Энциклопедия физиогномики. Читаем по лицу секреты характера и поведения человека

Введение

Любой человек сталкивается на своем жизненном пути с тысячами людей. С одними вы общаетесь каждый день, с другими лишь изредка пересекаетесь, с третьими общались лишь раз в жизни.

Конечно, независимо от того, как длительно было ваше общение, важно то, запомнилось ли оно вам, приятные эмоции получили вы от общения или не очень. На что прежде всего человек обращает внимание в своем новом знакомом? Конечно, прежде всего на внешность. Именно по ней мы делаем первую попытку узнать, что за человек перед нами, общителен ли он или замкнут, кем работает, что ему интересно в жизни. Не зря же есть такое выражение: вглядываться в лицо. Давно замечено, что по лицу можно многое узнать, выявить те черты характера, которые наиболее присущи человеку.

Есть ряд людей, для которых умение определить, что за человек перед ними, очень важно. Это, например, необходимо для работников следственных органов, врачей, психологов, писателей. Конечно, такое умение очень пригодится и в личной жизни. Итак, можно ли по лицу человека, его жестам, родинкам получить информацию о человеке? Наука физиогномика отвечает: да! Причем даже те сведения, которые человек не хочет раскрывать.

Само слово «физиогномика» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: «природа» и «знание». Физиогномика – это наука, которая изучает влияние черт человеческого лица на его характер и судьбу. Физиогномика наука древняя и зародилась на Востоке. Постепенно она проникла в Европу и на сегодняшний день имеет много последователей. Так как физиогномика имеет долгую историю развития и распространена среди разных рас, при ее изучении важно обращать внимание на то, что у представителей разных народов схожие приметы истолковывались по-разному. Поэтому надо быть очень осторожным в оценке внешности других народов. Кроме того, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо научиться оценивать человека в целом, но ни в коем случае не акцентировать свое внимание на одной черте человека, не придавая внимания другим.

Кто-то лучше других проникает в тайны науки, а кто-то умеет располагать к себе сердца людей и наделен талантом учить. Кто-то наделен даром рождать идеи, а кто-то даром их реализовывать. Кому-то дан дар врачевания, а кому-то – дар растить зерно или строить. Одному дано мудро и справедливо управлять, а другому – судить. Но все они – яркие индивидуальности, все люди красивы, и ко всем природа милостива. Надо только открыть в себе «изюминку», развить в себе свою одаренность.

Основой индивидуальности каждого человека является его натура. Далее, в процессе жизни, формируется личность как общность всех качеств, характеризующих данного конкретного человека.

Каждая вещь и каждое явление этого мира, пусть даже незначительные, имеют свою историю. Иногда случается так, что корни какого-нибудь невзрачного предмета уходят в такие глубины прошлого, перед которыми кажется жалкой и убогой история целых народов. История некоторых наук восходит к незапамятным временам. За тысячелетия своего существования эти науки помогали человечеству, обогащали знаниями общество, заходили в тупик, в чем-то ошибались и вновь несли истину. Ученые трудились сообща, спорили, конфликтовали, отстаивали свои идеи, прислушивались к мыслям других.

История физиогномики начинается с зари человеческого развития – первобытного общества. Не следует думать, что тогда человек ничего не знал и жил без каких-либо духовных устремлений. Познание окружающего мира было чрезвычайно важно для него, если не сказать, – жизненно необходимо. Неспособный проникнуть в причины вещей, он, тем не менее, успешно накапливал сведения на основе длительных наблюдений. Его интересовали движение звезд и планет, поведение животных и жизнедеятельность растений, смена погоды и свойства почвы. Все он постигал на собственном опыте.

Все же не первобытный человек создал физиогномику, поскольку не обладал для этого достаточными знаниями. Однако условия для возникновения этой науки появились именно в ту пору. Необъяснимая, но очевидная взаимосвязь между внутренним миром индивидуума и его внешностью поражала воображение древнейших людей.

Уже в период предыстории лицо человека воспринималось как отражение его души. Поэтому, например, существовал запрет – табу – покрывать ритуальным рисунком лицо спящего. Во время сна душа, по мнению первобытных людей, покидала тело, поэтому когда наставало время пробуждения, она могла не вернуться обратно в тело человека с раскрашенным лицом, поскольку не узнавала в последнем свое «пристанище». И человек умирал. Магическое значение лица в представлениях древних отразилось в их рисунках на стенах пещер. Среди этих рисунков нет ни одного, который был бы портретом. Вероятно, на изображение человеческого лица также было наложено табу.

Зато поощрялись различные методы пластического и косметического видоизменения лица. Древние верили, что если его украсить – и душа от этого станет лучше, а главное – духи будут более благосклонны к людям с «красивой» душой. Другая причина, по которой лицо старательно видоизменялось, заключалась в твердой убежденности первобытных людей, что лицу нужно помочь выразить личные качества человека. «Мордашку» деформировали и украшали рисунком, чтобы показать, что такой-то человек – хороший охотник, другой – отличный воин, третий – честен.

Наиболее частым пластическим способом улучшения внешности была деформация черепа. К примеру, в бронзовом веке новорожденным девочкам туго перевязывали голову, в результате чего их череп с возрастом вытягивался, становился похожим на башню. В некоторых африканских племенах и по сей день существует традиция посредством деревяшек деформировать нижнюю челюсть: деревянными пластинками рассекают подбородок, кольями протыкают челюсть в горизонтальном направлении, деревянными чурками выдвигают ее далеко вперед, выбивают передние зубы или подтачивают их, чтобы челюсть изменила форму.

Сдавливание затылка деревянными тисками для деформации черепа существовало и в более поздние времена. Оно практиковалось в ранних цивилизациях: древнеегипетской, индейцев майя, перуанской империи инков. Именно таким образом был деформирован череп знаменитой древнеегипетской красавицы Нефертити.

Кроме перечисленных, к методам пластики можно отнести широко распространенную во многих племенах деформацию нижней губы при помощи отягощения ее металлическим диском наподобие блюдца. Часто имело место изменение формы ушей у девушек, когда мочки вытягивались с помощью тяжелых серег в виде колец, тыкв, металлических грузов и прочих предметов.

Деревянными или костяными иглами протыкались щеки, брови, носы. В результате такого «пирсинга» внешность менялась до неузнаваемости. У мужчин, а иногда и у женщин применялось ритуальное шрамирование, т. е. нанесение обезображивающих шрамов на лицо, в первую очередь – на щеки и лоб.

К косметическому преобразованию лица относятся крайне распространенные в то время татуировки. Кроме того, не стоит забывать и о всевозможных красящих веществах, при помощи которых тоже можно было изменить внешность. Деревянные пузырьки с краской были очень важны для первобытного человека – как для мужчины, так и для женщины. Это была первая в истории человечества частная собственность, не считая оружия, и никто не мог позволить себе посягнуть на нее. После смерти человека его косметические принадлежности погребали вместе с владельцем.

По лицу шаманы и колдуны издревле пытались предугадать судьбу людей. Они верили, что в чертах лица можно прочитать благоприятные или, наоборот, трагические знамения будущего.

Гадание по лицу впоследствии стало применяться жрецами во многих цивилизациях и на протяжении тысячелетий считалось самым надежным способом предсказания будущего.

С развитием культуры безвозвратно уходили в прошлое запреты на изображение лика царя природы. Обитатели острова Пасхи, исчезнувшая ныне народность, неизвестно каким образом установили вдоль побережья своего острова семиметровые изваяния из базальта, которые изображают человеческие лица. Каково предназначение исполинских каменных скульптурных портретов, неясно до сих пор. Некоторые предполагают, что эти сооружения служили целям установления контакта с инопланетянами. Если только эта гипотеза окажется верной, из этого можно сделать важный вывод: уже тогда люди прекрасно понимали истинное назначение лица: это средство контакта, средство поприветствовать и показать расположение.

Индейцы майя, большие знатоки анатомии человека, создали немало культов, в которых важное значение имели искаженные изображения лица. Создававшиеся ими образы были не чем иным, как тератологическими портретами (тератология – от греч. teras – «урод» – наука, изучающая пороки развития растений, животных и человека), которые намеренно изображали всяческих страшилищ. Майя верили, что живут в мире уродливых богов и ужасных чудовищ, якобы населяющих недоступные человеку уголки Вселенной. Поэтому в воспроизведенном человеческом лице должны присутствовать черты, свойственные монстрам из мифологии.

Наиболее примечательны ритуалы с использованием черепа, искусно выделанного из горного хрусталя – кристалловидного прозрачного кварца. Он добывался в северных районах современной Бразилии и перевозился за тысячи километров на север, в Город Упавших Камней, что располагался на окраине густых тропических лесов Юкатана (современная Мексика). Здесь кварцевые друзы шлифовались и из них либо в натуральную величину, либо в уменьшенных размерах изготовлялись идеально точные копии человеческих черепов.

Ритуалы с кварцевыми черепами проводились в ночное время, когда в свете факелов у черепа светились глазницы. По мнению ученых, индейцы, верившие в силу лица, совершали этот обряд для предсказания погоды, урожая и прочих важных событий.

В Древнем Египте физиогномика как таковая не была известна, но именно его жители больше всех повлияли на дальнейшее развитие мысли в этом направлении. Прежде всего, египтяне создали технику точных портретов. На стенах пирамид они изображали лица фараонов, вельмож, воинов, простолюдинов и даже рабов. Сохранилось много скульптурных портретов, выполненных египтянами. Самый знаменитый – портрет фараона Хефрена, запечатленный в лике каменной скульптуры Большого Сфинкса.

Более того, египтяне впервые начали изучать пропорции лица. Как сказал однажды великий русский химик Менделеев, наука начинается там, где начинают измерять. Поэтому можно с полным правом заявить, что корни физиогномики восходят к древнеегипетской медицине, которая пыталась вычислить идеальное соотношение между размерами лица и прочими частями головы. Египтяне верили, что, обладая особыми пропорциями лица, человек получал от жизни все милости богов.

Некоторое внимание лицу уделяли древние греки, которые и дали науке физиогномике ее настоящее название. Обособлением физиогномики от прочих наук о человеке общество обязано великому древнегреческому философу Аристотелю. Этот выдающийся ученый в одиночку разработал основы многих наук, в том числе и общественных, на которые и по сей день опирается современный мир, что само по себе заслуживает особого рассказа.

Аристотель родился в городе Стагиры в IV в. до нашей эры, т. е. 23 столетия тому назад. Будучи сыном лекаря, мальчик рано по знакомился с естественными науками, в том числе науками о человеке, которые полностью завладели его разумом. В 17 лет юный Аристотель направился в самую известную философскую школу той эпохи – платоновскую Академию. Проучившись некоторое время у «божественного философа» Платона, Аристотель стал знаменит на всю Элладу. Ему тогда было всего-навсего 20 лет. Ученик великого Платона превзошел своего учителя.

Аристотеля интересовало все, он обобщил и развил все греческие науки: языковедение, природоведение, физику, экономику, политику. Слава о великом мудреце росла, и вскоре его пригласил царь Македонии Филипп преподавать науки для сына Александра, который впоследствии вошел в историю под именем Александра Македонского. Александр любил своего учителя и, завоевав полмира, распространял в покоренных землях его философию. Так что учение Аристотеля формировало мировую, в первую очередь европейскую, науку на протяжении последующих 2000 лет! Благодаря великому ученику Платона люди после падения античных цивилизаций смогли возродить демократию, науку и культуру. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что Аристотель принял участие в сотворении современного мира.

Большой знаток человеческой природы, ученый попытался, причем весьма успешно, провести параллели между внешним обликом человека (габитусом) и его психическими качествами. Он отталкивался в своих суждениях от идеи о «симпатии» и подробно изложил свои мысли в трактате, который так и назвал – «Физиогномика». По мнению Аристотеля, главные типы людей – это представители противоположных качеств, а именно мужественные и робкие, способные и глупые.

Способные люди, по Аристотелю, наделены от природы мягким и гибким телом, вместе с тем не жирным. Кожа у способных тонкая и чистая, бледноватая по цвету. Волосы светлые и нежесткие. Глаза карие по цвету и влажные. Глупцы имеют продолговатое лицо с большим круглым лбом и мясистыми щеками. Глаза таких людей светлые и ничего не выражающие. А еще у глупцов толстая шея. Робкие люди бледны лицом, у них сонные, беспрестанно моргающие глаза. Выражение их лица изменчиво, а волосы мягкие. Для мужественных людей характерны жесткие волосы, крепкая шея, смуглое тело. Их лицо отличается крутым лбом и карими глазами, их эти люди широко не открывают, но и не щурят.

Впоследствии поисками «модуля» для соизмерения пропорций человеческого тела в целом и физиогномикой, в частности, увлеклись средневековые алхимики. Они заинтересовались этими соотношениями неспроста: химия происходит из Древнего Египта, само ее название означает «наука страны Хеми», т. е. черной страны – так прозвали Египет из-за цвета его почв.

Из Египта шли все эзотерические знания. Так что алхимики всерьез отнеслись к толкованию человеческой природы по лицу. Кроме того, в Средневековье был силен авторитет Аристотеля, в связи с чем физиогномику даже пытались преподавать в университетах. Многие поклонники этой теории проверяли и перепроверяли свои выводы о знаках судьбы, богатства, счастья, смерти и беды по лицу человека. В те времена оккультизм – колдовские знания – определял развитие научной мысли. Поэтому знакам на лице продолжали приписывать мистическое значение, нередко связывая их с дьявольскими силами.

Не обошлось и без влияния на физиогномику главной науки той эпохи – астрологии. Астрология родилась в Древней Халдее, где жрецы в результате длительных астрономических наблюдений пришли к выводу, что Космос влияет на человека. В зависимости от положения светил на небе в момент рождения человека, последнего ожидала та или иная судьба. Человек являлся как бы отражением Вселенной, следуя воле космических процессов. Поэтому его назвали Микрокосмом (Малым Космосом), в противоположность Макрокосму (Большому Космосу).

Уже древние столкнулись с весьма сложной проблемой: где же искать разгадку будущего человека – внутри его, в его лице и теле – или далеко в Космосе? Разрешить это затруднение смогли средневековые астрологи, разработав учение о тройственном устройстве мира и человека. Бытие, в понимании астрологов, состоит из божественного мира, астрального и земного. Человек, отражая в себе внешний мир, также имеет три компонента, соответствующих трем мирам Вселенной. Божественный мир находит свое отражение в душе, астральный – в мозге и астральном теле, земной – в самом человеческом теле. А само тело формируется под воздействием души и при помощи ума. Астральное тело любого смертного, таким образом, является посредником между телом и душой, а также мирами. Поэтому оно подвергается планетарному влиянию и переносит его на физическое тело человека. Астрологи утверждали также, что в лице человека не отражается воздействие сразу всех трех миров, а лишь духовного. Собственно астральный мир отражается в области грудной клетки, а земной – в остальной части тела.

Среди выдающихся личностей Средневековья, которые занимались физиогномикой, был итальянский врач Микеле Савонарола (1384–1464). Он написал трактат «Зеркало физиогномики», основанный на медицинских и астрологических данных. В целом итальянец отстаивал идею «симпатии» в своих физиогномических представлениях. Савонарола изучал взятые в отдельности части лица и делал по ним заключения о природе человека. Кроме частей лица, средневековый врач изучал прочие части человеческого тела: в его труде можно найти толкование значений, сокрытых в строении плеч, рук, груди, пальцев.

Вторая яркая индивидуальность того же времени, посвятившая себя физиономическим наблюдениям, – астролог Майкл Скотт, живший в XII–XIII вв. Этот человек был фаворитом римских пап Гонория III и Григория IX. Скотт был также придворным астрологом короля и императора Священной Римской империи Фридриха II и консультировал его, составлял ему астрологические прогнозы. В работах по вопросам физиогномики астролог отдельно остановился на проявлении принципа симпатии, заключающегося в соотношении личных качеств и внешности человека, походке и жестикуляции.

Особое внимание Скотт уделял волосам, по которым пытался установить характер владельца. Например, по мнению Майкла Скот-та, гладкие, мягкие и светлые волосы – признак человека робкого и миролюбивого. Толстые и курчавые – признак беспокойного, безалаберного и простодушного индивида. Густые волосы сигнализируют о расточительности и лености владельца. Преждевременно поседевшие волосы – знак непостоянства и лживости.

В эпоху Возрождения физиогномика дополнилась работами великих деятелей науки и культуры. Самой примечательной фигурой этой эпохи был художник и мыслитель XV в. Леонардо да Винчи.

Родившийся в горном итальянском селении Винчи, этот замечательный человек был известен всей Европе. Он составлял анатомические атласы, развивал особую технику светотени в живописи, занимался инженерным делом.

Леонардо да Винчи создал каноны идеальных пропорций человеческого тела, в частности лица. Голова, по Леонардо, подразделяется на четыре части: первая – от темени до границы роста волос над лбом, вторая – от границы роста волос до переносицы, третья – от переносицы до кончика носа, четвертая – от кончика носа до окончания подбородка. В идеальной пропорции каждая из этих частей приравнивается к длине носа. Леонардо исходил здесь из принципа «золотого сечения», который произвел переворот в науке того времени и наложил отпечаток на развитие современной науки.

Среди выдающихся физиономистов Нового времени следует назвать жившего в XVIII в. Жана Гаспара Лафатера, цюрихского профессора теологии. Этот человек, по заверению одного из современников, был столь же люто ненавидим, сколь горячо любим окружающими. Открытость, честность, прямота и поразительная кротость этой выдающейся личности привлекали к Лафатеру людей, даже враги уважали его.

Познания Лафатера в области физиогномики были столь велики, что воспринимались как магические. Все, что говорил он о людях, оказывалось верным или сбывалось в будущем, в результате чего профессор воспринимался многими как колдун. Насколько из вест но историкам, Лафатер никогда не ошибался. Иногда он делал необычайно верные заключения, которые, казалось бы, были невозможны на том уровне развития физиогномики. Определенно Лафатер опережал развитие научной мысли своей эпохи.

Развитие, прогресс современной физиогномики обусловлены научными изысканиями в области природы лица. Среди них – поражающее воображение далеких от науки людей открытие свойств «золотого сечения». Для человека во все времена красота сводилась к соразмерности частей целого, иными словами – к правильным пропорциям. Поэтому поиски идеальных пропорций лица были так важны для древних – ведь красота означала совершенство и счастье. Пропорция, ныне известная под названием «золотого сечения», была открыта знаменитым астрономом древности Клавдием Птолемеем, жившим в 90—160 гг. н. э. Птолемей определил «золотое сечение» как отношение меньшей части к большей, которое равняется отношению большей части к целому и представляет собой число 1,618. Леонардо да Винчи показал, что идеальные пропорции человеческого тела равны «золотому сечению», тем самым сделав пропорцию популярной.

Сторона индивидуальности, заданная от рождения, – это рост, телосложение, внешние данные: особенности лица, форма и величина носа, подбородка, цвет глаз и волос, а также способности и таланты. Это то, что даровано человеку природой, ее милость или ее немилость, когда один красив и талантлив, а другой обделен и тем, и другим.

Каждый человек является фрагментом сложного материального мира, его мельчайшей неотъемлемой частицей. Он носитель информации о своем прошлом, настоящем и будущем. Мы хотим рассмотреть человека как целое. Мы расскажем не только о его темпераменте, лице, телодвижениях, поведении и особенностях притягательности. Мы дадим разгадку судьбы и будущего.

Физиогномика входит в программу многих учебных заведений, существует много научных трудов, в которых интерпретируются черты человеческого лица. Есть даже общепризнанные авторитеты в этой области. Поэтому для желающих есть все возможности ознакомиться с этой весьма интересной и полезной наукой.


Загрузка...