Если вы взяли в руки эту книгу, то наверняка уже задумываетесь о том, чем пользуетесь регулярно.
Каждый месяц мы используем для ухода за телом до 500 мл косметических средств – пенки, гели для лица и тела, шампуни, бальзамы, маски, сыворотки, кремы, патчи, масла, эмульсии. 500 мл в месяц.
6 литров в год.
Хорошо, если это косметика из свежих, натуральных, физиологичных ингредиентов. Но, к сожалению, далеко не всегда она состоит из безопасных веществ. Часто можно встретить в ней гормонально-активные, аллергенные, канцерогенные, мутагенные ингредиенты. Ну, я думаю, вы уже в курсе. Иначе вас не заинтересовала бы моя книга.
Меня зовут Алена Эко, мне 37 лет, я живу в небольшом городке Ольденбурге на севере Германии с мужем и двумя дочками.
В России я закончила факультет иностранных языков (немецкий и английский).
Так как мое сердце всегда билось ради искусства, в Германии я отучилась на бакалавра на двух факультетах – искусство и материальная культура (с углублением в текстильную область). По иронии судьбы, именно факультет материальной культуры был причиной того, чем я с воодушевлением занимаюсь сейчас.
В рамках учебы я специализировалась на проблематике в текстильной промышленности и не на шутку заинтересовалась вопросами окружающей среды. Я очень хотела развиваться в этом направлении дальше, поэтому пошла на магистратуру на факультете устойчивого развития.
Устойчивое развитие – это такое развитие общества, когда мы удовлетворяем свои потребности и делаем это так, чтобы и нашим детям остались ресурсы для удовлетворения их потребностей. Человечество сейчас живет так, будто у нас не одна планета, а целых три. Это нужно менять.
Устойчивое развитие – это намного больше, чем просто экология. Оно стоит на трех китах – экологическая, экономическая и социальная составляющие. И это важно.
Мы не можем заботиться об окружающей среде, но при этом ущемлять права тех, кто отличается от нас, например по религиозным взглядам или даже сексуальным предпочтениям. Общество может – устойчиво – сохранять равновесие, когда все в балансе. Защищая одно, нельзя разрушать другое.
К теме устойчивого развития относятся и возобновляемые источники энергии, и устойчивое ведение бизнеса, и климатические изменения, и экономика устойчивого развития, и органическое, и биодинамическое сельское хозяйство, и ресайклинг, и осознанное потребление, и альтернативное развитие общества. Например, экономика после роста (post growth economy, основоположником которой является Нико Пэхь).
На факультете устойчивого развития я писала магистерскую работу, посвященную именно натуральной косметике. Мой непередаваемый интерес к ней проснулся в тот момент, когда я начала искать способы вылечить собственную кожу, так как традиционная медицина в борьбе с повышенной жирностью и акне предлагала мне лишь одно средство – антибиотики. Тогда-то я начала потихоньку изучать, как работает наша кожа и как работают косметические продукты, навязанные нам рекламой.
Позже я заочно окончила обучение на косметолога-эстетиста. Интересно то, что в Германии у косметологов нет медицинского образования. Если есть, то ты уже не косметолог, а дерматолог, то есть врач. И занимаешься другими задачами – лечением.
Поэтому, если есть проблемы с кожей, то «лечиться» ты идешь к дерматологу. Чтобы почистить поры, получить массаж, подобрать косметику для ухода и т. д., к косметологу. В Германии многие из них работают именно на натуральной косметике. И в России таких появляется все больше и больше, что очень радует.
Огромное заблуждение думать, что натуральная косметика неэффективна и не способна решить проблемы с кожей. Еще как способна! Причем не важно, идет ли тут речь о профессиональной или просто для домашнего использования. И об этом подробнее мы поговорим в этой книге.
Уже более восьми лет я пишу о натуральной и органической косметике в своем блоге myecotest.com и в Instagram под именем @alona_eco, помогаю девушкам, женщинам и мужчинам подбирать и выстраивать уход за кожей и волосами, избавляться от проблем, разбираться в составах, чтобы выбирать действительно натуральную косметику и не дать производителю себя обмануть.
Я хотела написать книгу-практикум, где вы не только узнаете все о натуральной и органической косметике (спойлер – это не одно и то же), развеете мифы (да! и в натуральной косметике содержатся консерванты) и научитесь выбирать достойные продукты, безопасные для вас и окружающего мира (таких сейчас, кстати, полно).
Теория должна срастись с практикой, чтобы вы быстро закрепили полученные знания. Поэтому в книге найдете много простых, но эффективных заданий, выполняя которые вы закрепите на практике полученную теорию и тем самым быстрее продвинетесь в ваших знаниях о натуральной косметике.
Можете выполнять задания прямо в книге: возьмите ручку или карандаш и черкайте сколько угодно. Пусть это станет не только вашим учебником, но и рабочей тетрадью. Подчеркивайте, выделяйте, пишите на полях, выполняйте простые задания.
Думаете подарить этот экземпляр после прочтения подруге или родственнику и поэтому хотите обращаться с ней максимально опрятно? И не надейтесь! Когда дойдете до последней страницы, точно поймете, что книга ваша, и только ваша. Это действительно информационная жемчужина с теорией и практикой по теме натуральной косметики.
А еще мне хотелось создать книгу-любовь – к натуральной косметике, к людям, которые ее создают, продвигают, пользуются и любят так же, как и я. Хотя, может быть, пока и не любят.
Но поверьте: после прочтения вы влюбитесь в натуральную косметику и уже никогда ей не измените.
Представьте себе две баночки крема – бюджетный и дорогой. Что говорит нам о том, какой из них эффективнее? Цена? Место продажи? Упаковка? Обещания от производителей? А может, то, какие звезды или блогеры рекомендуют?
Ничто из вышеперечисленного.
Единственно верную информацию о содержании баночки дают только ингредиенты, указанные на упаковке. Наверняка вы их замечали. Они находятся после слова «Состав», или «Ингредиенты», или INCI.
Что же такое эти загадочные INCI?
Раньше производители сами решали, указывать состав или нет или ставить только некоторые активные ингредиенты. И это не давало достоверных данных потребителю – он просто не знал, что покупал на самом деле.
С 1997 года в странах Евросоюза вышел закон, который обязывает производителей указывать полный состав на упаковке. Причем не просто так, как вздумается, а перечисление должно соответствовать требованиям по INCI.
INCI – это International Nomenclature of Cosmetic Ingredients, международное руководство для правильного указания ингредиентов косметики. Данная номенклатура была разработана, чтобы дать возможность потребителям точно понимать перед покупкой, за что они отдают деньги.
Все ингредиенты, которые используются в косметике, регистрируются в базе данных. В ней каждый желающий может найти любой ингредиент, его химическую формулу, описание и комментарии Комиссии Евросоюза.
В США используется номенклатура, ориентированная на спецификации CTFA (Ассоциация по химии, туалетно-косметическим принадлежностям и парфюмерии), которая теперь называется Personal Care Products Council (Совет по продуктам личной гигиены). Тем не менее тренд к указанию ингредиентов по международной INCI все больше прослеживается и в Америке.
Существуют определенные правила, по которым должны быть перечислены ингредиенты.
1. Список должен начинаться словами «Ингредиенты» или INCI.
2. Ингредиенты должны быть перечислены с их названиями по INCI в порядке убывания пропорции. Это значит, что в начале всегда находятся те, которых в составе больше всего.
3. Ингредиенты в концентрации менее 1 % могут быть перечислены в произвольном порядке после тех, что с концентрацией более 1 %.
4. Ароматизатор(ы) (отдушка(и), могут быть названы как «parfum», «ароматизатор» или «ароматизаторы», за исключением аллергенных.
Но производитель не обязан расшифровывать, из каких именно ароматов состоит его отдушка. Запах косметического средства – это особого рода отличительный знак всего бренда. Обратите внимание, что у некоторых он очень похож у всех продуктов. Это сделано для того, чтобы вы вдохнули, и сразу пошла ассоциация с данным брендом. Так же и с духами, ведь уникальность каждого аромата именно в составе. Это секрет фирмы. И бренд не обязан его раскрывать.
Однако все эти правила не работают в отношении 26 потенциально аллергенных отдушек. Их производитель обязан указывать. Эта информация очень важна для людей с аллергией.
5. Красители могут быть перечислены в произвольном порядке среди других ингредиентов с индексом цвета (CI). Натуральные в 95 % начинаются на CI 77.
6. Для различной цветной косметики красители, используемые в ней, указаны в квадратной скобке. Метка «+/-» указывает, что не все перечисленные могут присутствовать в продукте, например: [+/– CI12700, CI14270, CI20470].
7. Ингредиенты в форме наноматериалов должны быть идентифицированы после названия INCI со словом «нано» в скобках.
8. Чтобы защитить состав, может быть запрошена особая конфиденциальность для ингредиентов. Такие перечислены семизначным кодом, например 600277D или ILN5643. Это чаще всего касается именно отдушки.
В остальных же случаях, если производитель указал на упаковке неполный состав и не соглашается вам, как потребителю, его раскрывать, основываясь на таинственности, не верьте! Или дайте ему перечитать правила, по которым состав должен быть указан.
И у меня тут две новости – хорошая и не очень.
Начну со второй: на производителей косметики в России и странах СНГ закон про INCI не распространяется. То есть именно ему создатели следовать не должны.
А хорошая в том, что для таких стран существует Технический регламент таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», в котором прописаны правила указания состава косметики, производимой в России и СНГ.
Он находится в свободном доступе в интернете, но тут я напишу главные правила, которые интересны нам в рамках книги:
1. Ингредиенты пишутся в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом отдушку указывают как единый ингредиент без раскрытия состава.
2. Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко обозначены словами в скобках «нано» или «nano» в случае указания состава в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).
3. Ингредиенты в концентрации менее 1 % могут быть перечислены в любом порядке после тех, у которых концентрация более 1 %.
4. Красители могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
5. Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств – членов ТС, где осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
6. На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина «может содержать» или знака (+/–).
Как видите, требования очень схожи с INCI.
Дорогие читатели, запомните, что только список ингредиентов говорит о том, что находится внутри, по нему вы поймете, действительно ли перед вами ценный, эффективный и безопасный продукт.
На упаковке может стоять много разных обещаний, может быть хоть сто раз написано «био» или «органик» – состав, и только он, дает понимание, насколько производитель честен.
Пример указания на упаковке активных ингредиентов:
Активные вещества: триглицериды жирных кислот – парафиновое масло (5 %), каприловой и каприновой (4 %), масло карите (4 %), масло макадамии (3 %), мочевина (3 %), гиалуронат натрия (1 %).
Это, конечно, не полный состав продукта.
Ни указание активных ингредиентов, ни описание их чудодейственных средств не говорят о действительном составе.
Чтобы выбирать не только безопасную, но и эффективную косметику, нужно понимать, что она всегда состоит из активных и вспомогательных ингредиентов.
Активные ингредиенты – ингредиенты, которые работают с нашей кожей, улучшают ее состояние. Это могут быть растительные масла, экстракты, кислоты, гиалуроновая кислота, пептиды, НУФ (натуральный увлажняющий фактор), пантенол и т. д.
Вспомогательные ингредиенты – инертные ингредиенты для кожи (то есть никак не влияют на ее улучшение), используются для придания средству определенных свойств.
Силиконы создают потрясающий шелковистый эффект на коже. Она кажется увлажненной и более гладкой. Минеральное масло и его производные обладают похожим свойством. Они укладываются пленочкой, не дают влаге испаряться и поэтому создают эффект увлажненной и напитанной кожи. А еще минеральное масло, как и силиконы, заполняет собой мелкие морщинки, сглаживая их.
Именно в косметике класса люкс вы встретите большое количество этих компонентов. Ведь когда вы платите за средство 10 000 рублей и более, то наверняка хотите мгновенного эффекта в зеркале. Вам его и дадут. Правда, в перспективе, конечно, кожу никак не напитают и не увлажнят. Слишком отличаются по строению от состава кожного сала и гидролипидной мантии в общем. Сополимеры и кроссполимеры делают средство гуще, текстуру более кремовой, а также легче, чем оно есть на самом деле. Микропластик придает помаде стабильность на губах – она не забивается в морщинки и дольше держится.
Интересно, но активные ингредиенты в 99 % случаев именно натуральные, которые происходят из природы. Конечно, они производятся или обрабатываются в условиях лаборатории, но суть остается одна – только натуральные ингредиенты воспринимаются нашей кожей на 100 %. Ведь человек сам по себе – самый натуральный продукт. Исключение в этом случае составляет пантенол, аллантоин, бисаболол, урея…
На самом деле и в классической косметике активная база – это всегда натуральная или синтетическая, но безопасная и эффективная. Проблема только в том, что активных компонентов в ней очень мало, около 10 %. Остаток – это синтетические, зачастую спорные, критичные или даже опасные вспомогательные элементы.
Натуральная касметика состоит из очень большого количества активных ингредиентов. Встречаются продукты, состав которых на 100 % из них. Связано это с тем, что многие подобные компоненты в натуральной косметике являются также вспомогательными по совместительству. Два в одном.
Для примера возьмем пчелиный воск. В натуральной косметике он используется, как эмульгатор, то есть смешивает воду с маслом (ведь просто так эти два ингредиента не смешаются – масло просто будет плавать на поверхности воды). Но пчелиный воск отлично защищает кожу от обезвоживания, так как создает на поверхности пленку, которая не дает влаге испаряться, как и минеральное масло. Только по строению он больше похож на состав нашего кожного сала. А еще обладает смягчающими, питательными и противовоспалительными свойствами. То есть добавляли в косметику эмульгатор, а получили еще и хороший влагоудерживающий и восстанавливающий эффект.
Или возьмем кислоты – лимонную, молочную, салициловую и т. д. Часто вы можете встретить их в натуральной косметике в конце состава, так как они обладают неплохими консервирующими свойствами и на кожу влияют позитивно, так как мягко отшелушивают ороговевший слой.
Такой интересный двойной эффект.
Но перед тем как начать покупать натуральную и эффективную косметику, нужно точно понимать, что это такое.
Подумайте о косметике. Какие виды вы можете назвать? Наверняка на ум приходит следующее: косметика массмаркет, класса люкс, аптечная, лечебная, профессиональная, космецевтика. Может, даже натуральная и органическая.
На самом деле существует только три вида: классическая, натуральная и органическая. То есть мы разделяем типы по ее составу. Остальное – лишь добавочные критерии.
Например, аптечная отличается от любой другой лишь тем, что продается не в обычных магазинах, а в аптеке. По составу она мало чем отличается от классической косметики массмаркета. Просто производители выбрали аптеки как место продажи. Кроме того, и там может продаваться как обычная косметика, так и натуральная.
Косметика класса люкс отличается ценой. Хотя и в этом сегменте может быть как дорогая натуральная (она тоже может называться косметикой класса люкс), так и классическая.
Особо интересна космецевтика. Производители позиционируют ее как более эффективную, с большим количеством активных ингредиентов. Это может быть правдой, а может просто маркетинговой уловкой, так как законодательно никак не определено, какая может называться космецевтикой, а какая – нет.
Допустим, я сейчас изобрету крем: перемешаю минеральное масло с силиконами, добавлю гиалуроновую кислоту, несколько растительных масел и экстрактов. И захочу преподнести его как более эффективное средство от ваших проблем. Я спокойно могу назвать эту косметику космецевтикой. Нет никаких правил или требований для того, чтобы я имела право (или не имела) назвать ее подобным образом.
Такой же парадокс и с натуральной, и с органической. Понятия «натуральная косметика» и «органическая косметика» никак не защищены законом. Ни в России, ни в другой стране мира, в отличие от понятия «органик» для продуктов питания, которое защищено законом в странах Евросоюза. Например, фермер не имеет права продавать свои помидоры как органические, если они не соответствуют определенным требованиям органического земледелия и тем более не имеют необходимых для этого подтверждающих документов.
Требования к органическим продуктам питания (по экостандартам):
• Отказ от использования фунгицидов, гербицидов, искусственных удобрений и антибиотиков.
• Применение животных и растительных отходов как удобрений.
• Использование чередования культур для восстановления почвы.
• Применение биологических способов защиты растений.
• Использование замкнутого цикла «земледелие – скотоводство» (растениеводство – корм, скотоводство – удобрения).
• Быстрорастворимые минеральные удобрения и пестициды запрещены (при «исключительных случаях» с высоким риском потери урожая допускается использование продуктов синтетической химии).
• Видосоответствующее содержание животных: отказ от круглогодичного стойлового содержания, обязательный выпас скота, не использование синтетических кормовых добавок и гормонов, запрет на превентивное использование антибиотиков.
То есть если на упаковке стоит один из значков для органического земледелия, то вы можете быть уверены, что продукты были выращены по этим законам. Поэтому, например, в немецких магазинах не найти помидоры с пометкой «органик» без подтверждающей экомаркировки – Евролиста, значка Bioland или demeter.
Значки для органических продуктов питания
Это значит, что понятие «органик» защищено. Никто не может называть подобным образом продукты питания, если они таковыми не являются. Или даже если и являются, но это не подтверждено соответствующими экостандартами.
Кстати, понять, законно ли использует производитель тот же Евролист или нет, можно по следующим характеристикам:
• На упаковке стоит сам знак Евролист (Euroleaf).
• Под знаком должен находиться код, состоящий из букв и цифр: сначала указывается, где находится данное органическое сельское хозяйство – в Евросоюзе (EU) или в других странах (Non EU), потом стоит код для страны, откуда происходит продукт, и потом код, по которому вы можете узнать производителя продукта, наличие у него экосертификата и срок действия этого сертификата (в конце книги в главе с источниками указана ссылка).
А вот натуральную косметику так называть можно, к сожалению. Именно поэтому в магазине полки пестрят всевозможными натуральными, растительными, эко/био/органик-баночками, которые, по сути, могут таковыми и не являться. А могут и являться и действительно быть полностью «зелеными» без критичных ингредиентов.
Поэтому давайте сразу определимся с понятиями, которые мы позже подробно разберем. Несмотря на то что названия «натуральная» и «органическая» для косметики никак не защищены законом, существуют определенные экостандарты, имеющие определенные требования к косметическим продуктам и гарантирующие вам чистоту и экологичность составов.
Когда я говорю «натуральная» или «органическая», то имею в виду косметику, соответствующую этим требованиям. Не важно, имеет ли продукт экомаркировку или нет, самое главное – его ингредиенты соответствуют этим стандартам. Я за чистоту понятий и в этой книге постараюсь донести, как важно называть натуральной косметикой лишь ту, которая таковой и является. Иначе и дальше вы будете видеть кремы с силиконами и скрабы с микропластиком, где написано: натуральные.
Думаю, это на руку и мне, и вам. Ведь, в конце концов, именно вы больше всего не хотите, чтобы производитель дурил вам голову и выдавал свои продукты за якобы натуральные. Ведь так?