Часть I Малороссия восточнее Днепра

1.1. Киевская земля, или Собственно Малороссия

Среднее Поднепровье является колыбелью Руси, метрополией восточного славянства. И не случайно за малой Родиной Руси закрепилось понятие «Малая Русь». Собственно, эта территория совсем невелика – с севера начало где-то в полесских болотах, на юге – до начала степей, примерно до впадения в Днепр рек Роси или Сулы. Границы на восток и запад также достаточно условны. В самом узком смысле Малая Русь – это территория, включающая в себя земли нынешних Киевской, Черкасской, Полтавской областей и южной части Черниговской области. При этом Волынь и Галиция не относили себя к днепровской Малой Руси. В более широком значении под Малороссией надо понимать территорию распространения малорусских диалектов русского языка, то есть примерно половину территории современной Украины (без Новороссии). Но уже давно, с начала нашей эры, со среднего течения Днепра начиналось великое колонизационное движение славян, результатом чего стало не только громадное увеличение этнической восточнославянской территории, но и превращение самой метрополии восточного славянства в окраинную территорию – украйну. В силу многих обстоятельств из десятка исторических украйн Руси именно за Средним Поднепровьем закрепилось наименование «Украина». При этом созданная большевиками Украинская республика включала в себя Новороссию и прочие регионы, никогда украинскими не числившиеся. В настоящее время на Украине утвердилось понятие «Надднепрянщина» для обозначения Малой Руси, дабы не упоминать слово «Русь», равно как и для того, чтобы понятие «Украина» было шире нескольких областей современной Украины.

Но и это еще не все. Само по себе понятие «Малая Русь» могло возникнуть только тогда, когда будет существовать еще другая, большая Русь. Судя по всему, первоначально Русью (без прилагательных) и называлась небольшая территория по среднему Днепру. Исследователи уже давно обратили внимание на то, что в летописях термин «Русь» («Русская земля») имеет двоякое значение. С одной стороны, Русью называются все земли восточных славян. Еще в XIII веке неизвестный автор «Слова о погибели Русской земли» писал о пределах тогдашней Руси: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! <…> Отселе до угорь и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици поганин, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви».

Но вместе с тем Русь – небольшой участок Среднего Поднепровья, в основном Полянская земля. Еще в XI–XII веках Киевщина под названием Руси, Русской земли противопоставляется не только северным областям – Новгородской, Полоцкой, Смоленской, Суздальской и Рязанским землям, но и западным и южным, – древлянская земля, Волынь и Галичина также летописцами не считались Русью. Очевидно, Русь – местное название области Киевского Поднепровья, упоминаемое в арабских источниках с середины I тысячелетия н. э.[19] Это название сначала перешло на полян, а из Киевщины – на всех восточных славян. Впрочем, делать из этого далеко идущие выводы не стоит. Киевщина считалась столичным центром Руси, овладеть которым стремились все князья. И столичную область вполне могли называть и общегосударственным именем. Так, например, столичная область Франции называется до сих пор Иль-де-Франс (Французский остров).

Таким образом, в этих понятиях немудрено и запутаться, тем более что различные политические силы намеренно стараются усилить эту путаницу в своих интересах. И все же примем к сведению, что изначальная Малая Русь есть Среднее Поднепровье.

Земля полян

Природные условия изначальной Малой Руси достаточно благоприятны. Расположена Малороссия на границе между лесом и степью в полосе лесостепи с преобладанием плодородных черноземных почв. Не случайно обитавшие здесь славяне называли себя полянами. Продолжительных морозов, засух и излишней влажности воздуха здесь почти не бывает.

Еще в скифское время эта область была широко освоена земледельческим населением. В период славянского освоения данной территории здесь было много плодородных пашен, которые перемежались рощами и дубравами. Этот район заметно отличался от сплошных лесных массивов, заселенных западными, северными и восточными соседями полян – древлянами, радимичами и северянами. Плодородие почв, полноводные реки – Днепр и его притоки – способствовали быстрому хозяйственному развитию Поднепровья. Другое дело, что соседство со степью, откуда веками нападали на оседлых жителей кочевники, наложило свой отпечаток на этническое, культурное и социальное развитие этих земель.

Этнический состав древнего населения обоих берегов Днепра, существовавший полтора тысячелетия назад, не вполне ясен. Вероятно, первоначально здесь преобладало иранское население (напомним, что скифы-кочевники были именно иранцами). Об иранском присутствии свидетельствуют топонимика и гидрография региона. В верховьях Днепра жили балты. Но, вероятно, с глубокой древности, по меньшей мере со II тысячелетия до и. э., здесь обитали славяне. Подавляющее большинство жителей Поднепровья имели славянскую гаплогруппу Rla. В конце II века до и. э. по течению Припяти и среднему Днепру стала складываться так называемая Зарубинецкая археологическая культура. Позднее, примерно во II–III веках зарубинецкие переселенцы появляются на Оке[20], где сложилась своя оригинальная Мощинская археологическая культура. Потомками зарубинецкого населения были и представители киевской археологической культуры. В дальнейшем археологи выделяют в этих местах колочинскую и роменскую культуры, несомненно, славянского происхождения. В свою очередь, все эти археологические культуры были частью большой Черняховской культуры, охватывавшей значительную часть степных и лесостепных пространств европейской России.

В IV–VI веках район Среднего Поднепровья занимали анты – одно из самых сильных племен, вступивших в борьбу с готами. Об антах почти не осталось свидетельств историков, причем все упоминания об антах датированы не ранее VI веком. После 602 года все письменные упоминания про антов вообще исчезают со страниц исторических сочинений. Как можно судить по археологическим находкам, анты заселяли обширную территорию от Дуная до Донца и северного берега Азовского моря. Анты сражались с готами в 376 году, но потерпели поражение. Предводитель антов Бож и 70 старейшин были распяты на крестах. Впрочем, если сами готы вскоре под ударами гуннов бежали за Дунай, то анты остались на родной земле. Результатом вторжений гуннов была гибель Черняховской культуры. На антах также отразились последствия гуннских нашествий. Заметно упростилось и огрубилось искусство антов. Исчез гончарный круг, производство стекла также исчезло, бронзовые изделия стали редкими и более простыми по сравнению с ювелирным искусством догуннского времени. Но постепенно анты возродились как сильное и культурное племя. В царствование византийского императора Юстина (518–527) анты совершали вторжения в дунайские провинции империи. Императоры Юстин и его преемник Юстиниан в ознаменование своих побед над антами приняли почетные титулы «Антские». Многие анты служили наемниками в византийской армии. Известно, что при Юстиниане был крупный военачальник Добрагаст – родом ант. Имя Доброгаст (или Доброгост) является славянским.

Византийские авторы отмечали, что анты отличаются высоким ростом и большой физической силой. В бой они идут со щитами и копьями, но панцирей не носят. В дальнейшем анты, видимо, разделились на ряд племен, среди которых были и жившие по среднему течению Днепра среди лесостепей поляне.

Уже в первые века нашей эры славяне составляли если не большую, то весьма значительную часть местного населения, постепенно ассимилирую иноэтническое население. Иначе не объяснить то обстоятельство, что к VI–IX векам все Среднее

Поднепровье без следов крупных миграций и переселений имело уже чисто славянский характер. При этом, например, весьма стабильными оставались виды художественных ремесел жителей Поднепровья.

В частности, известный ученый, исследователь древнего искусства, В. М. Василенко (1905–1991) установил, что орнаменты керамических изделий Зарубинецкой культуры III в. до н. э. – II в. н. э. практически идентичны орнаментам русских аналогичных изделий XIX века. В керамике более поздней Черняховской культуры III–IV веков, например, в узорах кувшина, найденного в кладе в деревне Ромашково, можно увидеть узоры народного орнамента в русской вышивке. Обратил внимание В. М. Василенко и на древнеславянское ювелирное искусство. В частности, уже в IV веке у славян Поднепровья существовала выемчатая эмаль, а несколько веков позже, в VIII–X столетиях, славяне украшали ювелирные изделия тиснением и зернью, причем древние технологические приемы сохранялись тысячелетие.

После ухода на запад гуннов славяне перешли в наступление на степь. В V–VI веках н. э. из Верхнего Поднепровья, с Припяти, Сожа и Десны многочисленные группы славянского населения стали продвигаться в полосу лесостепи, в области, некогда принадлежавшие их отдаленным предкам. Их многочисленные поселения появились на Днепре вплоть до порогов, в бассейне Роси и Тясмина, в верхнем течении Южного Буга и, по-видимому, в некоторых областях днепровского Левобережья[21].

К IX веку Среднее Поднепровье заселяло крупное и высококультурное племя полян. В область расселения полян входили города Киев, Любеч, Переяславль, что полностью согласуется с данными русских летописей. Чернигов находился в пограничной смешанной, полянско-северянской полосе. На юге, в степях, обитали кочевники, периодически вторгавшиеся в землю славян. Скифы, сарматы, аланы, гунны, авары, хазары – все они оставляли свой след в виде сожженных поселений, погибших и угнанных в неволю людей.

В VIII веке поляне попали под власть хазар. Впрочем, в основном хазарское господство сводилось к выплате дани. Но для сбора дани и контроля над населением хазарам необходим был свой административный центр в земле полян. Вероятно, таким центром был Киев. Первое упоминание города Киева в письменных источниках, датированное X веком, найдено в синагоге Каира и является письмом еврейской общины Киева с просьбой помочь единоверцу[22]. Впрочем, ряд славянских поселений на месте Киева существовали еще за несколько веков до появления хазар. Само слово «Киев» (от кия – деревянного молота) известно во всех славянских землях. В Восточной и Центральной Европе известны 18 населенных пунктов с названием Киево (в Моравии, в Сербии), Киева (в Черногории) и пр. Это не считая более поздних названий на Северном Кавказе и в Сибири, когда переселенцы из Киевской губернии давали названия своим поселениям типа Киевское, Киево, Киевка или Новокиевка.

Итак, Киев был стольным градом полян, имея, вероятно, благодаря своему выгодному географическому положению на пути «из варяг в греки» значение несравненно более важное, чем просто столица одного из племенных княжеств. Киев X века располагался на высотах над Днепром и не имел пока еще прибрежного квартала – «Подола». Тем не менее это был уже настоящий город – с княжеским дворцом, языческими святилищами и христианской церковью[23].

Сердце Киевской Руси

С господством хазар было покончено в IX веке, еще до завоевания Киева князем Олегом. Летописец описывал, как поляне передали хазарам вместо обычной дани по мечу. С 882 года (если принимать эту сообщенную летописцем дату начала правления Олега над Киевом) земля полян стала центром быстро растущего Русского государства. Постепенно чисто племенное понятие «поляне» сменилось на общерусское слово «русин».

С этого времени Поднепровье переживает бурный, хотя и короткий, расцвет. В конце X века, после успешных отражений набегов печенегов, князь Владимир ставил крепости по рекам Десне, Остру, Трубежу, Стугне и Суле. По словам летописца, в 988 году «И рече Володимеръ: Се не добро, еже мало городовъ около Киева. И нача ставити городы по Деснѣ, и по Востри, и по Трубежеви, и по Сулѣ, и по Стугне. И поча нарубати мужѣ лучшиѣ отъ словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сихъ насели грады: бѣ бо рать отъ печенѣгъ, и бѣ воюяся с ними и одолея имъ». Так возникла целая оборонительная линия. По реке Суле проходил рубеж между Русью и степными народами. Под защитой этих крепостей земледельцы распахивали черноземы.

Процветание Руси отразилось и на столице. Если первоначально Киев был лишь княжеской резиденцией, то многие древние города, например, Чернигов, были в X веке значительно крупнее. Но уже при князе Владимире развернулось большое городское строительство. В частности, Титмар Мерзебургский под 1017 годом со ссылками на немецких путешественников и купцов утверждал, что в Киеве во времена Владимира было 400 церквей и 8 торгов. Несколько позже суздальская летопись сообщала о том, что во время пожара 1124 года в Киеве «только церквей сгорело больше шестисот». В последнем случае летописец мог благочестиво преувеличить количество церквей, но вряд ли можно сомневаться, что счет городским храмам (с учетом домовых церквей и приделов при больших соборах) шел на сотни. При Ярославе Мудром (1019–1054) Киев застраивался по предварительному плану. Это вообще исключительный случай для средневековых городов, которые обычно развивались стихийно без всякого плана. Именно при Ярославе был построен Софийский собор, застроен обширный район Подола. Жилая застройка древнего Киева составляла 230 гектаров, на которых находились 8 тыс. усадеб[24]. Население Киева составляло не менее 50 тыс. постоянных жителей. (Ряд историков прошлого, в частности, Д. И. Иловайский, даже насчитывали в Киеве 100 тыс. жителей). Это был по меркам Средневековья настоящий мегаполис. Киев, за исключением нескольких каменных церквей и княжеских дворцов, был деревянным городом и часто страдал от пожаров.

Как и положено мегаполису, Киев был многонациональным городом. В нем проживали армяне (из жизнеописания безмездного лекаря Агапита известно, что личным врачом Владимира Мономаха был армянин, и армян в Киеве было множество). Проживали в Киеве и выходцы из Западной Европы, католики по вероисповеданию. Их духовные потребности удовлетворяла католическая церковь ордена доминиканцев, существование которой в Киеве упоминается в источниках под 1228 годом. Также проживали в Киеве евреи, вероятно, еще со времен хазар. Известно, что в Киеве были Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал. В конце XII века еврейский путешественник из мавританской Испании Вениамин Тудельский застал в Киеве многих соплеменников. Наконец, жили в Киеве и выходцы из степных народов.

Летописи упоминают в Киевской земле несколько десятков населенных мест, в том числе городов. Наиболее крупные города стояли поблизости от Киева (Вышгород, Белгород, Василев, Канев). Они окружали столицу Древней Руси кольцом непрерывных укреплений. Но названные пункты не были только замками. Перед нами развивающиеся городские центры, из которых особенно крупные размеры имели Вышгород и Белгород. Вообще, ни в одной части Руси XI–XIII веков мы не видим такой насыщенности городами, как в Киевской земле[25]. Несколько в стороне, на притоке Припяти, находился город Вручий (позднее Овруч). Этот город имел в X–XII веках важное хозяйственное значение. Овруч славился производством шиферных пряслица. Поскольку именно в Овруче находилось единственное в Европе месторождение особого красного шифера, то неудивительно, что овручские пряслица археологи находят не только по всей Древней Руси, но и в Крыму и Балканах.

Но уже с конца XI века Киевская земля подвергается половецким вторжениям. По подсчетам летописцев, с 1061 года (первым нападением половцев на Русь) по начало XIII века степняки совершили 46 больших походов на Русь. При этом 19 нападений пришлись на Переяславское княжество, 16 – на Киевскую землю, 7 – на Чернигово-Северскую землю, 4 – на Рязань. Русские поселения в Поднепровье, даже весьма небольшие, были хорошо укреплены, а жители имели оружие, которым умели пользоваться. С середины XII века в Киевской земле существовали 115 укрепленных поселений, в Переяславской – 78[26]

Загрузка...