Определение понятия “рынок”
Рынок – обязательный компонент товарищеского хозяйства. По словам Н.И. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства (табл. 1).
Причины возникновения рынка: 1) общественное разделение труда; 2) экономическая обособленность рыночных субъектов; 3) связь с мировой экономикой.
Рынок связан с обменом, товарным обращением, торговлей и торговыми услугами.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат производителей и торговцев, получению прибыли и удовлетворению платёжеспособности спроса покупателей (рис. 2).
Место рынка в структуре экономической системы смешанной экономики представлено на рис. 1
Функции рынка:
Согласование прав потребителей в ассортиментной структуре сбалансированности спроса и предложения по объёму и структуре.
Установление ценностных эквивалентов для обмена товаров.
Экономическое стимулирование эффективности.
Обеспечение динамичной пропорциональности.
Обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения.
Роль рынка:
1) Выдавать сигнал производству о тех или иных потребностях.
2) Уравновешивать спрос и предложение.
3) Дифференцировать производителей.
4) Вымывать неконкурентноспособные предприятия.
Существует несколько классификаций типов рынка одна из них приведена в таблице 2.
Типология рынка
I Рынок благ
рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на все наши желаемые вещи и явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность;
– материальные блага – материальные вещи, права (авторские, патентные и т.п.), все виды монополий и привилегий;
– не материальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека;
– внутренние блага – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле;
– внешние блага – те, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей человека.
II Рынок природных ресурсов
рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на природные ресурсы в форме ренты;
виды ренты:
1) земельная – доход от использования земли;
2) арендная плата – кроме ренты может включать амортизацию за постройки на земле, проценты на вложенный в землю капитал, часть прибыли фермера и другие элементы, не связанные с оплатой за использование земли.
формы ренты:
чистая экономическая рента – доход, приносимый природными ресурсами только в силу его ограниченности;
дифференциальная рента – доход, приносимый природными ресурсами в зависимости от его качества.
III Рынок труда
рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения сформировалась цена на труд;
виды заработной платы:
– номинальная – денежная сумма, полученная работником за время труда;
– реальная – объем товара и услуг, которые могут быть приобретены работником на его номинальную заработную плату по сложившимся ценам;
формы заработной платы:
– повременная;
– сдельная.
IV Рынок капитала
рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения цена капитала формируется в форме процентного дохода
формы капитала:
– рынок краткосрочных капиталов или денежный рынок;
– рынок долгосрочных капиталов или финансовый рынок.
Основы теории рыночной экономики
Исследовав ограничения, в которых функционируют субъекты хозяйства, производящие блага, необходимо перейти к проблеме, как при ограниченных ресурсах согласовать действия участников по их использованию. От того, как организованы люди и каков способ связи между ними, зависит содержание и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Пограничные условия поведения субъектов не сводятся только к ограниченности ресурсов, они также определяются той формой, которая господствует в системе и создает правовое поле границ действия субъектов и способа их связи.
История не оставила нам множественности выбора способа связи. По существу, он давно сформулирован экономической наукой с позиций альтернативы: план или рынок.
Детерминированность этого выбора обусловлена тем, что труд человека, создающего благо, имеет двойственный характер. С одной стороны, труд – это частный труд, так как любой производитель функционирует на свой страх и риск. Он как бы ведет индивидуальное дело. Но это правильно до тех пор, где заканчивается труд для удовлетворения личных нужд производителя. Как только появляется эта пограничная точка, просто производитель превращается в товаропроизводителя. В данном случае частный труд должен быть признан, должен получить общественное признание. А этот процесс связан с обменом товаров на рынке. Таким образом, возникает вопрос: что заставляет человека выполнять определенный род деятельности, производить блага с целью удовлетворения чужих нужд и при этом с максимальной эффективностью при ограниченных ресурсах? Каков общественный механизм?