Учитывая существенную индивидуальную вариативность, мы хронологически отмеряем рассматриваемый период с 16-18 лет примерно до 30 лет, когда человек более-менее утверждается во взрослой жизни.
Физическая основа к началу юности включает в себя следующие параметры: вес головного мозга достигает максимума (примерно 1350 грамм), заканчивается созревание коры (складываются основные свойства нервных процессов), но пластичность мозга очень велика (возможность для развития и совершенствования высших нервных функций), завершается половое созревание; организм, при прочих равных условиях, вступает в период относительно спокойного физического развития и готов к большим физическим и умственным нагрузкам.
Как и любой возраст, юность является самоценным жизненным этапом со своей энергетикой и красками, и вместе с тем, если обобщать, то её задачей является подготовка и переход в раннюю взрослость (где заканчивается балбесничество), содержащую в себе (если по-хорошему) благодарную профессию в которой человек реализуется и любимую, любящую семью. Соответственно ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная и социальный аспект (общение со сверстниками, в которой отрабатываются (конечно, не сознательно) различные ключевые компетенции, в том числе communication skills) можно рассматривать как инструмент для реализации указанной задачи.
В данной работе мы будем придерживаться следующей логики изложения материала: вопрос выбора и реализации себя в профессии; вопрос построения семьи; первенства и соподчиненности этих аспектов человеческого бытия; влияние тех или иных не решенных возрастных задач и психологических травм на дальнейший жизненный путь (ракурсы восприятия и пути выхода).
***
В первом пункте (профессия) правильней начать с тех жизненных реалей в которых мы имеем счастье-несчастье прибывать. Если ещё лет 40 назад человек в 18-19 лет свободно приступал к трудовой деятельности, а это целый пласт психологических аспектов, первый из которых развитие самосознания, то сейчас мы имеем «искусственное затягивание вступления в трудовую деятельность, что ведет к иждивенчеству, к безответственному инфантилизму, к неспособности самостоятельно принимать решения»1; такова оборотная сторона медали лайтовизации бытия (теперь мы знаем, где можно упасть – везде, поэтому всё застелено ортопедическими матрасами).
Следующий перекос – перекос самой системы социальных ценностей (раскрытие которой мы опустим) и ценностей образования соответственно. Известно, что приоритет отдаётся точным наукам, всему практикоориентированному, ближе к концу списка будут гуманитарии, и досадным дополнением выступает рисование с музыкой. В этом отношении (раскрытии проблем современного образования) прекрасен сэр Кен Робинсон2, Хотя об этой проблеме говорили давно3. Так именно посредством последних (рисование, танцы, музыка, литература) достигается переживание и понимание сложных эмоциональных тонов, обогащается современная скудность эстетического развития представляющего несомненную важность.
Такая же дисгармония царит и в мире внутреннем (именно её отражение мы наблюдаем в описанной социальной ситуации), частное проявление которой мы видим в профессиональной ориентации – поиск и выбор призвания вычисляется с помощью интеллекта и внешних критериев (например, прогнозируемой зарплаты, близости работы к дому, кожаного чемодана и т.д.; хотя не мало людей не ограничиваются профессией и так же выбирают спутника жизни), конечно, в сколь-нибудь серьёзной перспективе это заканчивается плачевно: эмоциональным выгоранием, болезнями и внутренней пустотой. К слову, упомянутое нами эстетическое развитие (ресурсы цивилизации вполне позволяют это обеспечить), может помочь взаправду понять ценность красоты, и тогда, понимание что твоя трудовая деятельность творит уродство, заставит или сменить работу, или вывести её содержание на принципиально иной уровень.
Конечно, для некоторой части ребят, хотя бы на время, вполне подойдёт выбор профессии по внешним критериям или просто «от фонаря», или «все побежали и я побежал»; но для остальных (и мы смеем надеяться, что их больше; если не прямо сейчас, то будет при создании «правильных» условий) это поиск, основанный в первую очередь на понимании себя и стремлении реализоваться (в потенциале). К внешним условиям такого познания мы бы причислили в первую очередь семью, а именно умение не мешать, разрешение ошибаться и возможность пережить последствия ошибок; ровно так формируется ответственность – основной критерий взрослости (не в этом ли должна проявиться наша родительская любовь: чтобы ребёнок стал взрослым, и лучше сильнее и светлее нас?).
Вместе с тем 100% ответственность за выбор профессионального пути (постижение и реализация призвания) лежит на самом человеке (это и груз, и свобода). Что нужно познать в себе и о себе, чтобы сделать этот выбор? Наверное, уже понятно, что это работа не одного дня и, что заметно чаще, не одного года.
Не будем останавливаться на склонностях, интересах, способностях; на хочу-могу-надо (хотя это всё имеет место быть и даже может сработать); но пойдём к самому основному, фундаментальному и самому непростому. Нужно понять кто ты, и какой смысл ты будешь реализовывать своей живой жизнью. И, что крайне интересно, можно не отвечать себе на эти вопросы, но именно ответы на них будут реализованы. Например, можно стать как будто музыкантом, не потому что ты всерьёз музыкант или всерьёз хочешь им стать (готов за это платить временем, энергией, деньгами), а потому что ты думал, что это просто, круто и весело, хотя вообще-то ты пустышка и инфантильная бездарность; и вот ты этот смысл и реализовал – никчёмные песни, а ты валяешься спившийся на грязном диване.
В.Франкл4 говорит о смысле, как о врожденной человеческой мотивации (первичный побудительный мотив), нереализация которого приводит к ноогенному неврозу (А.Лэнгле5, развивая его идеи, описывает феномен эмоционального выгорания, в основе которого так же лежит утрата смысла). О том, насколько в действительности ответы на вопросы «кто я?» и «каков мой смыл бытия?» фундаментальны, насколько серьёзны их следствия мы писали ранее6. Так же отметим, что именно в такой форме вопросы вполне могут не ставиться, да это и не обязательно, однако сам поиск себя и своего места в этом мире – неотъемлемая и важнейшая часть юношеского возраста (хотя со стороны взрослых это может восприниматься как беспочвенные фантазии и пустословие).
В этой внутренне непростой, но благодарной и беспроигрышной работе имеются несколько ключевых моментов. Один из них – сотрудничество ума и сердца; и если про работу интеллекта известно многое и на логическом обосновании свет клином уже сошелся, сделаем акцент на вторую составляющую. Под работой сердца мы понимаем не потакание своим желаниям («ну, я так хочу»), а умение прислушиваться к своим чувствам и состояниям, некое спокойное внутреннее ощущение, что «мне туда». В.Франкл говорил о совести, как внутреннем компасе указывающем верный путь (важно! совесть не как внешняя мораль, а внутренний закон, нарушая который, ты чувствуешь, что предал себя, хотя может правил общества и не нарушил). Так, выбирая себя (своё отношение) и ту сферу, в которой будешь реализовываться, которую отправляешься изучать, важно почувствовать внутреннее «да!» (причём это представляет первостепенную важность, и даже если потерпишь неудачу, поймешь, что ошибся, пусть это будет твоей ошибкой, а не родителей, друзей или гороскопа; к тому же, как показывает практика, по прошествии времени, приходит понимание, что это не ошибка, всё случилось как надо). Торопить это «да» (рождение смысла) не стоит, а то родится слабый, чахлый и неспособный окрепнуть смысл или случится «выкидыш».
Т.о. выбор пути будет иметь синтез ментальной работы (взвешивания, расчётов, выделения плюсов и минусов) и вчувствования в профессию (перенос себя в неё, как ответит моё естество на вопрос хочу ли посвятить 10, 20, 40 лет своей жизни этому делу). Понимание временной перспективы (затраченных лет, т.е. куда эти десятилетия уйдут: на ненавистную работу, бессмысленный труд и учёбу, на нечто действительно важное и стоящее, приносящее внутренне удовлетворение) хорошо помогает оценить важность выбора. Если же ничего не приходит, то стоит выбрать «наименьшее из зол» то, что принесёт максимальную пользу для вашего развития.
Приведенное будет справедливо для любого возраста, поскольку понимание себя и поиск смысла (в том числе уничтожение старых и распаковка новых) не имеет финишной ленты, после которой можно сказать «теперь я всё про себя понял и осмыслил всё бытие целиком и полностью» (т.е. сказать конечно можно, но будет один нюанс – враньё). Будут ли смыслы совпадать с социально заданными не имеет принципиального значения, но в рассматриваемом периоде смыслы (в том числе смыслы жизни) скорее задаются извне, как основные социально значимые задания: поступить учиться, найти работу, завести семью.
И так, если в юности в отношении профессии это в чём-то может быть даже дерзостью предпринять шаг в направлении становления себя (например, не пойти по стопам отца, а испытывая финансовые трудности учиться на того кем действительно хочешь стать; или, изобрести свою профессию, продукт, проект и продвигать её на рыке), то в молодости скорее требуются усилия по освоению выбранной сферы (прокачки компетенций до уровня востребованности). И здесь мы обращаемся к искренности перед самим собой, умении быть честным полностью, без утайки (сказать себе всю правду как она есть).
Специалист совсем любой сферы будет ценным, если он профессионал, а профессионалом он становится примерно после 5000 часов конкретно практики, т.е. обучения в деле (вот этот момент лучше прочувствовать, например, пять тысяч часов проведения психологических тренингов, где с тебя пять потов сойдёт, когда ты вправду вкладываешься (настолько сильная идёт энергетика); или 5000 часов игры на гитаре, или выкладывании мозаики под куполами храмов, или юридических консультаций, что пожелаете). А вопрос себе такой «сколько часов я вложил в освоение дела, которое сам выбрал, действительно ли пора опустить руки и требовать благодарности (например, денег)?». Т.о., когда тебе 25, прёт максимализм и хочется иметь сразу всё (квартиру, машину, высокую заработную плату), то нужно, даже если совсем не хочется, включить в сознании кнопочку реализма, не навсегда, на время, просто «протрезвиться».
Далее следует вопрос смысла. Самый простой вариант, но весьма не всегда самый правильный, это бросить и уйти (к слову, современность такова, что так поступают в семейных отношениях: «ах, это просто не мой человек, поищу получше», можно подумать что он(а) уже вложил(а) пять тысяч часов на совершенствование себя в этих отношениях и теперь ему(ей) просто положен(а) богатый-добрый-умный на блюдечке с фиолетовой каймой). Смысл в деятельности, как и в жизни, есть всегда, не всегда есть готовность его распаковывать (откровенности ради, не всегда это и нужно; например, при потере мужчиной спутницы жизни, идти искать другую правильно, что не хочется, и не потому, что смысл в других женщинах отсутствует, а просто ему он не нужен). Но когда его распакуешь, то, во-первых, тебе не грозит профессиональное выгорание, а, во-вторых, те трудности и преграды которые неизбежно в ней присутствуют, в твоём отношении к ним теряют трагичность («как же мало платят»), превращаются в задачи («что можно сделать для апгрейда?») и даже приобретают плюсы («как интересно этот человек раскрылся, никогда бы не подумал, мне повезло, что он есть!»). Как работнику социальной сферы, мне повезло, смыслы лежат на поверхности: в частности, ты помогаешь людям, которым больше помочь особо и некому. А есть работы скорее пустые, в которые вкладывать жизнь не стоит.
В любом случае, следует помнить чисто психологический момент: «недоставшийся кусок самый сладкий». Что означает следующее – «если бы я выбрал Дашу, а не Лену, то всё было бы хорошо»; можно смело расслабиться, хорошо не было бы, всё было бы точно так же, вам это просто кажется. Если предлагать профориентационную методику (как повод для размышления), то можно воспользоваться активизирующей методикой «Перекрёсток» (Н. Пряжников), её плюс в том, что она более честная и если человек получается вором-домушником или экономической проституткой, то она так об этом и скажет (хотя проходные балы по шкалам «Антиобщественная деятельность» и «Тунеядство» специально завышены).
***
Вопрос семьи и отношений мы будем рассматривать с позиции смысла (из ноэтического измерения), того как человек относится к отношениям, то как он семью видит – это то, что и как он будет строить (В.Франкл считал, что единственная не забираемая свобода человека, которая безраздельно ему принадлежит – отношение к происходящему). В первую очередь в вопросе взаимоотношения полов нужно разделить восприятие мужчинами женщин и восприятие женщинами мужчин. Сделаем это с той оговоркой, что в любом человеке есть и мужское и женское начало, и физический пол может не соответствовать психологическому измерению. Мужчина, если говорить без реверансов, воспринимает женщину преимущественно как объект вожделения (ему интересен секс), а в начале рассматриваемого периода разговор о женщинах между юношами будет сводится к вопросу кто с кем спал и вопрос количества. Для женщины будет в доминанте чувственная сторона, и в их стайке обсуждения можно классифицировать как «кто на кого и как посмотрел, ах».