Все права защищены. Сборник предназначен для личного использования, либо использования в учебной деятельности учителями и репетиторами. Другие формы использования документа будут восприниматься как нарушение авторских прав. Ни одна часть этого документа не может быть воспроизведена или передана каким-либо образом, электронным, механическим, методом фотокопирования, записи или каким-либо иным без письменного разрешения авторов.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 21 задание. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведенным ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (13-21) требуют развернутого ответа. В бланке ответов №2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Период 1. 1689-1762 гг.
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) битва при д. Лесной
Б) провозглашение России империей
В) поражение под Нарвой
Г) введение рекрутской повинности
1) 1700 г.
2) 1714 г.
3) 1708 г.
4) 1721 г.
5) 1705 г.
6) 1703 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Вестфальский мир
2) Азовские походы
3) учреждение коллегий
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) борьба за выход к Балтийскому морю
Б) ограничение дворянских привилегий
В) внутренняя политика Елизаветы Петровны
Г) церковный раскол XVII в.
1) Каспийский поход Петра I
2) указ о единонаследии
3) Полтавская битва
4) отмена смертной казни
5) Соловецкое восстание
6) Великое посольство Петра I
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Гангут
(А)
(Б)
Москва
(В)
1660-е гг.
(Г)
смерть царевича Дмитрия Иоанновича
1590-е гг.
(Д)
антиордынское восстание
(Е)
Пропущенные элементы:
1) 1320-е гг.
2) морское сражение со шведами
3) Углич
4) 1720-е гг.
5) Тверь
6) 1710-е гг.
7) Псков
8) соляной бунт
9) медный бунт
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) подавление восстания под предводительством И.И. Болотникова
Б) деятельность Избранной Рады
В) Прутский поход
Г) создание Соборного уложения
1) царевна Софья
2) Петр I
3) Василий Шуйский
4) священник Сильвестр
5) К.А. Булавин
6) Алексей Михайлович
6. Прочтите прошение к правителю.
«Всемилостивейший государь!
Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского…
Святейший Синод в том с нами согласен.
И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Прошение было написано в 1725 г.
2) Прошение адресовано Петру I.
3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.
4) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.
5) Следствием подписания, упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.
6) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Ведомости»
Б) Смольный собор
В) Царь-колокол
Г) Петропавловский собор
1) памятник культуры создан в период правления Анны Иоанновны
2) памятник культуры создан в период правления Федоре Иоанновиче
3) первая печатная газета в России
4) автор – Э. Фальконе
5) произведение создано в стиле «елизаветинское барокко»
6) автор – Д. Трезини
8. Заполните пропуск в предложении: "Город, юбилею которого посвящена марка, был основан в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
10. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой "1".
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название населенного пункта (в именительном падеже), пропущенное в тексте.
"Во время русско-шведской войны-реванша, начатой Швецией в 1741-1743 гг., русские войска под начальством графа Якова Брюса заняли столицу шведской Финляндии ___________, на побережье Балтийского моря, неподалеку от Гельсингфорса. В городе находилась резиденция российского генерал-губернатора. После заключения _________ мира, завершившего войну, город вновь был возвращен Швеции, хотя у Швеции уже не осталось сил защищать Финляндское княжество и присоединение его к Российской империи было лишь делом времени".
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой "2".
2) в результате этой войны Россия потеряла заштрихованные на схеме территории.
3) после завершения войны, события которой обозначены на схеме, Россия стала империей.
4) одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном на схеме цифрой "3".
5) в ходе войны, события которой обозначены на схеме, проводились рекрутские наборы.
6) следствием войны, события которой изображены на схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из манифеста императора
«Божей милостию мы, император и самодержец Всероссийский, чрез сие объявляем. Понеже князь Меншиков при вступлении нашем на российский наш наследный престол прежние неумеренные и худые свои поступки не оставил, но и такую на себя амбицию взял и самовластно и предерзостно поступал, что весьма самодержавной нашей императорской власти противно и государственным интересам вредительно, а именно: По преставлении бабки нашей принудил нас жить в доме своем, лукаво представляя и внушая нам некоторые в правительстве нашем опасности, и потом дерзнул нас принудить на публичный сговор к сочетанию нашему на дочери своей, княжне Марье, угрожая, ежели б мы на то не соизволили, весьма нам противным и вредительным злым своим намерением. Бабке нашей, великой государыне царице Евдокии Федоровне, чинил многие противности. Он под образом её величества соизволения в монастырь послал её величество без ведома и соизволения нашего. Рассылал от себя в коллегии и канцелярии наши, также к губернаторам и к другим правителям повелительные указы без ведома и соизволения нашего и без общего согласия Верховного тайного совета, которые не только нашей императорской власти противны, но и государству вредительны. В Лифляндии и Эстляндии знатные местности у некоторых особ отнял чрез составные и фальшивые контракты, принуждая их к тем своими угрозами за малые деньги, а в контрактах писал будто им от него плачены настоящие цены. И хотя он, князь Меншиков, за такие свои против нашей императорской самодержавной власти дерзости и вредительные государству поступки по государственным правам довелся смертной казни, но мы от смертной казни его освободить повелели, а лиша всех его честей и чинов, со всею его фамилией послан в ссылку и содержится из крепости неисходны».
13. Назовите императора, от имени которого составлен манифест. Назовите войну, в результате которой в состав России вошли территории, упоминаемые в тексте. Назовите монарха, при котором обвиняемый князь Меншиков стал занимать государственные должности.
14. В чём автор документа обвиняет князя Меншикова? Укажите три конкретных претензии к князю от имени автора манифеста. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите название войны, которой посвящен набор марок. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период правления императрицы, при которой Россия вступила в войну, которой посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Данная война стала вторым военным противостоянием Российской и Османской империй в XVIII в. Причиной войны стала активность Крымского ханства на Северном Кавказе и вмешательство России во внутренние дела Речи Посполитой. Этот конфликт получил название “война за польское наследство” и привел к утверждению на троне Речи Посполитой российского ставленника – саксонского князя».
Б) «В царствование императрицы небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Наплыв их в Россию начался еще с конца XVII в., однако до ее воцарения они не играли существенной роли в политической жизни страны. Иным стало их положение при императрице. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы, курляндский немец, не занимавший официальных постов, но пользовавшийся безграничным доверием императрицы. Под его покровительством проходимцы из иностранцев занимали высшие и хорошо оплачиваемые должности в административном аппарате и армии. В годы ее правления иностранцы пользовались преимуществами при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства, лишенного части доходов и ущемленного в национальных чувствах».
Укажите имя и отчество императрицы, о которой идет речь в обоих фрагментах источника. Назовите год начала ее правления. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает недовольство русских усилением влияния иностранцев на русской службе.
18. В 1700 г. началась Северная война
Укажите
а) причину вступления России в Северную войну, связанную с торговлей
б) последствие Северной войны для международного авторитета России
в) последствие Северной войны, связанное с изменением статуса монарха в России
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “кондиции”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внешней политике России в период правления Петра I и в эпоху дворцовых переворотов по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно быть основано на одном или нескольких исторических фактах. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
21. На рубеже XVII-XVIII вв. в России правил Петр I, а во Франции – Людовик XIV.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в годы правления этих монархов укреплялся абсолютизм: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для России:
_________________________________________________
Аргумент для Франции:
_________________________________________________
Вариант 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) введение рекрутской повинности
Б) принятие указа о единонаследии
В) создание Верховного тайного совета
Г) издание «Манифеста о вольности дворянства»
1) 1705 г.
2) 1714 г.
3) 1726 г.
4) 1731 г.
5) 1712 г.
6) 1762 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) протекторат О. Кромвеля
2) учреждение Сената в России
3) отмена кормлений
3. Установите соответствие между войнами и сражениями и древнерусскими князьями, участвовавшими в них. В ответ запишите последовательность цифр.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) внешняя политика Петра III
Б) Смута
В) народные восстания при Петре I
Г) реформы Избранной рады
1) восстание К.А. Булавина
2) Семилетняя война
3) восстание С.Т. Разина
4) принятие Судебника 1550 г.
5) учреждение коллегий
6) восстание Хлопка
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Цорндорф
(А)
(Б)
Деулино
(В)
1610-е гг.
(Г)
заключение мира с Иоанном Цимисхием
970-е гг.
(Д)
венчание Ивана IV на царство
(Е)
Пропущенные элементы:
1) 1530-е гг.
2) сражение с прусским войском
3) сражение со шведами
4) Доростол
5) 1750-е гг.
6) Новгород
7) Москва
8) 1540-е гг.
9) заключение перемирия с Речью Посполитой
5. Установите соответствие между именами древнерусских князей и событиями, произошедшими в их правление.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) Объединённый поход против половцев
Б) Ливонская война
В) Открытие Академии художеств
Г) Введение подушной подати
1) Иван Грозный
2) Алексей Михайлович
3) Елизавета Петровна
4) Петр I
5) Владимир Мономах
6) Ярослав Мудрый
6. Прочтите отрывок из источника.
«Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, – да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах и на бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам о походах с выдающимся полководцем, о его дочери – красной девице, умнице и помощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветеранов были благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцать человек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутами из крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплоте русского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские, разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самую почётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилось следствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы Анны Иоанновны».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Следствием упоминаемых в тексте войн стало присоединение к России новых территорий.
2) В отрывке идёт речь о событиях 1762 г.
3) Отборные воинские части, о которых идёт речь в отрывке, были созданы в годы правления царя Михаила Фёдоровича.
4) В описываемый в отрывке период отборные воинские части, о которых идёт речь, состояли как из дворян, так и из простых крестьян.
5) Современниками упоминаемых в отрывке событий были Б.К. Миних и А.И. Остерман.
6) В описываемый период отборные войска, о которых идёт речь в тексте, представляли собой один полк.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Дом Строганова на Невском проспекте
Б) Портрет Елизаветы Петровны
В) Красные ворота в Москве
Г) «Древняя Российская история»
1) Автор – Андрей Матвеев
2) Памятник установлен в честь победы в Полтавской битве
3) Автор – Алексей Антропов.
4) Создатель памятника культуры внёс большой вклад в создание Московского университета
5) Данный памятник архитектуры возведён архитектором-иностранцем
6) Памятник установлен в честь победы у мыса Гангут
8. Заполните пропуск в предложении: "Правитель, изображенный на марке, стал императором в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12
9. Укажите императора (или императрицу) при котором (ой) Россия вышла из войны, показанной на схеме.
10. Укажите название войны, изображенной на схеме.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название населенного пункта (в именительном падеже), пропущенное в тексте.
"Победа при Кунерсдорфе позволила русским войскам занять _______. Силы Пруссии были настолько ослаблены, что продолжать войну Фридрих мог только при поддержке союзников. В кампанию 1760 г. Салтыков рассчитывал овладеть Данцигом, Кольбергом и Померанией, а оттуда приступись к захвату ________. Планы полководца реализовались лишь отчасти из-за несогласованности действий с австрийцами. Корпус З.Г. Чернышева с кавалерией Г. Тотлебена и казаками совершили поход к столице Пруссии. Наступавшие русские войска вошли в капитулировавший ________".
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Основным противником России в данной войне была Англия.
2) В сражении у города, обозначенного на схеме цифрой «5», главнокомандующим русской армии был Петр Салтыков.
3) Россия вступила в войну в период правления императрицы Елизаветы Петровны.
4) Союзником России в войне была страна, королем которой был Фридрих II.
5) Итогом войны для России являлось приобретение обширных территорий центральной Европы.
6) В сражениях, обозначенных на схеме цифрами «3» и «5», русские войска одержали победу.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13 – 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из источника
«… Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еше обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
13. Укажите название данного документа, имя императора или императрицы, который(ая) подписал(а) документ, а также год начала правления данного императора или императрицы.
14. Используя текст документа, напишите одно условие, ограничивавшее монарха в проведении внешней политики, и, не менее двух условий – во внутренней. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Назовите императрицу, изображение которой помещено на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа
16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в царствование императрицы, изображенной на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите архитектурный стиль, в котором создан данный памятник архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Лицом, во имя которого было предпринято движение, стала императрица, успевшая приобрести широкую популярность, особенно в гвардейских полках. Император дурно жил с женой, грозил развестись с ней и, даже заточить в монастырь, а на ее место поставить близкую ему особу, племянницу канцлера графа Воронцова. Жена долго держалась в стороне, терпеливо перенося свое положение и не входя в прямые сношения с недовольными. Но сам император вызвал ее к действию. Чтобы переполнить чашу русского огорчения и довести всенародный ропот до открытого взрыва, император заключил мир с тем самым Фридрихом, который при покойной императрице приведен был в отчаяние русскими победами. Теперь император отказался не только от завоеваний, даже от тех, которые уступал сам Фридрих, от Восточной Пруссии, не только заключил с ним мир, но присоединил свои войска к прусским, чтобы действовать против австрийцев, недавних русских союзников».
Б) «Важнейшим документом царствования императора стал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» («Манифест о вольности дворянства»). Согласно этому законодательному акту, дворяне освобождались от обязательной гражданской или военной службы, могли выходить в отставку и выезжать за границу. Манифест стал основой для исключительного привилегированного положения дворянского сословия в Российской империи на протяжении длительного времени».
Назовите императора, о котором идет речь в обоих отрывках. Назовите год начало правления этого императора. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает причины недовольства императором народа.
18. В 1697 г. Петр I отправился в Великое посольство
Укажите
а) внешнеполитическую причину Великого посольства
б) причину Великого посольства, связанную с развитием образования
в) последствие Великого посольства, связанное со сменой вектора внешней политики России
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “посессионные крестьяне”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в период правления Петра I и в эпоху дворцовых переворотов по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
21. В эпоху дворцовых переворотов в России и в период правления Людовика XIII во Франции процветал фаворитизм.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данное явление оказало влияние на внутреннюю политику этих стран: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для России:
_________________________________________________
Аргумент для Франции:
_________________________________________________
Период 2. 1762-1801 гг.
Вариант 3
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) Ясский мир
Б) указ о трехдневной барщине
В) присоединение Крыма к Российской империи
Г) Жалованная грамота городам
1) 1783 г.
2) 1791 г.
3) 1768 г.
4) 1797 г.
5) 1775 г.
6) 1785 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) принятие Конституции США
2) Семилетняя война
3) первый раздел Речи Посполитой
3. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) борьба за выход к Черному морю
Б) внутренняя политика Екатерины II
В) внутренняя политика Павла I
Г) эпоха дворцовых переворотов
1) второй раздел Речи Посполитой
2) указ о трехдневной барщине
3) манифест о вольности дворянства
4) Ништадтский мирный договор
5) присоединение Крыма к Российской империи
6) деятельность Уложенной комиссии
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
(А)
подписание мирного договора со шведами
1740-е гг.
Азов
(Б)
(В)
(Г)
съезд князей
(Д)
Яссы
(Е)
1790-е гг.
Пропущенные элементы:
1) 1090-е гг.
2) подписание мирного договора с поляками
3) Кючук-Кайнарджи
4) 1690-е гг.
5) 1050-е гг.
6) Або
7) Любеч
8) заключение мирного договора с Османской империей
9) поход Петра I
5. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) восстание Емельяна Пугачева
Б) убийство Павла I
В) церковный раскол
Г) учреждение Синода
1) П.А. Пален
2) Салават Юлаев
3) Г.Г. Орлов
4) Аввакум Петров
5) Феофан Прокопович
6) А.И. Остерман
6. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.
«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.
Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их – отданы в рабство, а земли – во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.
2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С.Т. Разин.
3) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.
4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.
5) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.
6) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен И.И. Михельсон.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Трутень»
Б) «Путешествие из Петербурга в Москву»
В) «Недоросль»
Г) «Бедная Лиза»
1) повесть Н.М. Карамзина
2) произведение Г.Р. Державина
3) автор – А.Н. Радищев
4) автор – М.М. Щербатов
5) сатирический журнал, издаваемый Н.И. Новиковым
6) комедия Д.И. Фонвизина
8. Заполните пропуск в предложении: "Событие, юбилею которого посвящена марка, произошло в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.
10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой "1", у которого войска, чьи действия обозначены белыми стрелками, одержали победу.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название населенного пункта (в именительном падеже), пропущенное в тексте.
"Осада _________ – военная операция восставших. Гарнизон __________ успешно оборонялся с октября 1773 г. по март 1774 г. и дождался снятия осады после поражения повстанцев у Татищева. В первых числах января начальство узнало у перебежчиков, что часть повстанческого войска недавно ушла из под _______ к Яицкому городку, а вскоре туда же уехал и сам руководитель восстания".
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) река, обозначенная на схеме буквой "А" была переименована после окончания восстания.
2) участником событий, изображенных на схеме, был казачий атаман Василий Ус.
3) вооруженные отряды, действия которых обозначены черными стрелками, состояли только из казаков и государственных крестьян.
4) у города, обозначенного на схеме цифрой "2", войска, действия которых обозначены черными стрелками, потерпели поражение.
5) цифрой "3" на схеме обозначено место пленения предводителя вооруженных отрядов, действия которых обозначены черными стрелками.
6) после завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из депеш иностранного посланника в России
«Я постоянно старался поддерживать знакомство с Орловыми; и, хотя они отъявленные враги моего друга, но мне до сих пор удавалось сохранять с ними хорошие отношения…
Граф Алексей, самый просвещённый и самый деятельный из всего семейства, хотя и не в милости, однако имеет большое влияние всякий раз, как говорит с императрицей…
Я не скрыл от графа одолжений, оказанных мне князем Потёмкиным, а также изложил ему действительные и ежедневные доказательства его дружбы…; я прибавил, что, как ни всемогущ этот любимец… но вследствие мысли, внушённой императрице моими противниками, что он получает все свои политические мнения от меня, она, разговаривая с ним об иностранных делах, уже не относилась к его мнениям с тем вниманием, которое она оказывала ему во всех других отношениях; поэтому зависело от него (графа Алексея) оказать мне весьма значительную услугу особенно в отношении двух вопросов… Первый вопрос состоял в том, чтобы убедить её императорское величество в необходимости для Америки остаться в полной от нас зависимости… Второе же дело, ему предстоявшее, было отговорить императрицу от включения в мирный трактат правил вооружённого нейтралитета…»
«Если бы чего-нибудь недоставало для того, чтобы утвердить меня в мысли, что настоящее расположение этого Двора к [нашей стране] враждебно, такое доказательство явилось бы при получении здесь последних неприятных известий из Америки. Они приписывают потерю, которую мы потерпели, нашей собственной ошибке; и вместо того чтобы выражать ту степень сожаления и беспокойства, которая должна была бы испытывать нация, столь тесно связанная своими интересами с [нашей страной], они разглагольствуют против нас же самым несправедливым образом».
13. Назовите императрицу, о которой говорится в тексте, а также напишите годы ее правления. Назовите страну, которую представлял в России автор текста.
14. Какие возможные внешнеполитические решения со стороны российской императрицы автор считает благоприятными для своей страны? Приведите не менее двух решений. Какое суждение автор приводит в доказательство недоброжелательного настроя России к его стране? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите название события, изображенного на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период правления императора (императрицы), при котором (-й) произошло событие, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «После окончания русско-турецкой войны политика России в отношении Крымского ханства была направлена на установление в нём пророссийского правителя и присоединении к России. Под давлением русской дипломатии ханом был избран Шахин Гирей. Предыдущий хан – ставленник Турции Девлет IV Гирей – попытался оказать сопротивление, но оно было подавлено, Девлет IV бежал в Турцию. Одновременно была не допущена высадка турецкого десанта в Крым и тем самым предотвращена попытка развязывания новой войны, после чего Турция признала Шахина Гирея ханом. Против него вспыхнуло восстание, которое подавили введённые на полуостров русские войска, а в затем Крымское ханство было присоединено к России».
Б) «О подготовленности переворота и прихода к власти, безусловно, говорит тот факт, она вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу. С одной стороны она декларировала идеи Просвещения и, с другой, учитывала особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления программы были постепенность и учёт общественных настроений. Через несколько дней её муж был убит. Коронация состоялась в Москве».
Укажите императрицу, о которой идет речь в обоих фрагментах источника. Назовите год начала ее правления. Укажите цели политики России в отношении Крымского ханства, названные автором.
18. В 1768 г. началась русско-турецкая война
Укажите:
а) причину начала войны, связанную с геополитическим положением России и Турции
б) территориальное последствие войны для России
в) последствие войны для обороноспособности России
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “секуляризация”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходствах во внешней политике России в период правления Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно быть основано на одном или нескольких исторических фактах. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
21. В XVIII в. некоторые правители проводили в своих странах политику просвещенного абсолютизма.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данная политика оказала влияние на развитие страны: один аргумент для Российской империи и один для стран Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргументы для России:
________________________________________________
Аргументы для стран Европы:
_________________________________________________
Вариант 4
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) третий раздел Речи Посполитой
Б) присоединение Крыма к России
В) подписание Кючук-Кайнарджийского мира
Г) издание «Манифеста о трехдневной барщине»
1) 1783 г.
2) 1797 г.
3) 1791 г.
4) 1795 г.
5) 1774 г.
6) 1765 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) казнь Людовика XVI во Франции
2) восстание под предводительством К. Булавина
3) Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
3. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) борьба за выход к Черному морю
Б) внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов
В) внешняя политика царевны Софьи
Г) закрепощение крестьянства
1) Азовские походы
2) заключение "вечного мира" с Речью Посполитой
3) Чесменское сражение
4) введение урочных лет
5) принятие манифеста о вольности дворянства
6) заключение Ништадтского мира
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Яссы
(А)
(Б)
Рязань
(В)
1520-е гг.
(Г)
Медный бунт
1660-е гг.
(Д)
поход князя Игоря
(Е)
Пропущенные элементы:
1) Москва
2) 940-е гг.
3) присоединение к великому княжеству Московскому
4) подписание мирного договора с Турцией
5) 910-е гг.
6) подписание мирного договора с Речью Посполитой
7) Константинополь
8) 1790-е гг.
9) Тверь
5. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) Подавление восстания Болотникова
Б) Присоединение Рязанского княжества к Москве
В) подписание "жалованной грамоты дворянству"
Г) Заключение Столбовского мира со Швецией
1) Екатерина II
2) Василий Шуйский
3) Петр III
4) Михаил Федорович
5) Василий III
6) Иван III
6. Прочтите отрывок из письма российской императрицы.
«Милостивый государь, я писала вам дней десять назад, что граф <…> разбил крымского хана, соединившегося со значительным турецким отрядом, что у них отняли палатки, артиллерию и т.д., на маленькой речке, называемой Ларга; имею удовольствие сообщить вам сегодня, что вчера вечером курьер графа привёз мне известие, что в тот самый день, когда я вам писала (21-го июля), моё войско одержало полную победу над войском Мустафы, командуемым визирем Али-Беем, начальником янычар, и семью или восемью пашами; они были разбиты в своих укреплениях; их артиллерия в количестве ста тридцати пушек, их лагерь, багажи, всевозможный провиант попали в наши руки. Их потеря значительна; наша же так мала, что я боюсь говорить о ней, чтобы она не показалась баснословной. Однако сражение длилось пять часов.
Граф <…>, которого я только что произвела в фельдмаршалы за эту победу, сообщает мне, что, как древние римляне, мои солдаты никогда не спрашивают, многочислен ли неприятель, но только: где он? На этот раз турки были в числе ста пятидесяти тысяч, укрепившихся на возвышенностях, омываемых Кагулом, ручейком в двадцати пяти верстах от Дуная…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Автором письма является императрица Екатерина II.
2) В сражении, о котором идёт речь в письме, по словам автора, российские войска понесли незначительные потери.
3) На месте пропусков дважды упоминается Г.А. Потёмкин.
4) Начало войны, об одном из сражений которой идёт речь в письме, стало поводом для прекращения работы Уложенной комиссии.
5) Данное письмо было написано в 1780-х гг.
6) В ходе войны, о которой идёт речь в письме, медицинскую помощь раненым оказывал великий российский хирург Н.И. Пирогов.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Успенский собор Московского Кремля
Б) Дом Пашкова
В) Церковь Покрова в Филях
Г) Зимний дворец
1) Памятник архитектуры сооружен под руководством Ф. Растрелли.
2) Памятник архитектуры сооружен в период правления Ивана IV.
3) Памятник архитектуры построен в стиле классицизма.
4) Памятник архитектуры сооружен в период правления Ивана III.
5) Памятник архитектуры построен в стиле московского барокко.
6) Памятник архитектуры сооружен под руководством Казакова.
8. Заполните пропуск в предложении: "Правитель, изображенный на марке, стал императором в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Назовите монарха, в чьё правление произошли события, обозначенные на схеме стрелками.
10. Укажите название крепости, обозначенной на схеме цифрой «1», считавшейся неприступной, но взятой в ходе данной войны штурмом русскими войсками.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название населенного пункта (в именительном падеже), пропущенное в тексте.
"Между Россией и Турцией в бессарабском городе _________ был подписан мирный договор, завершивший русско-турецкую войну. Договор подтвердил условия Кючук-Кайнарджийского мира о передаче России Крыма и закрепил за Россией всё Северное Причерноморье. Русско-турецкая граница была отодвинута по р. Днестр, однако территории Бессарабии, Молдавии и Валахии были возвращены Турции".
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был основан в период войны, которой посвящена схема.
2) В штурме крепости, обозначенной на схеме цифрой «1», принимал участие М.И. Кутузов.
3) Территория, обозначенная на схеме горизонтальной штриховкой, вошла в состав России раньше, чем территория, обозначенная вертикальной штриховкой.
4) Крепость, обозначенная на схеме цифрой «2», в ходе данной войны была взята штурмом русскими войсками.
5) В событиях, обозначенных на схеме, принимал участие П.С. Нахимов.
6) В период войны, которой посвящена схема, началась Великая французская революция.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из письма российской императрицы.
«С удовольствием <…> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <…> и пр., и пр.
Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <…> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.
После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <…> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <…>.
Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, –это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это –дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».
13. Назовите автора данного письма. Укажите год, когда было написано письмо. Назовите московского князя, правившего в период, когда среднеазиатский завоеватель, упомянутый в письме, вторгся в русские земли.
14. Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Назовите императора, изображенного на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период правления матери монарха, изображенного на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.