Все права защищены. Сборник предназначен для личного использования, либо использования в учебной деятельности учителями и репетиторами. Другие формы использования документа будут восприниматься как нарушение авторских прав. Ни одна часть этого документа не может быть воспроизведена или передана каким-либо образом, электронным, механическим, методом фотокопирования, записи или каким-либо иным без письменного разрешения авторов.
Период 1. 862-1132 гг.
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) начало правления Владимира Мономаха в Киеве
Б) битва на реке Альте
В) смерть Ярослава Мудрого
Г) начало строительства Софийского собора в Киеве
1) 1054 г.
2) 1017 г.
3) 1113 г.
4) 1068 г.
5) 1037 г.
6) 1111 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) «Крестовый поход» русских князей против половцев
2) Нормандское завоевание Англии
3) Крещение Руси
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) междоусобная война между Святополком Окаянным и его братьями
Б) внешняя политика Владимира Мономаха
В) законодательная политика Ярослава Мудрого
Г) распространение христианской культуры на Руси
1) строительство собора Святой Софии в Новгороде
2) Любечский съезд
3) «Крестовый поход» русских князей против половцев
4) ограничение кровной мести
5) убийство Бориса и Глеба
6) битва на реке Альте
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Новгород
строительство собора Святой Софии
(А)
(Б)
съезд князей династии Рюриковичей
(В)
(Г)
(Д)
880-е гг.
Булгар
(Е)
960-е гг.
Пропущенные элементы:
1) 860-е гг.
2) 1040-е гг.
3) 1090-е гг.
4) поход Олега
5) поход на город Святослава
6) Киев
7) Константинополь
8) основание города
9) Любеч
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) религиозная реформа
Б) Любечский съезд
В) строительство собора Святой Софии в Киеве
Г) захват города Переяславец
1) Владимир Мономах
2) Ярослав Мудрый
3) Изяслав Ярославич
4) Святослав Игоревич
5) Владимир Святославич
6) Игорь Рюрикович
6. Прочтите отрывок из источника.
«Первая семейная междоусобица разразилась после смерти князя, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории древлян, а ______ – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию. По приказу князя Олега на территории древлян, где правил ______, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет… Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, имя которого пропущено в тексте, отец Ярослава Мудрого.
2) В тексте речь идет о междоусобице сыновей Святослава.
3) Междоусобная война, о которой говорится в тексте, началась в 1015 г.
4) Князь, одержавший победу в междоусобной войне, – Ярослав Мудрый.
5) Князь, который пришел к власти после междоусобной войны, принял первый русский Судебник.
6) Князь, который пришел к власти после междоусобной войны, распространил христианство на Руси.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) «Сказание о Борисе и Глебе»
Б) «Слово о законе и благодати»
B) «Повесть временных лет»
Г) Золотые ворота
1) Автор – Иларион.
2) Автор – киевский князь.
3) Памятник архитектуры, построенный в Новгороде.
4) Памятник архитектуры, построенный в Киеве.
5) Произведение посвящено первым русским святым.
6) Памятник относится к летописному жанру.
8. Заполните пропуск в предложении: "Князь, изображенный на почтовом блоке, княжил в Киеве в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Назовите имя и отчество русского князя, руководившего походом, обозначенным на схеме цифрой «8».
10. Укажите век, когда был совершен поход, обозначенный на схеме пунктирной стрелкой. Ответ запишите словом.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название города, пропущенное в тексте.
«Первый поход киевского князя Владимира был обращен на запад, в район Западного Буга и реки Сан. В древности эти города назывались Червенскими – по наименованию здешней "столицы" – Червена. Позднее эта территория была известна как Червонная Русь. Овладение Червенскими городами сулило немалые выгоды русскому князю.
Летописные сведения о походе весьма лапидарны. "Иде Владимир к ляхам и занял города их: ____________, Червен и Владимир, которые и до сего дня находятся под Русью"».
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Сыном русского князя, руководившего походом, обозначенным на схеме цифрой «8», был Ярослав Мудрый.
2) Район расселения племенного союза древлян обозначен на схеме цифрой «3».
3) На схеме цифрой «1» обозначен город Юрьев.
4) Цифрой «5» на схеме изображен город, ставший столицей Руси в 862 г.
5) Цифрой «4» на схеме обозначена река Калка.
6) Цифрой «7» на схеме обозначена столица Византии.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Прежде всего княгиня наказала убийц мужа… Княгиня, возвратясь в Киев, собрала многочисленное войско и выступила с ним против ____, уже наказанных хитростию, но еще не покоренных силою… ____ бежали с поля и затворились в городах своих. Чувствуя себя более других виновными, жители Коростена целое лето оборонялись с отчаянием. Тут княгиня прибегнула к новой выдумке. Для чего вы упорствуете? велела она сказать им: Все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои: а вы хотите умереть голодом! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего. Они предложили ей в дань мед и кожи зверей; но Княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло все домы их… Хитрая ___ велела привязать зажженный трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда свои и произвели общий пожар в городе. Устрашенные жители хотели спастися бегством и попались в руки воинам. Великая Княгиня, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою данию… Оставив сына в Киеве, она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости».
13. Укажите название события, на которое княгиня отреагировала местью. Укажите год, в который произошло данное событие. Назовите внука княгини, который княжил в Киеве до второго десятилетия XI века.
14. Используя отрывок источника, укажите не менее трех событий, произошедших в период правления княгини. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите название события, изображенного в правой части почтового блока. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период жизни князя, изображенного на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В лето 6605 (летоисчисление от Сотворения мира) Собрались [князья] для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
Б) «Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же и Святослав и Всеволод вышли им навстречу на реку. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил Бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.
…Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав в Чернигов. Киевляне же прибежали в Киев и устроили вече на торгу и, обратившись к князю, сказали: “Половцы рассыпались по земле; выдай, князь, оружие и коней, еще будем биться с ними”. Изяслав же этого не послушал. И начали люди наговаривать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча и пришли на двор Коснячков и, не найдя его, остановились у двора Брячислава и сказали: “Пойдем, освободим дружину свою из погреба”. И разделились надвое: половина их пошла к погребу, а половина пошла по мосту, эти же пришли на княжий двор».
Укажите год, в котором произошло событие, описанное в первом фрагменте источника. Укажите название битвы, описанной во втором фрагменте. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает разобщенность русских князей.
18. В 988 г. произошло крещение Руси. Укажите
а) экономическую причину крещения Руси
б) внутриполитическое последствие крещения Руси
в) последствие крещения Руси, связанное с международными отношениями Руси
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “погосты”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в правовом положении свободных людей при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
21. Согласно норманнской теории, в IX в. на Руси появилась норманнская (варяжская) династия Рюрика и его потомков. В XI в. в Англии также была установлена власть норманнской династии Вильгельма Завоевателя. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба события положительно повлияли на развитие этих стран: один аргумент для Руси и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для Руси: _________________________________________________
Аргумент для Англии: ______________________________________________
Вариант 2
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) призвание Рюрика на княжение
Б) восстание древлян
В) битва при Доростоле
Г) поход Олега на Византию
1) 862 г.
2) 882 г.
3) 907 г.
4) 945 г.
5) 971 г.
6) 988 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) крещение Руси
2) распад Франкской империи
3) захват Киева Олегом
3. Установите соответствие между войнами и сражениями и древнерусскими князьями, участвовавшими в них. В ответ запишите последовательность цифр.
ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
КНЯЗЬЯ
А) поход на Корсунь
Б) поход на Византию 941 г.
В) поход на Хазарский каганат
Г) поход на Византию 907 г.
1) Святослав Игоревич
2) Владимир Святославич
3) Олег Вещий
4) Игорь Рюрикович
5) Ярослав Мудрый
6) Рюрик
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
(А)
поход князя Олега
900-е гг.
Киев
(Б)
(В)
(Г)
призвание варягов
860-е гг.
Древлянская земля
(Д)
(Е)
Пропущенные элементы:
1) гибель князя Игоря
2) разгром хазар
3) Константинополь
4) 1030-е гг.
5) 1110-е гг.
6) 940-е гг.
7) Итиль
8) Новгород
9) разгром печенегов
5. Установите соответствие между именами древнерусских князей и событиями, произошедшими в их правление.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) принятие крещения в Константинополе
Б) строительство Софийского собора в Новгороде
В) поход 944 г.
Г) постройка Десятинной церкви в Киеве
1) Игорь Рюрикович
2) Ольга
3) Владимир Святославич
4) Ярослав Мудрый
5) Мстислав Великий
6) Изяслав Ярославич
6. Прочтите отрывок из Повести временных лет.
«В лето 6605 (летоисчисление от Сотворения мира) Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) указанное событие произошло в 1097 г.
2) съезд способствовал укреплению раздробленности на Руси
3) Киевский князь Святополк был сыном Ярослава Мудрого
4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах
5) Любеч находился на территории Новгородской земли
6) дальнейшие княжеские междоусобицы были остановлены после съезда
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) Десятинная церковь
Б) Софийский собор в Новгороде
B) «Поучение детям»
Г) «Русская Правда»
1) Памятник создан в честь победы над печенегами.
2) Литературный памятник, написанный Владимиром Мономахом.
3) Первый каменный христианский храм на Руси.
4) Первый законодательный памятник на Руси.
5) Памятник архитектуры, сохранившийся до настоящего времени.
6) Представляет собой каменный шатровый храм.
8. Заполните пропуск в предложении: "Князь, изображенный на почтовом блоке, княжил в Киеве в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12
9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
10. Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название города, пропущенное в тексте.
«Описание Хазарского похода князя обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата – Семендер на Каспийском море. После этого поход был закончен на Таманском полуострове, где был завоеван город ____________________».
12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства на Дунай
2) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.
3) Князь, походы которого отображены на схеме, воевал с половцами.
4) На город, обозначенный на схеме цифрой «2», ходил походом князь Олег.
5) Отцом князя, походы которого отображены на схеме, был Рюрик
6) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его мать.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13 – 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из источника:
«В год 6476 Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а __________ был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним.
И стали тужить люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, – сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?". Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать.
На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас ___________".
И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: "Кто это пришел?". А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь спросил: "А ты не князь ли?". Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч.
И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к _____________ со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?". Услышав это, __________ с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир».
13. Назовите имя князя, пропущенное в тексте. Укажите год его смерти. Назовите отца князя, имя которого пропущено в тексте.
14. Используя текст, ответьте на вопросы.
Как осажденный город смог известить дружину о бедственном положении осаждённых? Почему печенеги сняли осаду с Киева? Укажите две любые причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите год смерти князя, принявшего княжение, о котором идет речь. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какая из представленных репродукций картин отражает событие из жизни князя, о котором идет речь в предыдущем задании? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта репродукция. Укажите в каком году произошло это событие.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В год 6370… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»
Б) «Битва под Киевом была завершающей в истории русско-печенежских войн. На юго-восточных границах Руси установился 25-летний мир, нарушенный впоследствии приходом половцев. В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время Византийской провинцией, которая периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями. Другая часть печенегов сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов».
Укажите имя старшего из трех братьев, о которых идет речь в первом фрагменте. Укажите год битвы, описанной во втором фрагменте. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает зарождение государственности у славян.
18. В IХ в. сформировалось государство у восточных славян. Укажите
а) экономическую причину (предпосылку) формирования государства у восточных славян
б) внешнеполитическую причину (предпосылку) формирования государства у восточных славян
в) причину (предпосылку) формирования государства у восточных славян, связанную с особенностями внутриполитического развития племенных объединений славян
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “закуп”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать один или несколько исторических фактов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
21. В XI-XII веках в странах Европы и на Руси устраивались военные походы на территории других народов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что этим походам придавалось религиозное значение: один аргумент для Руси и один для любой европейской страны. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для Руси:
_______________________________________________
Аргумент для стран Европы:
_____________________________________________
Период 2. 1132-1505 гг.
Вариант 3
Часть 1
Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
A) «Стояние» на реке Угре
Б) принятие общерусского Судебника
B) битва на реке Воже
Г) Грюнвальдская битва
1) 1382 г.
2) 1480 г.
3) 1471 г.
4) 1410 г.
5) 1497 г.
6) 1378 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. присоединение Новгородской земли к Москве
2. антиордынское восстание в Твери
3. Жакерия во Франции
3. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ
ФАКТЫ
A) принятие Судебника Ивана III
Б) борьба московских князей с Ордой
B) Междоусобная война второй четверти XV в.
Г) присоединение новгородских земель к Москве
1) строительство белокаменного Кремля в Москве
2) стояние на реке Угре
3) ослепление Василия II
4) женитьба московского князя на Софье Палеолог
5) ограничение перехода крестьян от одного господина к другому
6) битва на реке Шелони
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект
Событие (явление, процесс)
Время, когда произошло событие (явление, процесс)
(А)
Битва на реке Шелони
1470-е гг.
(Б)
(В)
1320-е гг.
Чудское озеро
(Г)
(Д)
Боголюбово
Гибель Андрея Боголюбского
(Е)
Пропущенные элементы:
1) Ледовое побоище
2) 1240-е гг.
3) 1230-е гг.
4) битва на реке Калке
5) Галицко-Волынское княжество
6) Новгородская земля
7) Тверь
8) антиордынское восстание
9) 1170-е гг.
5. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) сожжение Москвы Тохтамышем
Б) издание первого Судебника
В) борьба с Дмитрием Шемякой
Г) присоединение Нижнего Новгорода к Москве
1) Василий II
2) Юрий Долгорукий
3) Симеон Гордый
4) Иван III
5) Дмитрий Донской
6) Василий I
6. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы.
«Братья и друзья, сыновья земли Русской! Соберёмся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны – в удел Симов – и восхвалим победу над Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим! И скажем так: лучше ведь, братья, возвышенными словами вести нам этот рассказ про поход великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира киевского. Начнём рассказывать о их деяниях по делам и по былям… Вспомнив давние времена, восхвалим вещего Бояна, искусного гусляра в Киеве. Тот ведь вещий Боян, перебирая быстрыми своими перстами живые струны, пел русским князьям славы: первую славу – великому князю киевскому Игорю Рюриковичу; вторую – великому князю киевскому Владимиру Святославичу; третью – великому князю Ярославу Владимировичу».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения о событиях, о которых идет речь.
1) Данное литературное произведение создано в тот же период, к которому относится начало составления первого свода законов Древнерусского государства.
2) Автор является сторонником идеи преемственности власти московских князей от киевских.
3) Поход, упомянутый в отрывке, возглавлял новгород-северский князь.
4) В отрывке упомянут князь, под руководством которого русские войска одержали победу в битве на Чудском озере.
5) В отрывке упомянуто столкновение русских войск с монгольскими войсками.
6) Автор призывает к восхвалению события, произошедшего в 1380 г.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) «Задонщина»
Б) «Песня о Щелкане Дудентьевиче»
B) Троицкая летопись
Г) «Хожение за три моря»
1) Автор – тверской купец.
2) Произведения посвящено походу Ивана III на Новгород.
3) Произведение посвящено тверскому восстанию 1327 г.
4) Автор – Софоний Рязанец.
5) Произведение рассказывает о событиях феодальной войны второй четверти XV в.
6) Произведение составлено в начале XV в. при митрополите Киприане.
8. Заполните пропуск в предложении: "Князь, изображенный на почтовом блоке, княжил в Москве в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Назовите военачальника, возглавившего поход по направлению, обозначенному в легенде схемы цифрой «4».
10. Назовите имя и прозвище русского полководца, под руководством которого совершены походы, обозначенные на схеме.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название озера, пропущенное в тексте.
«Отбив у неприятеля Псков, русское войско двинулось на Изборск. Тем временем разведка выяснила, что противник послал на Изборск незначительные силы, а главные направил к ___________ озеру. По подсчетам военных историков на льду ___________ озера собралось 10-12 тыс. рыцарей. На рассвете 5 апреля крестоносцы выстроили свое войско треугольником, обращенным острым концом против неприятеля («свиньей»)».