Аурика Луковкина Энциклопедия фэн-шуй

Введение

Искусство фэн-шуй в Китае является народным, общепризнанным.

Знания передавались из уст в уста на протяжении многих лет, обогащаясь опытом предыдущих поколений. Первоначально это учение являлось достоянием избранных, а также правящих классов Китая. Мастеров фэн-шуй либо почитали за их бесценные знания, либо убивали для того, чтобы они не могли передать эти знания другим.

В духе прошлых времен такие действия были вполне оправданны, так как вера в фэн-шуй была очень велика, а использование знаний против Сынов Неба (так называли императоров) было серьезным преступлением.

На протяжении всей истории Китая формирование новых династий сопровождалось прорицаниями в духе фэн-шуй. Например, первый император династии Мин Чжу Юаньчжан был нищим разбойником. Его смогли убедить в том, что он добьется верховной власти благодаря хорошему фэн-шуй могилы его отца.

Чтобы понять смысл предсказания, необходимо знать, что фэн-шуй состоит из двух противоположных направлений, сосредоточивая свое внимание не только на проблемах живых, но и на проблемах мертвых. Фэн-шуй могил и кладбищ всегда пользовался большой популярностью, так как было принято считать, что хороший фэн-шуй могилы предков влияет на судьбы следующих пяти поколений живущих.

Вера в фэн-шуй сделала Чжу Юаньчжана императором, но, как и другие правители, добившиеся власти дворцовым переворотом, он был мнителен, ему постоянно мерещились измены, а потому он приказал казнить всех мастеров фэн-шуй и распространить по стране специально сочиненные фальшивые книги.

Это, пожалуй, одно из самых неординарных событий в истории Китая. Когда Юнле, третий император династии Мин, приступил к строительству новой столицы Китая – Пекина, архитекторы при строительстве Запретного Города пользовались этими самыми фальшивыми книгами. Пурпурный Запретный Город находится в центре Пекина, вокруг него располагается окруженный высокими крепостными стенами Императорский Город. Этот комплекс называется Внутренним Городом, к югу от него был расположен Внешний Город.

Устройство Запретного Города говорит само за себя. В центре располагается дорога длиной 8 км, все аллеи прямые, что противоречит правилам фэн-шуй, согласно которым сила ци – жизненная энергия – движется по спирали, а отрицательная энергия ша – по прямой. По сторонам дороги расположены шесть больших павильонов, символизирующих силу и власть императоров Китая. Не подлежит сомнению, что такое расположение дворцов было выбрано архитекторами, пользовавшимися фальшивыми книгами, распространенными Чжу Юань-чжаном.

История Запретного Города изобилует народными сказаниями о неправильном фэн-шуй, привлекающем беды и несчастья. Когда династия Мин пала, завоевавшие Пекин маньчжуры чуть не пали жертвой неправильного фэн-шуй. Только в период правления императора Цяньлуна (1736–1795) правильные принципы фэн-шуй были восстановлены.

Время правления Цяньлуна принято считать одним из самых благоприятных периодов в истории Китая благодаря хорошему фэн-шуй. Это время процветания и удачи китайского народа. С этого времени фэн-шуй стал народным.

Во время правления коммунистических императоров Китая Мао Цзедуна и Дэн Сяопина ходили слухи, что причиной их успеха является благоприятный фэн-шуй могил их предков. Могила дедушки Мао находилась «в ладони небесной лунной богини», у Дэн Сяопина, помимо очень благоприятного фэн-шуй могилы его отца, около семейного дома располагались три горные вершины, также создававшие хороший фэн-шуй.

Как это ни странно, но во времена правления Мао фэн-шуй не процветал, так как, опасаясь переворота, он жил в постоянном страхе и вполне реально опасался, что кто-нибудь, пользуясь знанием фэн-шуй, сможет затмить его небесную удачу. Именно поэтому он и запретил практиковать фэн-шуй в Китае.

Подобные действия нельзя оправдать, так как фэн-шуй является народным искусством и его невозможно запретить, даже угрожая смертной казнью. Фэн-шуй по-прежнему практиковали, хотя и тайно.

Вместе с бежавшими с родины китайцами фэн-шуй проник за море, в другие страны. Многие мастера фэн-шуй покинули родину вслед за гоминьдановским генералом Чан Кайши. На Тайвань они привезли с собой драгоценные тексты и компасы ло-пань, содержащие профессиональные секреты мастеров. Именно поэтому в середине столетия правящая элита и предприниматели Тайваня так преуспевали. Тайвань и по сей день остается одной из богатейших стран мира.

Фэн-шуй проник и в Гонконг вместе с эмигрантами, желающими начать новую жизнь. Они обладали знанием фэн-шуй, которое досталось им от предков, и использовали его для того, чтобы укрепить свое положение. Тайвань и Гонконг – общепризнанные примеры экономического чуда: техника фэн-шуй использовалась повсеместно – в жилых районах, офисах, на рабочих местах. Поэтому многие объясняют экономический успех этих стран универсальным приложением принципов фэн-шуй.

Фэн-шуй в Китае уделяется большое значение, так как это универсальная в применении техника, опирающаяся на центральные для всей китайской культуры понятия, не имеющая другой цели, кроме помощи человеку в достижении удачи во всех сферах жизни. В Китае вера в фэн-шуй безгранична, принципы его имеют повсеместное применение.

С того времени как появилась «Книга из реки Ло», в Китае ни одно серьезное мероприятие не проводилось без консультации мастера по фэн-шуй. Многие исторические события связывают с дурными или положительными влияниями, вызванными фэн-шуй. Символика этого искусства очень распространена, ее можно встретить в каждом доме.

В Китае фэн-шуй по праву можно считать народным искусством, так как, несмотря на все запреты, его практикуют по сей день. Особенно глубока вера в фэн-шуй в сельских районах Китая. При строительстве современных городов весьма много средств было потрачено именно на то, чтобы удовлетворить требования жителей деревень не нарушать фэн-шуй.

В доказательство сказанного можно привести много примеров. В одной деревне местные жители восстали против того, чтобы было срублено дерево фэн-шуй, и англичане, которые вели строительство, были вынуждены оставить его: дерево осталось одно в заасфальтированной пустыне на месте снесенных домов. Этот урок англичане запомнили надолго: китайцы могут позволить снести дом, но не позволят разрушить святыню.

Когда через одну из деревень англичане прокладывали дорогу, она должна была пройти через гору, которую китайцы почитали за дракона. К тому времени многие из англичан уже достаточно хорошо были знакомы с особенностями китайской жизни: немного фантазии и знания народных примет и обычаев – ив каждой горе можно при желании увидеть зеленого дракона или черную черепаху. Англичане предложили снести часть горы, на что получили от местных жителей отказ. Тогда они, желая построить дорогу с меньшими затратами, стали их уверять, что на самом деле не причинят дракону вреда, а лишь немного подрежут ему когти, и он станет более добрым. На какой-то момент местные жители уступили англичанам, но, когда бульдозер копнул землю, открылся более глубокий слой грунта, который был красного цвета. После небольшого дождя красная земля потекла вниз, и для тех и других стало очевидно, что дракон истекает кровью.

Взбудораженные жители деревень бросились резать ветки для того, чтобы прикрыть раны дракона. В конце концов дорогу пришлось строить в обход горы.

Приведенные выше случаи не являются исключением. Во время строительства в Китае англичане сталкивались с подобными явлениями повсеместно: это были деревья, приносящие удачу; камни, сдерживающие стихию воды; горы, символизирующие драконов и черепах.

Даосизм, который оказал большое влияние на развитие фэн-шуй, признает одним из главных стремление человека к богатству. Также даосизм как религия не искушает верующих рассуждениями о боге, а потому не имеет строгой морали, как, например, христианство. Поэтому спорные вопросы решались легко, когда в качестве аргумента «за» выступали солидные денежные суммы. Многие из английских чиновников, после того как поработали в Китае, сами стали обращаться за советами к мастерам по фэн-шуй, а некоторые из них стали практиковать фэн-шуй на правах любителей.

Девять принципов фэн-шуй

Изучая китайскую культуру, нельзя не удивиться тому, что на протяжении нескольких тысяч лет знание фэн-шуй передавалось от одного мастера к другому преимущественно устно и дошло до наших дней практически без искажений.

Это касается не только фэн-шуй, но и другого рода знаний, которые также были сохранены китайцами без особых изменений. Например, в Китае большую популярность имеет ци-гун – массаж, который согласно преданию появился после Всемирного потопа и помог китайцам выжить.

Это комплекс упражнений, описываемых предельно кратко, без теоретических рассуждений о том, как именно они воздействуют на организм человека, в чем секрет их целительной силы. Это позволяет передавать знания устно без искажений, так как сами знания излагаются сжато и не допускают свободного толкования. В этом можно усмотреть консервативное отношение китайцев к своим традициям и обычаям, что помогает долго сохранять знания без искажений, не позволяя толковать их в соответствии с веяниями сегодняшнего дня.

Хотя среди принципов фэн-шуй не принято выделять главные и второстепенные, первым из них по праву можно считать применение багуа и квадрата ло-шу для определения направлений.

Важнейшим инструментом анализа в применении багуа и ло-шу для определения направлений являются 8 триграмм, которым соответствуют стороны света, сферы жизни и другие понятия.

Они позволяют конкретизировать полученные данные, находить ценные для искусства фэн-шуй взаимосвязи.

Другой принцип фэн-шуй называют определением благоприятных положений земельных участков. Он также известен под именами «символизм четырех священных животных» и «ландшафтный фэн-шуй». Не стоит думать, что этот принцип повторяет принцип применения багуа и квадрата ло-шу. Нечто похожее в этих двух принципах есть, но они не повторяют друг друга.

Принцип выбора и создания правильных форм отражает философию совершенства и симметрии. Совершенство предполагает, что в структурах и формах не должно быть недостающих (иньских) и выступающих (янских) углов. Под симметрией подразумевается равновесие, при котором не наблюдается преобладания форм, принадлежащих той или иной стихии.

Принцип выбора и создания форм является универсальным, так как его можно применять при выборе благоприятного положения земельного участка, планировке дома, создании интерьера. С помощью этого принципа можно пробуждать энергии пяти стихий, он лежит в основе школы форм.

Однако вопрос о пробуждении энергий пяти стихий является достаточно сложным, поэтому выделен самостоятельным принципом, в основе которого лежит учение у-цин о пяти элементах. Так же как и в случае с триграммами, стихии являются инструментом анализа, классификацией, позволяющей объединить различные факторы окружающей среды: климатические сезоны, цвета, формы и др.

Практическое применение учения у-цин заключается в том, что при определении элементов окружающей среды, как принадлежащих той или иной стихии-покровителю, можно выявить порождающие и разрушающие связи, что позволяет установить гармонию между различными, на первый взгляд не взаимосвязанными сферами жизни. Одним из основных принципов фэн-шуй является пришедшая из даосизма космология противоположных начал инь и ян, которая отражает традиционное воззрение на энергии Земли.

Инь и ян, которые находятся в постоянном движении и противоречии, тем самым обеспечивают движение во Вселенной, дающее жизнь всему сущему.

В фэн-шуй большое внимание уделяется равновесию этих двух начал, так как при идеальном их сочетании относительно друг друга открываются новые возможности, которые расширяют дао. Соответственно этому все элементы окружающей среды и самого человека разделены на иньские и янские.

Однако понятия «инь» и «ян» не имеют ничего общего с понятиями «хороший фэн-шуй» и «плохой фэн-шуй», хотя избыток одного из начал всегда является неблагоприятным, а равновесие инь и ян – благоприятным фактором. Для того чтобы была возможность определять фэн-шуй как хороший или плохой, а также устранять вредные влияния и привлекать положительные, существует еще один принцип, о котором мы вкратце уже говорили. Называется он «космическое дыхание дракона».

Само название принципа вытекает из объяснения того, каким образом силы земли действуют на ландшафт, жилище и человека. Принято считать, что невидимые силовые линии пронизывают все пространство, оказывая влияние на все предметы и явления.

Положительные влияния именуются «ци», а отрицательные – «ша». Соответственно «космическое дыхание дракона» может быть положительным или отрицательным. Эти понятия пришли в фэн-шуй из даосизма и имеют большое значение, так как позволяют действовать не вслепую, а по отношению к энергетическому объекту, каким и является «космическое дыхание дракона».

Однако недостаточно только определить воздействие как отрицательное или положительное, так как задача фэн-шуй в том, чтобы устранить ша и привлечь ци. Разнообразие средств, направленных на решение этой задачи, объединено в фэн-шуй принципом «изменения направлений».

В этот принцип входит и применение магической символики, и рациональная планировка жилища, и создание интерьера жилища в соответствии с личными направлениями проживающих в доме. Соответственно этому средства фэн-шуй можно разделить на две группы: отражающие смертоносное дыхание дракона и конденсирующие благотворную энергию ци.

Символизм является одной из главных особенностей китайской культуры, и фэн-шуй не является исключением. Применение в фэн-шуй символов и чисел составляет принцип «символизма», который, помимо всего прочего, указывает на необходимость уметь различать и понимать благоприятные знаки окружающей среды с целью выявления положительных и отрицательных моментов.

Все описанные выше принципы объединяются вместе последним основным принципом под названием «формула фэн-шуй», который рассчитан на комплексное применение знаний. С давних пор у каждого мастера фэн-шуй была своя формула, которая хранилась в секрете как священная тайна гунфу.

Существуют различные формулы, которые позволяют комплексно применять все разнообразие средств фэн-шуй для решения той или иной задачи. В настоящее время в Китае наиболее известна формула «фэн-шуй блуждающих звезд», лежащая в основе школы «летящей звезды», о которой уже говорилось и будет подробнее рассказано ниже.

В Китае о проблемах гармоничных отношений и развития задумывались издревле, поиску равновесия между сущностями природы и человека посвятили себя многие школы и поколения китайских ученых, мудрецов и философов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в Китае возникло и веками развивалось учение-искусство жизни в гармонии со всем, что окружает человека. Оно получило название «ветер и вода – по двум переменчивым стихиям». Классический фэн-шуй требует учесть массу самых различных факторов – от ориентации жилья по сторонам света до дней рождения всех членов семьи и того, сколько денег зарабатывает каждый из них. А не учитывать в поисках гармонии национальные особенности или климат вашего города – просто глупо.

Между тем большинство книг по фэн-шуй написано либо иностранными авторами, либо на основе их рекомендаций. Конечно, основы этого искусства остаются неизменными, однако не пора ли задуматься о том, что условия современной России требуют особого подхода не только в политике и экономике?

Эта книга рассчитана на российского читателя, который хочет не только познакомиться с экзотическим для нас искусством, но и попробовать самостоятельно достичь гармонии в своем доме, создать соответствующую именно ему уютную обстановку – и при этом достаточно простыми и доступными средствами. По возможности все особенности и принципы фэн-шуй объяснены не только с точки зрения китайской философии, но и с позиций науки в популярной форме. Учтены особенности современной России, советы даются как владельцам многокомнатных коттеджей, так и обитателям многоэтажек. Довольно трудно передать особенности китайского названия этого искусства, оно в разных источниках упоминается как фань шу, фенг шу, фен-шуи…

В иностранных источниках пришли к единому написанию Feng Shui, у нас в стране наиболее принято название фэн-шуй.

Фэн-шуй – понятие очень широкое. Интерьер дома и впечатление, которое он производит на людей, – это фэн-шуй; окружение дома или квартиры, общая планировка – тоже фэн-шуй. Фэн-шуй – это влияние на судьбу человека, на его здоровье, правильное распределение жизненной энергии ци, отношения с окружающими; словом, важная часть большого пути человека в этом мире. Хороший или плохой фэн-шуй может повлиять на семью, богатство, детей, карьеру, удачу… На Дальнем Востоке (не только в Китае, кстати) фэн-шуй уделяется настолько большое внимание, что без консультаций со специалистами и учетом всех требований этого учения не строятся даже современные бизнес-центры и научные лаборатории.

Широкое распространение получил фэн-шуй и в западных странах. Его проникновение в европейскую и особенно американскую культуры началось еще в XIX в., но особую популярность фэн-шуй завоевал в 70—80-х гг. XX в. Вместе с интересом к восточным философским и мистическим учениям, боевым искусствам и традиционной медицине пришло и то, без чего они немыслимы у себя на родине. К удивлению дизайнеров и психологов, в правилах тысячелетней давности, кроме суеверий и экзотики, оказались сформулированы закономерности, которые ученые с трудом постигли и сформулировали лишь относительно недавно.

Более того, новые исследования показали, что восточные гадальщики-геоманты пользовались такими знаниями, которые только фэн-шуй открыл современной европейской науке. Ученым пришлось немало потрудиться над объяснением некоторых феноменов, но в конце концов большинство положений фэн-шуй было одобрено и рекомендовано.

В последние годы увлечение фэн-шуй (или рост потребности в нем?) дошло и до России. Необходимые в китайском жилище атрибуты продаются в магазинах и на уличных лотках, выходят книги по использованию фэн-шуй для достижения успеха в делах, любви, творчестве… Все бы хорошо, но вот только подводит нас иногда желание сделать «как у всех», «не хуже, чем на Западе (Востоке, Юге…)» – сразу же, быстро, сегодня же догнать и перегнать! И покупаем что приглянулось, вешаем где попало (или где понравилось), следуем не слишком грамотным инструкциям, разработанным совсем для другого человека и места, после чего ждем немедленного и положительного результата. Не дождавшись, объявляем все шарлатанством, обманом и глупостью, складываем купленное в дальний угол и ищем новое, так называемое «лекарство от всех болезней» с той же поспешностью и невнимательностью.

Русский путь фэн-шуй – это сочетание восточной мудрости и традиций нашего народа. Это искусство гармонии, очищенное от суеверий, направленное на сохранение духовного здоровья. Хочется верить, что эта книга поможет вам не только обустроить свой (или фу си) дом, но и улучшить жизнь и судьбу.

Загрузка...