*


У А. Чехова есть мысль: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную, невоспитанную, ленивую… Я вижу спасение в отдельных личностях по всей России там и сям – интеллигент они или мужики, – в них сила, хотя их мало». Такое ощущение, будто сказано сегодня об интеллигенции, которая называет себя «либеральной»… но не понимают, что «либерал» и фальшь – синонимы, ибо что может быть более фальшивым, чем навязывание свободы, которая не нужна?.. Нет понятия относительности свободы, а отсюда презрение: «народ не такой… не понимает нас, высокозначимых…»

Я тоже вижу спасение в отдельных личностях, способных, по совету И. Бродского, всматриваться и спрашивать себя: «Не говно ли я?»… которые стыдились бы своей вдруг возникшей пошлости… не навонять ею вокруг… и не принюхивались бы к чужой пошлости.

В отличие от чеховского времени их много – они незаметны… они творят и понимают правду… совершают правильные поступки… и не утверждают своё «величие» или «значимость».

Человек с духовной культурой учится только на своём опыте, на своих ошибках… а это раздражает рационально и прямолинейно мыслящих, которые таких людей считают дураками… и даже лохами.. Что это?.. примитивный расизм и человеконенавистничество… А далее – дураков надо учить… можно научить несколько личностей – изменить в них направление мышления. Но несколько личностей, даже пусть гениальных, не изменят сущности народа… а это более сильный раздражитель, и тогда возникает более сложная необходимость – диктат… разрушающий мир и согласие, – диктат всегда натыкается на противодействие…

По этому поводу есть интересная мысль у Феофана Затворника, произнесённая святителем в 1862 году (Мария Городовая, «Линза времени», Российская газета, №264, 2012): «Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается… Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там – впервые – восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешенные, сами себя не помня. Но, братья, припомним двенадцатый год. Зачем приходили французы? Затем, чтобы отучить нас от французской жизни. Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Мы опомнились было немного, а теперь опять стали забываться. Тогда покаялась Россия и Бог помиловал её. Но, вот, кажется, стал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно ничего не будет, а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлёт на нас Господь учителей, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления». Сказано в то время, когда российская интеллигенция, русский люд увлекались «неметчиной» – Гегелем, Кантом, Шеллингом, Фейербахом и, наконец, Марксом… и эта «неметчина» трижды пыталась насилием «учить» Русь – с августа четырнадцатого года, с октября семнадцатого, с июня сорок первого… Видно, глубоко проникло «немецкое» направление мысли в сознание интеллигенции и власть имущих… или не было покаяния?.. и то, и другое – гегельянцы, ницшеанцы и марксисты… кто будет каяться?.. те, кто не способен на покаяние?..

Сейчас увлечённость американизмом… и что интересно и даже забавно, что американизм, проникающий на русскую почву, тут же начинает активно и агрессивно учить… начиная с продажи русскими Аляски, все революции в России, мировые войны, Корея, Вьетнам, Афганистан, Перестройка, девяностые годы, «Перенастройка»… и всякая болтовня о свободе, демократии и «правах человека».

А может, всё-таки вернуться к истокам – к славянизму, в котором видится эволюционный природный путь развития русской цивилизации, и, может, мы будем тогда способны изгнать из душ и жизни россиян все «мерзости языческие», тиражированные умом из «свободы» страстей.

Это не «третий», не «особый» путь – это естественный путь развития Руси… собственно, и всего мира.

Загрузка...