Экономическое мышление, если оно стремится не только к описанию фактов, но и к их объяснению, и на основе этого – к моделированию реальности, неизбежно оказывается зависимым от неких априорных постулатов, из которых исходит исследователь. Это то, что К. Маркс назвал идеологической системой теории, а Й. Шумпетер – общественным сознанием. Еще со времен Д. Юма ученые признают, что эмпирические наблюдения не дают никакой информации о природе (характере) связей между явлениями; эти связи придумывает человеческий разум. Это мнение разделяют не только философы (концепция конвенционализма). В частности, австрийский физик Э. Мах и французский математик А. Пуанкаре в конце XIX в. пришли к выводу, что эмпирическая наука не объясняет, а лишь описывает факты, поэтому объяснения носят относительно произвольный характер.
М. Блауг характеризует этот механизм следующим образом: «В случае с объяснением мы начинаем с явления, которое необходимо объяснить, а потом находим хотя бы один универсальный закон и набор начальных условий, которые дают логическое суждение о данном явлении»[1]. В частности, на этом принципе строятся многие современные экономические исследования: сначала единичные факторы подвергаются статистической обработке, затем информация наносится на координатное поле, по его осям откладываются показатели, зависимость от которых данного явления исследователь хочет установить; далее выбирается одна из известных функций, график которой наиболее приближен к имеющейся эмпирической совокупности точек.
В социально-экономических науках роль таких математических функций играют и общие воззрения ученого на природу социальных явлений, в первую очередь, на характер человеческого поведения и социальных взаимосвязей.
В первом учебном пособии «Модели человека в структуре экономической мысли» рассматриваются представления о человеке, которые стали основой экономических теорий. Такие представления опираются на определенные религиозные, философские и политические системы. Влияние данных систем на поведение человека в сфере экономики проявляется в ходе принятия решений, т. е. постановки целей и поиска средств их достижения. Вопрос o степени свободы воли человека в постановке целей и выборе средств для их осуществления, о соотношении индивидуального и общественного в этом процессе – главный сюжет данного пособия.
Во втором учебном пособии «Диалектика нормативного и позитивного подходов в истории развития экономической науки» рассматривается история формирования позитивного метода экономической теории, раскрывается один из аспектов этого процесса – преодоление нормативного характера анализа. Анализируются отдельные философские, социальные и научные концепции, которые сыграли важную роль в развитии экономической науки. Большое внимание уделяется вопросам антропологии и интерпретации человеческого поведения: поскольку природа всех социальных явлений так иди иначе сводится к человеку, от того, как ученый понимает механизм этого действия, в значительной степени зависят его представления о всем социальном организме. Рассматриваются не только предпосылки того или иного метода анализа, но и влияние выбранного ученым метода на характер его теории и выводов.
В обоих курсах наглядно демонстрируется, что от выбора экономистом модели поведения человека непосредственно зависит наличие нормативной составляющей в его исследовании. В пособиях дается разная интерпретация этой нормативной составляющей – тем интереснее сопоставление позиций двух авторов. В первом учебном пособии используется противопоставление норма – рациональность, в связи с чем норма рассматривается как определенное ограничение поведения, в частности посредством общественных институтов. Во втором учебном пособии норма противопоставляется анализу, т. е. рассматривается как ограничение для использования аналитического метода в самой теории. Тем не менее обе интерпретации тесно связаны между собой.
Отдельно следует отметить, что в обоих пособиях уделено большое внимание индивидуализму как определенной антропологической и философской концепции, оказавшей большое влияние на формирование аксиоматики экономической науки. Первое пособие практически полностью посвящено истории развития индивидуализма; во втором пособии индивидуализм рассматривается как концепция, сыгравшая очень важную роль в преодолении различных видов нормативности в экономической теории.