Глава 10

Лана лежала на постели в своем углу за перегородкой и, не мигая, смотрела в темный, мрачный потолок. Эти периоды, когда приходилось подолгу прятаться в жилище, невыносимы! Не понятно, день сейчас или ночь. Время суток назначают родители, созывая на обед или указывая, что пора спать. Хорошо еще, что в центре все жилища соединены между собой и можно под землей пройти куда угодно. Но даже это угнетало. Одно дело, когда по собственной воле сидишь дома, и совсем другое – вынужденность. Сразу и стены давят, и воздуха не хватает, и пообщаться с кем-нибудь хочется. А как быть людям на окраине? Сидеть безвылазно в своей норе? Лана и раньше об этом задумывалась. Подумать только, их предки со стороны матери многими поколениями жили на окраине. Что, если она не вышла бы замуж за Тиария? Что сейчас делают люди на окраине? Прячутся, расходуя запасы еды? А если запасы закончатся раньше, чем уйдут пещерники? К тому же в этот раз пещерники появились внезапно, наверняка, люди не успели как следует запастись едой. Даже думать не хочется о таком существовании. Лана передернула плечами. Нет, нравом и характером она определенно пошла в родню отца. В отличие от Торы, ее совсем не тянет на окраину, в земли предков.

– Мама сейчас будет рассказывать Лиле сказку! – радостно зашептала Тора, ткнувшись Лане в самое ухо.

Лана быстро взглянула на сестру, ожидая подтверждения ее словам, и та тут же охотно закивала.

Ну, хоть какое-то развлечение! Девочки подобрались поближе и устроились прямо на полу, рядом с матерью, так, чтоб видеть ее лицо, ее глаза, которыми она показывала и тревогу, и испуг, и спокойствие – это придавало истории особенные краски и выразительность.

Лиле шел третий год, она уже была достаточно большая для того, чтоб понимать смысл истории. Одара посадила к себе на колени младшую дочь и, следя за ее реакцией, вкрадчивым голосом начала:

– Жила-была маленькая девочка. Она росла в хорошей семье, где все любили друг друга. Их жилище было самым уютным и безопасным местом в мире. Все было так хорошо, и девочка даже не задумывалась, что где-то может жить зло. Но оно было. И не так уж далеко от их дома.

Лила во все глаза смотрела на мать. В свете мерцающего огонька масляной лампы образы выдуманной истории будто оживали, казались объемнее, плотнее. Это были уже не слова и даже не тени, это была какая-то реальная девочка из реальной семьи. Может быть, она жила много лет назад, а может, живет сейчас по соседству через стенку. Или это история про саму Лилу…

До определенного возраста детей старались оберегать от информации извне, иначе все происходящее стало бы привычным для их слуха и притупило бы чувство опасности. Но в какой-то момент обязанностью каждой матери было рассказать вот такую сказку. Однажды Лана и Тора так же сидели и слушали историю про девочку, замирая от страха. Они и сейчас были не прочь послушать, в надежде, что на этот-то раз девочке все-таки удалось спастись, поэтому притаились рядом. Несколько лет назад это была история про Лану, а позже про Тору. Наверное, в других семьях, где подрастали сыновья, главным героем сказки был мальчик – Лана и Тора не задумывались об этом.

– Мама всегда говорила ей, чтоб она не подходила близко к стене, которая долгие годы охраняла их земли, – продолжила Одара. – Девочка была очень послушной, она вообще старалась не отходить от жилища на столько, чтоб не было видно вход в него. Ведь это очень важно – видеть, куда нужно бежать в случае опасности. И девочка это знала.

Лана и Тора уже давно это знали. Это основное правило. А еще лучше вообще не выходить из убежища, когда наступает период пещерников, потому что даже у взрослого человека не получалось спастись, что уж говорить про детей.

– Однажды девочка забыла про предупреждения мамы, она заигралась с другими детьми и подошла слишком близко к границе. За много лет стена изветшала, и кое-где образовались дыры, но девочка этого не заметила. Она была слишком увлечена игрой, бегала и смеялась. Другие дети тоже веселились. И никто не смотрел по сторонам… – Одара замолчала. Нависла напряженная пауза, давая понять, что дальше непременно произойдет что-то неприятное. – А за ними уже давно кто-то наблюдал. Кто-то настолько огромный, что ему пришлось сильно пригнуться, даже лечь на землю своим серо-зеленым телом, чтоб дети его не заметили. Его раскосые глаза желтые в черную крапинку, не мигая, смотрели на детей, выбирая жертву. На голове не было ни единого волоса, зато огромные рога торчали в разные стороны.

«Зарган!» – догадалась Лана.

Тора обхватила коленки и сжалась сильнее. Даже Лана невольно поежилась от маминой сказки, хотя была уже достаточно взрослой, чтоб верить в страшилки. Это была обычная сказка, со временем обрастающая новыми подробностями, которые либо приживались в ней, и тогда получалось некое ответвление сюжета, либо нет, и искалась новая страшная подробность, которая могла напугать даже взрослого. У сказки была своя цель: хорошенько запугать, чтоб неразумное дитя и в помыслах не смело идти в сторону защитной стены. В разных версиях самым страшным персонажем был то пещерник, то зарган, то зарган верхом на пещернике.

– Это чудовище называется зарган, – вкрадчивым полушепотом, словно боясь, что те самые зарганы могут ее услышать, подтвердила мать предположение Ланы. – Наконец, его взгляд остановился на той самой девочке. Заигравшись, она ближе всех подходила к границе. Вот он протянул длинную руку, на которой всего четыре пальца, костлявые и сухие, похожие на птичьи, и опять затаился. А когда она снова, смеясь и ничего не подозревая, подбежала к краю, он вдруг выскочил! – Одара намеренно вскрикнула и дернулась, и девочки от неожиданности подскочили вместе с ней. – Он схватил бедную девочку и тут же убежал. Остальные дети ничего не могли сделать. Они лишь смотрели, как огромный зарган убегает вдаль и уносит их подругу.

– А дальше? – обхватив себя за плечи, спросила Тора.

– Племя зарганов славится тем, что люди для них – это пища. Они сожрали эту девочку, и всех, кто подходил слишком близко к границе.

Нависла пауза, во время которой в умах девочек рисовались ужасные картины пиршества зарганов.

– А зарганы существуют на самом деле? – вдруг спросила Тора, напряженно ожидая ответа.

– Конечно, существуют, – сказала Одара, но как-то слишком спокойно, как будто Тора спросила ее о сегодняшнем обеде или о погоде.

– Может, нет никаких зарганов, и девочка просто ушла искать другие земли? – предположила Лана. – Ведь бывает же такое.

– Не бывает! – отрезала Одара. – За пределами нет жизни! Там обитают только зарганы и пещерники, и все, кто проходит через стену, становятся их добычей. Жизнь есть только здесь. И вообще, вам уже пора спать!

Девочки переглянулись, не понимая, что могло так рассердить мать, но послушно поднялись и пошли к себе за перегородку.

– А кто, по-твоему, страшнее, пещерник или зарган? – тихо спросила Тора сестру, когда они уже легли в постель.

– Конечно, пещерник, – так же шепотом ответила Лана, поведя плечом. – Пещерник реальный, а зарган – это сказочное существо.

– Мама говорит, что они существуют.

– А ба сказала, что они вымышленые. Ты такая большая, а все веришь в сказки, – усмехнулась Лана. – Все мамы специально так говорят, чтоб их дети к стене не подходили. Ты потом своим детям тоже будешь такую сказку рассказывать.

– На окраине говорят, их видели.

– Кто говорит? Покажи мне хоть одного человека, кто их видел.

– Но пещерников ты тоже не видела, а веришь в них…

– Пещерники – это другое. От пещерников каждый год кто-то погибает. А от зарганов никаких бед не было, только разговоры про них.

– А если пещерники – это и есть зарганы? – глаза Торы расширились от ужаса, когда она сама поразилась своему предположению. – Может, это одно и то же, просто по-разному называется?

– Нет, не сходится. Пещерники совсем не похожи на людей, а зарганы похожи.

– Но это тоже по рассказам… – Тора задумалась. – А если бы зарганы существовали на самом деле, то кого бы ты боялась больше?

– Наверное, зарганов, – подумав, ответила Лана. – От пещерников можно спрятаться, их можно обмануть, ведь они хоть и опасные, но не разумные. А разум заргана, говорят, похож на человеческий. Значит, он и хитрить может, и ловушки устраивать. Значит, он опаснее.

– Это если они были бы такими, как про них говорят, – заметила Тора.

– Ну да, – согласилась Лана.

Загрузка...