитализма. Основу современной китайской экономики составляет плановая экономика, которая сосуществует в сочетании с рыночной экономикой. В основе экономики Китая лежит общенародная собственность.

Коммунистическая партия Китая есть авангард китайского рабочего класса, верный выразитель интересов многонационального народа страны, руководящее ядро дела социализма в Китае. Конечная цель партии – осуществление коммунистического общественного строя. Основополагающая линия Коммунистической партии Китая в начальный период социализма состоит в следующем: руководить и сплачивать народы всей страны, поставить в центре своей работы экономическое строительство, отстаивать четыре основных принципа, последовательно проводить реформы и открытость, при опоре на собственными силы и путем упорной и самоотверженной борьбы превратить нашу страну в могучее и процветающее, демократическое и культурное современное социалистическое государство. Отстаивать социалистический путь, отстаивать демократическую диктатуру народа, отстаивать руководство со стороны Коммунистической партии Китая, отстаивать марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна, выступать против буржуазной либерализации. Коммунистическая партия Китая последовательно осуществляет руководство над Народно-Освободительной армией и всеми другими народными вооруженными силами. Существуют 4 основных требования в деле строительства партии: 1: твердо и последовательно проводить основную линию партии; 2: твердо стоять за освобождение мышления и реалистический подход к делу; 3: неуклонно придерживаться беззаветного служения народу; 4: неуклонно отстаивать принципы демократического централизма.

Из Устава КПК: Наша страна находится и будет еще долго находиться на начальной стадии социализма. Этот неминуемый исторический этап осуществления социалистической модернизации в экономически и культурно отсталом Китае займет не менее ста лет. И в нашем социалистическом строительстве необходимо исходить из конкретных условий страны, идти по пути социализма с китайской спецификой. На нынешнем этапе главное противоречие нашего общества есть противоречие между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством. В силу внутренних факторов и зарубежного влияния классовая борьба будет в определенных рамках еще долго существовать, а при известных условиях, возможно, и обостряться, но она уже перестала быть главным противоречием. Коренная задача нашего социалистического строительства состоит в том, чтобы основательнее раскрепостить и развить производительные силы, постепенно осуществить социалистическую модернизацию и в связи с этим преобразовать те аспекты и звенья производственных отношений и надстройки, которые не отвечают требованиям развития производительных сил. Необходимо продолжать сохранять и совершенствовать основную экономическую систему совместного развития разных секторов, среди которых ведущее место занимает сектор общественной собственности. Продолжать сохранять и совершенствовать систему распределения, в которой при доминанте распределения по труду сосуществуют многообразные формы распределения. Поощрять часть районов и часть людей раньше других становиться зажиточными. Постепенно устранять бедность, создавать зажиточную жизнь для всех членов общества, непрерывно удовлетворять растущие материальные и культурные потребности народа на базе развития производства и роста общественных благ, стимулируя всестороннее развитие человеческой личности.

В новом веке на новом этапе стратегические задачи экономического и социального развития заключаются в том, чтобы закрепить и повысить достигнутый теперь уровень средней зажиточности, ко дню столетнего юбилея партии построить среднезажиточное общество более высокого уровня на пользу миллиарда с лишним населения, а к столетию со дня образования КНР поднять валовой внутренний продукт на душу населения до уровня среднеразвитых стран и в основном осуществить модернизацию.

Руководя делом социализма, Коммунистическая партия Китая обязана неизменно отводить центральное место экономическому строительству, подчинять и ставить ему на службу всю работу. Не упуская момента, ускорять развитие, осуществлять стратегию подъема страны за счет науки и образования, стратегию укрепления государства за счет кадров и стратегию обеспечения устойчивого развития, полностью выявлять роль науки и техники как важнейшей производительной силы, опираться на научно-технический прогресс, повышать деловые качества тружеников, обеспечивая хорошее и быстрое развитие национальной экономики.

Коммунистическая партия Китая ведет народ на развитие политического строя социалистической демократии. Здесь следует продолжать органически соединять свое партийное руководство с хозяйским положением народа и управлением государством на правовой основе, идти по пути развития политического строя социализма с китайской спецификой, ширить социалистическую демократию, улучшать социалистический правопорядок, строить социалистическое правовое государство, укреплять демократическую диктатуру народа, создавать политическую культуру социализма. Сохранять и совершенствовать институт собраний народных представителей, институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций, функционирующий под ее руководством, и институт национальной районной автономии, а также институт низового народного самоуправления. Практически гарантировать народу права в управлении делами государства и общества, экономикой и культурой. Уважать и гарантировать права человека. Ширить возможности для высказывания мнений, вводить и совершенствовать порядок и процедуру демократических выборов, демократической разработки решений, демократического управления и демократического контроля. Усиливать государственное законотворчество и законоисполнение, переводить всю работу страны в русло юридизации.

Коммунистическая партия Китая ведет народ на развитие передовой социалистической культуры. Тут нужно создавать духовную культуру социализма, осуществлять правовое управление государством в сочетании с управлением им на основе нравственных норм, повышать идейность и нравственность, уровень научных и общеобразовательных знаний всей нации с тем, чтобы дать реформе, открытости и социалистической модернизации могучую идеологическую гарантию, духовный заряд, оказать им огромную интеллектуальную поддержку. Твердо придерживаясь марксизма как руководящей идеологии, утверждать социализм с китайской спецификой как наш общий идеал, воспевать национальный дух, ядро которого патриотизм, и дух времени, ядро которого реформа и инновация, распространять социалистическое понятие чести и позора. Укреплять чувство национального достоинства, уверенности в себе, стремление к самоусилению, давать отпор разлагающему влиянию тлетворной буржуазно-феодальной идеологии, выметать все уродливые общественные явления и делать все для того, чтобы наш народ был целеустремленным, нравственным, культурным и дисциплинированным. Наряду с этим воспитывать коммунистов в духе великих идеалов коммунизма. Всемерно развивать образование, науку и культуру, широко распространять лучшие достижения традиционной национальной культуры, обеспечивать процветание и развитие социалистической культуры. Коммунистическая партия Китая ведет народ на создание гармоничного социалистического общества.

Таким образом, китайские коммунисты показали всему миру, что идеи коммунизма живут и побеждают в мировом масштабе. Необходимо использовать богатейший опыт китайских коммунистов в деле преодоления олигархического капитализма. Путь к коммунизму по-китайски: социализм – национальная специфика – регулируемый рынок – научные технологии – передовой опыт научной организации труда.

В 1982 г. в КНР была принята новая Конституция. Во Введении Конституции показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана развернутая характеристика современного этапа развития государства. В частности, в ней отмечалось, что после образования Китайской Народной Республики китайское общество постепенно осуществило переход от новой демократии к социализму, окрепла "демократическая диктатура народа, то есть по существу диктатура пролетариата". Конституция закрепляет основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль Коммунистической партии Китая, "вооруженной идеями марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна", во всех достижениях китайского народа. Другой важной особенностью, отраженной в Конституции, является наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии и многочисленные общественные ("народные") организации. Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции в качестве основной предпосылки реализации главной задачи государства на современном этапе – осуществление "социалистической модернизации".

Конституция закрепляет хорошо известный из социалистического периода истории ряда стран принцип "продолжения классовой борьбы при диктатуре пролетариата", реализация которого привела в Китае, как известно, к массовым политическим репрессиям в годы "культурной революции". Более того, подчеркивается, что классовая борьба, борьба против "внутренних и внешних вражеских сил и элементов, подрывающих социалистический строй, в определенных рамках и в определенных фор мах будет существовать еще в течение длительного времени". При этом само содержание понятий "внутренние и внешние вражеские силы и элементы" не конкретизируется, что дает возможность их произвольной трактовки и использования для обоснования тех или иных действий во внутренней и внешней политике.

Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в конституционных формулировках, определяющих Тайвань как "часть священной территории Китайской Народной Республики". Воссоединение Тайваня с континентальной частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как "священный долг всего китайского народа".

Важное место занимает закрепление основ внешней политики китайского государства (ибо "будущее Китая тесно связано с будущим всего мира") и ее пяти основных принципов: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Вместе с тем Конституция отражает специфику внешней политики КНР как государства социалистического типа: Китай "…решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран…"

Глава I "Общие положения" определяет сущность КНР как "социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян" (ст. 1).

Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу и определяет формы ее осуществления – "через Всекитайское собрание народных представителей и местные народные собрания различных ступеней", а также особое место представительных органов власти в механизме государства: "Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны" (ст. 3). В качестве принципа деятельности государственных органов определяется демократический централизм (ст. 3). Таким образом, закрепляется социалистическая* модель механизма осуществления государственной власти, основанная на марксистской концепции полновластия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей.

Важным направлением внутренней политики КНР является национальная политика, основные принципы которой ("равенство, сплоченность и взаимопомощь"), а также формы осуществления закреплены в Конституции. Конституция провозглашает равенство всех национальностей в КНР, запрещает любую дискриминации по национальному признаку и закрепляет курс на ускорение темпов экономического и культурного развития районов проживания национальных меньшинств (ст. 4).

Особенности социализма с "китайской спецификой" наиболее ярко проявляются в экономической системе КНР, основные черты которой определены в ст. 6—18 Конституции. Закрепляется множественность форм собственности, но они неравноправна между собой. Основой социалистической экономической системы, согласно ст. 6 Конституции, является социалистическая общественная собственность на средства производства, которая выступает в форме "общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс", при которой "ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип "от каждого – по способностям, каждому – по труду". Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как "руководящая сила в народном хозяйстве". Конституция закрепляет наличие в экономике КНР различных форм собственности, существующих наряду с общенародной и коллективной собственностью трудящихся масс, а именно "индивидуальной собственности городских и сельских тружеников", а также частного сектора экономики. Так, ст. 11 Конституции гласит: "Государство допускает существование и развитие частного сектора в пределах, установленных законом". Однако при этом индивидуальное и частное хозяйство рассматриваются лишь как "дополнение к социалистической экономике, основанной на общественной собственности" (ст. 11). Получила свое конституционное закрепление и политическая линия КПК, направленная на создание в Китае социалистической рыночной экономики: "Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство… совершенствует макрорегулирование" (ст. 15 в редакции 1993 г.), экономика страны развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования. Принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования, и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.

Курс на развитие рыночного хозяйства вновь был подтвержден и конкретизирован на XV съезде КПК (сентябрь 1997 года.), где отмечалось, что строительство социалистической экономией с китайской спецификой есть развитие рыночного хозяйства в социалистических условиях, последовательное раскрепощение и развитие производительных сил. Решению этой задачи во многом способствует и закрепление в качестве конституционного принципа расширения хозяйственной самостоятельности предприятии при условии подчинения их единому руководству со стороны государства.

Конституционное закрепление получила открытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны. В этой связи ст. 18 Конституции говорит о "разрешении" иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям вкладывать свои капиталы в китайскую экономику и осуществлять с китайскими предприятиями и другими хозяйственными организациями экономическое сотрудничество. В настоящее время в Китае широко практикуется создание различного типа совместных предприятий с участием иностранного капитала, а также предприятий, основанных целиком на иностранном капитале. При этом гарантируется охрана и защита со стороны китайского государства законных прав и интересов как иностранных предприятий и других иностранных хозяйственных организаций, так и смешанных предприятий. Эта же глава Конституции содержит важные положения, касающиеся защиты законных прав и интересов иностранцев, находящихся в КНР, и о предоставлении политического убежища лицам, эмигрировавшим по политическим мотивам (ст. 32).

Глава I также закрепляет основы государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта (ст. 19—24), планирования семьи (ст. 25) и защиты окружающей природной среды (ст. 26). Важное место отводится вопросам охраны общественного порядка, общественной безопасности, подавлению "предательской и иной контрреволюционной деятельности" (ст. 28), а также основам военной политики (ст. 29). Статья 30 закрепляет административно-территориальное деление государства, в том числе и создание автономных административно-территориальных единиц.

Глава II "Основные права и свободы граждан" посвящена основам конституционного статуса граждан КНР. Она значительно расширена по сравнению с ранее действовавшими Конституциями (содержит 23 статьи), в ней сформулировано понятие гражданства КНР, перечисляются основные права и свободы граждан, их конституционные обязанности. Многие статьи наряду с закреплением прав и свобод формулируют и их гарантии.

Загрузка...