Институциональная среда представляет собой комплексное явление, охватывающее формы организации и механизмы общественного регулирования отношений и поведения участников экономических процессов и оказывающее многообразное влияние на социально-экономическое развитие. Как отмечал Д. Норт, взаимодействие между людьми определяется структурой формальных (правовые положения и нормы) и неформальных (ценности и нормы поведения) институтов и формами их реализации. По этой причине столь сложными оказываются выявление и исследование различных факторов среды на общие результаты. Необходимость такого исследования вытекает из ключевой роли институциональных факторов во всем комплексе условий как экономического развития в целом, так и динамики экономического роста.
Современная постиндустриальная экономика, экономика знания, существенным образом меняет значимость институциональных факторов, выдвигает на первый план те из них, которые связаны в первую очередь с человеческим фактором, инновационной средой, творческим началом. Освоение инноваций и новых технологий зависит от системы институтов, сложившихся в экономике, обществе, культуре, государственной политике страны, именно поэтому институциональные системы играют важную роль в динамике экономического прогресса.
Хорошо известно, что инновации представляют основной источник экономического роста, при этом они возникают далеко не только в форме продуктовых или технологических инноваций.
Важную роль играют институциональные инновации, которые меняют экономические структуры и рыночные стимулы, способствуют появлению новых идей, продуктов, технологий, бизнес-методов и их коммерческому освоению.
Говоря о факторах экономического роста, следует в первую очередь обратить внимание на их нематериальную составляющую, которая для России, с ее изобилием природных ресурсов и по преимуществу сырьевой специализацией в рамках мировой экономики, играет первостепенную роль. При всей значимости материальных и финансовых ресурсов несомненно лимитирующими являются информационные, особенно если добавить к ним организационно-управленческий, квалификационный и мотивационный факторы.
Россия обладает громадными природными ресурсами, которые составляют потенциальное конкурентное преимущество, но используются неэффективно. Однако эти ресурсы, какими бы мощными они ни были, принципиально не составляют ядро национального богатства и конкурентного преимущества. Главное богатство всегда связано с новыми и информационными технологиями.
Сегодня всякое предпринимательство, бывшее и остающееся двигателем инноваций, невозможно без развитого информационного обмена и новых информационных технологий. При этом сегодня имеет место не только превращение информации в особый ресурс экономического развития, что отражает все возрастающую зависимость общества от информации, но и выделение информационной сферы в системе общественного разделения труда, вносящей огромный вклад в экономическое развитие. С этим связан и еще один важнейший ресурс современной информационной экономики – способность к генерированию новой информации, т.е. творческий потенциал общества.
Потребность в развитии этой сферы как источника развития чрезвычайно настоятельна. Об этом свидетельствует хотя бы неравномерность распределения используемых в мире новых и информационных технологий и, соответственно, распределения этой доли богатства. По некоторым данным, 50% всех новых и информационных технологий запатентованы гражданами США, 25% – стран ЕС, 20% – Японии, и на остальные страны приходится всего 5% (2, с. 87).
Информация сегодня не только является необходимым условием человеческой деятельности, но рассматривается как важнейший фактор производства, что выражается, например, в предлагаемой экономистами шестифакторной модели производственной функции, где продукт представлен как результат взаимодействия человеческого (А), технического (Т), природного материального (М), институционального (Ins), организационного (О) и информационного (Inf) факторов: Q = F (A, T, M, Ins, O, Inf) (4, с. 11).
На примере информационного ресурса легко показать значимость институциональной структуры, в частности института собственности. Ведь, с одной стороны, информация отражает результат творческого труда или любой интеллектуальной деятельности, а с другой, категория собственности характеризует отношения, возникающие между экономическими субъектами по поводу присвоения условий и результатов производства.
Становится очевидно, что в экономике знания главным фактором, или ограничителем экономического роста, являются не ресурсы, по крайне мере, не всякие ресурсы, а мотивация, человеческий и социальный капитал. Это тем более важно сегодня, когда для теоретиков и практиков менеджмента не секрет, что «самым ценным активом любой организации XXI века – как коммерческой, так и некоммерческой – станут ее работники умственного труда и их производительность» в условиях, когда они «очень быстро становятся самой крупной группой внутри рабочего класса развитых стран… Именно от производительности этой группы работников будет зависеть будущее процветание – более того, само существование, – развитых стран» (3, с. 185, 194).
Новая экономика – это прежде всего инновационная экономика. В новой экономике знания еще более рельефно выступает тот факт, что человеческие ресурсы более производительны, чем какие-либо другие. Люди, обладающие новым знанием, более производительны, чем те, кто довольствуется старым. В этом состоит механизм возрастания эффективности. Таков, в сущности, магистральный путь экономической эффективности и роста.
Опыт промышленно развитых и новых индустриальных стран показывает, что устойчивый рост связан с технологическими инновациями, активизирующими и синхронизирующими развитие ресурсного и человеческого потенциала. Будущее развитие экономики зависит от технологических инноваций и способности эффективного использования потенциала всех видов, т.е. в конечном счете от интенсивности инновационного процесса, проявляющегося в темпах роста совокупной производительности факторов производства. При этом важно одновременное, синхронное развитие инновационных процессов и институциональных систем.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в обеспечении как технологического прогресса, так и эффективного использования человеческих и природных ресурсов и, тем самым, устойчивого экономического роста. При этом ИКТ являются ключевым фактором, обеспечивающим трансформацию традиционной социально-экономической структуры, повседневной жизни, организации труда и общества в целом. В этой связи прогресс в развитии ИКТ, корреспондирующий с переходом от индустриального к информационному обществу, открывает существенные перспективы.
Технологические развитие, прежде всего в области электроники и ИКТ, вносит наибольший вклад в рост ВВП в таких странах, как США и Япония, а также Южная Корея и Тайвань. Что касается России и других стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай), то рост их ВВП все еще зависит преимущественно от традиционных факторов затрат труда и капитала. Вместе с тем темпы сближения России с США по показателям развития инфраструктуры и расходов на НИОКР, согласно расчетам специалистов Токийского технологического института, уступают только показателям Тайваня, Южной Кореи и Японии (24, с. 14). В России, а также в других странах БРИК, наблюдаются самые высокие в мире темпы развития ИКТ, включая расширение применения компьютеров, Интернета, мобильной связи, создаются стимулы для соответствующей эволюции их институциональных систем. В настоящее время при меньших масштабах распространения компонентов ИКТ его темпы в странах БРИК существенно выше, чем в США и Японии, что говорит о значительном потенциале развития и освоения ИКТ. Как показал анализ, существенным препятствием здесь является такой институциональный фактор, как качество системы управления, положительное влияние оказывают страновые особенности, связанные с динамикой производительности в промышленности и сфере услуг.
Анализ показал также существенное расхождение между передовыми и развивающимися странами с точки зрения влияния ряда институциональных факторов (прежде всего, традиционной модели развития). Такие факторы, как эффективность правовой системы, качество системы образования и инфраструктуры в целом, риск политической нестабильности, служат тормозом развития этих стран. Активному взаимодействию между инновациями, ИКТ и институциональными системами и, следовательно, прогрессу в области технологии производства препятствует ряд институциональных факторов, в том числе слабость предпринимательского менеджмента, обучения и подготовки производственного персонала, низкий уровень удовлетворения потребителей. Для России отрицательными факторами являются, прежде всего, состояние рынка для ИКТ, демографический фактор (возрастная структура населения), состояние правовой системы, протекционизм и национальная культура (24, с. 17). Поэтому для экономической политики, направленной на ускорение развития, отмечается необходимость устранения институциональных препятствий, совершенствования систем управления, в том числе рыночной стратегии и ориентации на удовлетворение потребителей, менеджмента на уровне предприятий, подготовки персонала.
Отношение к переменам составляет важный компонент культуры, влияющий и на экономическое поведение. В ряде случаев консервативная культура, связанная с трудным восприятием изменений, сдерживает структурные изменения экономики, затрудняет переход к инновационному типу развития. Такая ситуация в известной мере характерна для России.
Наблюдатели, характеризуя исторически сложившийся в России стиль управления, нередко отмечают отсутствие открытости к переменам, что проявляется как в организационной, так и в собственно технологической сферах. В российской организации любой лидер сталкивается со значительными проблемами при попытке осуществить изменения. Это явление, по мнению наблюдателей, имеет глубокие исторические корни и связано с институциональными и структурными факторами, влияющими на менеджеров и занятых. Это не оставляет без последствий не только российские компании, но и филиалы западных и совместных предприятий, оказывает негативное влияние на восприятие инвестиционного климата.
Управление в России находится под постоянным и глубоким влиянием институциональных факторов. При этом, как считает, например, группа американских исследователей, наиболее мощным институциональным фактором, воздействующим на лидерство в российских организациях и препятствующим изменению его стиля, является государство. В результате этого воздействия создается неопределенная институциональная среда, препятствующая экономическому прогрессу. В условиях государственного капитализма руководители предприятий вынуждены создавать собственные связи и сети для прохождения различных разрешительных процедур и обеспечения ресурсов для роста, что включает также зависимость от бюрократии и коррупцию как условие совершения сделок, что повышает общую величину издержек ведения бизнеса (17, с. 223).
Специалисты, изучавшие и сравнивавшие организацию промышленного производства в США и в Японии, отметили, что для западной культуры свойственно ценить резкие и явные изменения, тогда как японская культура утверждает ценность постепенных, но непрерывных изменений. Один из ведущих японских специалистов в этой области Маасаки Имаи формулирует в качестве ведущего принципа сформировавшейся и получившей широкое распространение в Японии оригинальной системы экономного производства «непрерывное совершенствование, охватывающее всех, включая как менеджеров, так и рабочих». М. Имаи подчеркивает, что эта философия настолько распространена в японских компаниях, что буквально пропитала собой повседневную жизнь (16). Современные исследователи, рассматривающие пути становления промышленности Японии и подъема ее конкурентоспособности в послевоенный период, подчеркивают, что японцам было совершенно непонятно, каким образом американские компании могли существовать, годами и даже десятилетиями не меняя производственные структуры или процессы (15, c. 3).
Внедрение новых технологий, методов маркетинга, совершенствование процессов управления и другие улучшения не могут быть осуществлены без соответствующей заинтересованности, что предполагает изменение традиционного стиля управления и традиционных культурных установок. Стиль, благоприятствующий изменениям, способствует росту экономики и подъему конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Такой стиль основан на признании менеджеров и занятых как членов единой команды, разделяющих коллективную ответственность (17, с. 226).
Сегодня существенная проблема заключается в отсутствии или слабости общественных институтов и институциональных систем, необходимых для развития общества и, как следствие, экономического развития. Чтобы быть умелыми и продуктивными работниками в своем деле, люди должны обладать как профессиональной, так и общей культурой, быть носителями культуры, также воплощаемой в институциональной среде и реализуемой в человеческом капитале в качестве одного из его элементов. Вместе с тем отсутствие традиций правового общества создает неблагоприятные условия для формирования и развития таких институтов. В то же время низкое качество человеческого капитала обуславливает отсутствие свойств, необходимых для устойчивости государства и общества, и повышает системообразующую роль власти, а условия, создаваемые такой общественно-политической структурой, служат помехой развитию и накоплению человеческого и социального капитала. Задача состоит в том, чтобы разорвать этот порочный круг, выйти из «институциональной ловушки», а не усугублять проблему и не отдалять ее решение.
Тем не менее позволительно утверждать, что мы все же имеем дело не с кругом, а со спиралью – спиралью развития, хотя и слишком медленного, но не позволяющего сомневаться в конечном результате выхода на демократическое общество. Проблема упирается в инвестиции в человеческий капитал, т.е. главным образом (помимо оздоровления и повышения качества жизни) в образование и воспитание. Здесь открывается возможность перехода к новому кругу (на сей раз «магическому»), когда накопление человеческого капитала становится и предпосылкой, и результатом.
Технологическое развитие, развитие мирохозяйственных связей, глобализация коренным образом меняют как образ жизни, так и характер производства, а культура, обладая известной инерционностью, устойчивостью к переменам, может значительно отставать, становиться неадекватной. Нет сомнений в том, что она также подвержена эволюции и этот процесс будет продолжаться и, по всей видимости, усиливаться. Она может не только разрушаться, но и созидаться. В этом плане правомерно говорить о задаче воспитания культуры адаптивной, способствующей переменам.
Все эти условия определяют новую роль, значение и динамику институтов и структур, обеспечивающих инновационный тип развития информационного общества, или экономики знания. С точки зрения экономических процессов серьезного улучшения все еще требуют такие институты, как доверие, инфраструктура защиты интеллектуальной собственности, обеспечение контрактных отношений, социальной и экологической ответственности бизнеса. Вместе с тем характер институциональной среды и возможности ее прогрессивной эволюции во многом определяются социокультурными факторами, масштабами накопления человеческого и социального капитала. Особые задачи встают перед системой образования, ведь она должна способствовать ликвидации отживших традиций экономического поведения и распространению методов эффективного и устойчивого хозяйствования и инновационного управления.
Инновации являются результатом творческого применения знаний, и, следовательно, условиями их осуществления являются накопление запаса знаний и развитие творческого потенциала общества. Однако рыночно успешными и экономически эффективными становятся лишь немногие инновации, этапы их отбора и доведения до стадии коммерциализации не менее важны, чем первоначальная идея. Коммерческий успех зависит от организационного потенциала, управленческих, финансовых, маркетинговых и правовых компетенций, которые, в свою очередь, нуждаются в поддержке различных институтов.
Человеческий творческий потенциал – креативность – служит импульсом не только экономического и технологического, но и политического и духовного развития многих обществ, дает толчок важным социальным изменениям. В современной экономике креативность играет ключевую роль как фактор инновационности и конкуренции. В современных условиях глобализации креативность определяет требования к будущему облику экономики страны и ее предпринимательской среды. При этом креативная экономика обладает многогранными характеристиками, связанными экономическими (потоки товаров и услуг), социальными (занятость), культурными (ценностные установки) и экологическими (забота о будущих поколениях) аспектами.
Исследования показали, что креативность представляет собой не только чисто мыслительный феномен или определенные природные способности, но включает высокий уровень подготовки, дисциплины и сознательных усилий со стороны индивида. Она находится под мощным влиянием культурных характеристик общества и его отдельных групп и имеет глубокую связь с культурным контекстом и базой знаний каждой страны, включая их традиционные формы. Отмечается, что креативность, не будучи товаром, сегодня пользуется повсеместным спросом и участвует в создании стоимости и богатства. В развитых рыночных экономиках фактор креативности проявляется прежде всего в наукоемких отраслях (помимо отраслей, связанных с художественным творчеством) применительно к производству и распределению товаров и услуг, в проектировании организационных структур, процессах бизнес-менеджмента, в создании специфических стратегий, профессиональном обучении и организации НИР. В условиях экономики знания этот фактор приобретает ключевое значение.
Институциональная и культурная среда, обеспечивающая общественную креативность, многообразна, она является результатом исторической и культурной эволюции и в то же время хоть и с трудом, но эволюционирует и поддается целенаправленному изменению. История России знает несколько переломных этапов, когда ей удавалось преодолевать отсталость и достигать значительного скачка в развитии.
Мнение экономистов и социологов единодушно – на креативность, интерес к творчеству и формы его проявления сильное воздействие оказывают культура, традиции, институты (14; 18; 25). Культура и институциональная среда определяют соответствующую мотивацию и систему ценностей, создают условия для инноваций и инновационного предпринимательства.
С точки зрения экономической оценки креативность означает воплощение инноваций в коммерческие результаты, и ценность представляют все ее формы. Творческое начало может проявляться как в устойчивой культуре систематических научных исследований, так и в искусстве, ремеслах или институтах, способствующих выживанию в суровых условиях. Научный подход доказал свою несомненную плодотворность в генерировании полезных знаний как источника инноваций. В этом плане показательна научная революция XVIII–XIX вв. в Европе, приведшая к изменениям в материальном производстве и условиях жизни.
Творческие процессы питаются из многих источников. Соединение технологии и интеллектуального капитала открывает массу возможностей для развития производства и предпринимательского экспериментирования. Сегодня важнейшими направлениями развития, связанными с креативностью, являются возникновение новых идей и продуктов, предназначенных для новых рынков и потребителей, а также появление нового класса предпринимателей, отвечающих новым условиям указанного соединения технологии и интеллектуального капитала и служащих в качестве проводников инновации. Креативность обладает потенциалом воздействия и трансформации существующих инновационных структур, таких как научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы. В перспективе пространство креативности будет расширяться, что может привести к новым формам бизнеса и предпринимательской инициативы, формируя, таким образом, новую «экосистему инновации» и «экспериментальный стиль жизни» (18, с. 527).
Доля творческих людей в обществе, согласно результатам исследований, повышается при наличии следующих условий.
Во-первых, креативное общество придает первостепенное значение приобретению знаний, обучению и стимулированию талантов и создает благоприятную культурную среду и семейные условия, начиная с раннего детства и периода формирования личности. Обследования показывают, что благоприятные условия воспитания усиливают когнитивные и аналитические способности и мотивацию. Домашняя культурная среда должна подкрепляться качественным школьным образованием на всем его протяжении. При росте спроса на квалифицированный труд и способности к решению проблем улучшение школьного образования становится приоритетной задачей.
Во-вторых, креативное общество придает столь же приоритетное значение формированию человеческого капитала на основе улучшения здравоохранения, физического и психического здоровья, питания с раннего детства, что оказывает глубокое влияние на способности к обучению. Данные глобальных индексов указывают на корреляцию между здоровым и счастливым обществом и международной конкурентоспособностью страны. Здоровые и счастливые люди более производительны, жадны до знаний и изобретательны в их применении (25, с. 3). Таким образом, первостепенная задача креативного общества состоит в инвестировании в человеческий капитал с целью подъема его количества и качества.