«Как мне кажется, самая сильная мотивация – желание изменить мир. Создать нечто необыкновенное».
Это сладкое слово «известность», которое транслируется как спасение, позволяющее выйти из замкнутого круга конкуренции. Нам обещают, что, обладая популярностью в нужных кругах, можно наконец-то превратиться в элитного консультанта и востребованного коуча, топ-менеджера или крутого эксперта.
Я знаю, что вы чувствуете, когда выходите поздно с работы. Скорее всего, вам становится грустно и тяжело от того, что в жизни нет ничего интересного. Можно сказать, вы достигли потолка, жизнь стала похожа на замкнутый круг: работа ради работы. А на саму жизнь сил не хватает. Или, может быть, вы уже сами забыли, чего хотели когда-то?
Но я предлагаю остановиться на минутку, отвлечься от круговерти дел и подумать, какими бы вы были, если бы четко видели свой завтрашний день. Давайте вместе помечтаем, куда нас забросят дороги в следующий раз. Весь мир перед вами! А помните, вы хотели иметь свой бизнес и чтобы он был непременно международный? Или же вы хотели быть востребованным бизнес-консультантом с большим чеком, толпой клиентов и приглашениями на международные конференции? Или, может быть, топ-менеджером крупной компании, которая задает тренды в своей нише? Скорее всего, это будет правильный масштаб, и достичь его можно, уделяя внимание развитию личного бренда и нетворкингу.
Правда, двигаясь по пути карьерного развития, большинство из нас свернули немного не туда, сбились с пути, либо же сосредоточились на развитии профессиональных компетенций. Все это было правильно и отлично работало еще каких-то десять лет назад. Этому нас обучали в школе, когда говорили: «Учись, иначе ничего не достигнешь». Такой же стратегии учили в вузах, говоря о том, что профессионала всегда заметят.
Но потом наступила эра соцсетей, интернета и личного бренда. В этот момент предыдущие инструменты перестали работать, на рынок хлынул поток псевдоэкспертов. И большинство из тех, кто знает свою профессию, как свои пять пальцев, остались за бортом. Почему? Потому что те, к кому идут на консультацию, кого нанимают на долгожданную должность, к кому толпами приходят клиенты, постигли одну простую истину. Они вложили силы и время в создание собственного имени.
Так и нам всего-то нужно обратить внимание на грани собственного бренда и выбрать правильные каналы коммуникации.
Для того, чтобы выйти из замкнутого круга рутины, нужно сделать всего несколько шагов:
• разобраться с личным брендом, тогда не будет проблем с контентом, понятно будет, что писать и куда идти;
• научиться быть интересным для СМИ;
• улучшить навыки публичных выступлений, зафиксировать свои спикерские темы и начать выступать;
• заняться собственными соцсетями, понять, какие инструменты работают здесь лучше, какие из них ваши.
И тогда достижение столь желанных целей станет не просто возможным, а спланированным и достижимым.
Я Жанна Пампура, руководитель в медиасфере, эксперт по развитию медиаресурсов и медийных отношений, PR, GR по бизнес-коммуникациям, в прошлом журналист, ведущая информационных ТВ-программ. 10 лет провела в кадре на региональном ТВ. Мне все еще снятся «страшные» сны из серии «5 минут до эфира».
Помимо этого, 18 лет работала в федеральных информационных агентствах. Много лет своей жизни отдала запуску на рынок новых информационных продуктов и целых бюро в регионах (Сибирь и ЮФО).
Медиа – это моя работа, увлечение, образ мысли и жизни.
И когда-то я тоже задала себе вопрос: «Что я умею делать лучше всего?»
• получила 3 профильных высших образования: маркетинг, филология (лингвистика), журналистика;
• создала целую плеяду успешных публичных людей, вдохновила их на новые идеи для бизнеса, стала автором нескольких семинаров, тренингов по теме коммуникаций, PR, медиа и общества;
• люблю международные масштабы, всю информацию по психологии и маркетингу предпочитаю получать из первоисточников, на английском языке (по первому образованию я преподаватель иностранного языка и зарубежной литературы, вырастила дочь-полиглота, которая преподает 7 иностранных языков);
• являюсь автором 10 научных публикаций по теме «СМИ и общество», преподавала в университете, вела дипломников по PR, закончила аспирантуру по культурологии, прошла обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров (маркетинг), стажировалась в США по теме «PR в госструктурах» (Wayne State University);
• работала на руководящих позициях в сфере продаж более 17 лет, но прекрасно умею работать и в поле: снимать, писать репортажи, посты и речи, вести переговоры, продавать;
• обучаю продажам и публичному выступлению в нескольких частных школах и на курсах;
• печаталась в изданиях: журнал «Человек дела», Cosmopolitan, Grazia, Marie Claire, «Бизнес-секреты Тинькофф», Psychologies, E-xecutive, Snob и др.;
• являюсь членом Ассоциации спикеров СНГ CISSA, сертифицированный GSF спикер;
• имею опыт работы с первыми лицами компаний и политиками в найме в качестве советника, помощника по PR. В качестве консультанта помогала выстраивать работу пресс-служб для десятков бизнесов. Прошла не одну выборную компанию, отвечая за публичную составляющую кандидатов от партии «Единая Россия»;
• люблю все прогрессивное, новое и космическое, хотя классический old school. Всю жизнь преподаю и учусь, до этого переводила и писала книги, только не от своего имени.
Если сейчас вы ломаете голову, как привнести в свою жизнь больше публичности и общественной значимости, выстроить личный бренд, стать социально активным, востребованным и, возможно, счастливым, тогда эта книга для вас.
Если говорить одной фразой, я умею превращать медийный ресурс в деньги и власть, помогаю экспертам и бизнесам получить драгоценное внимание прессы.
Опыт моей деятельности по большей части связан с государственными структурами, политическими партиями и крупными промышленными предприятиями. При этом я уверена, что могу быть полезна малому и среднему бизнесу. Ведь на определенном этапе, когда работу можно делать уже с закрытыми глазами и хочется масштаба, рост зависит от повышения узнаваемости и правильной коммуникации в группах.
Свою миссию я вижу в том, чтобы помогать бизнесу или персоналиям выстроить грамотно коммуникации, гармонизировать отношения. Я хочу сделать ярче и громче голос тех, кому есть что сказать.
Замечали ли вы, что один руководитель сам себе пиарщик, просто соткан из информации и родился, чтобы стать известным в своих кругах? Для других публичность – наказание, и они только и думают, как быстрее закончить интервью и сбежать. Но оба типа мечтают о новом уровне возможностей, масштабе, уважении и признании в обществе.
Цель моей книги – помогать другим людям выполнять их миссии. Переложить в знаковую систему медиа то, что следует транслировать своей аудитории, чтобы быть правильно понятым и воспринятым.
Я давно веду страничку в соцсети, где делюсь находками, решениями и советами по выстраиванию присутствия в медиапространстве. Изначально блог был для пиарщиков-профессионалов, но постепенно к информации стали проявлять интерес те, кому нужно было работать самостоятельно.
Мне задавали вопросы о том, как быть эффективным, если твоя работа связана с публичным пространством. По каким непонятным законам живет это пресловутое публичное пространство? Может ли публичность быть эффективной на 100 %? И что делать со всей этой одержимостью результатами, болями аудитории и УТП (уникальным торговым предложением), когда всех вынесло в цифровое пространство и мир несется с огромной скоростью? Люди цепляются за старое, и привычные методы не работают.
Книга дает ответы на эти вопросы, я рассказываю, как медиаграмотность и медиакультура помогают быть более высокооплачиваемым, востребованным и экологичным в продажах собственных услуг. Развенчивает мифы и переводит непонятные термины про упаковку и распаковку на русский язык.
В «Эффективной публичности» соединяются подходы и инструменты нескольких наук: маркетинга, культурологии, социологии, коммуникативистики и коучинга. Здесь есть все по тематике развития личного бренда. Книга будет полезна не только профессионалам из медиасферы, но и экспертам-фрилансерам, и сотрудникам, работающим по найму на разных ступенях развития карьеры, и руководителям, и владельцам бизнеса. Для всех, кто называет себя гордым словом «эксперт».
Личный бренд – это и есть тот настоящий актив, что остается навсегда и помогает двигать бизнесы, идеи и цивилизации.
Как я вижу работу с личным брендом? Если в общих чертах, это пересечение трех сфер индивидуальности личности, над пониманием и раскрытием которых мы будем работать. Первая сфера – человек и его смыслы. Следующая сфера – ожидание целевой аудитории. Здесь мы будем говорить про понимание и изучение целевой аудитории. И последнее – профессиональная сфера, или зона вашей экспертности. Но самое интересное – это не просто круги, которые я нарисовала, а возможность заняться самоанализом. Что лично у вас на пересечении пространств Смыслы личности + Ожидания аудитории? Насколько обширна эта зона пересечения? Однако все это без «экспертизы», или профессионализма, бесполезно. В этом случае вы просто «недоэксперт».
И, скорее всего, вы классный эксперт, если все в порядке со Смыслами личности и Экспертностью, но вы никогда не занимались изучением целевой аудитории (ЦА) и выяснением Ожиданий вашей аудитории. Тогда вы просто закрывшийся в «башне из слоновой кости» великий деятель или ученый, и, скорее всего, непризнанный гений.
Эта книга будет полезна трем сегментам аудитории, каждому из которых будет уделено внимание во второй главе первой части этой книги:
• руководитель и специалист в найме;
• эксперт-фрилансер;
• предприниматель (собственник и руководитель) малого бизнеса.
Это консультанты, коучи, специалисты, которые работают на себя. Это самая массовая группа, кому важно заниматься построением и оттачиванием личного бренда. В данном случае технология личного бренда позволит добиться желаемого эффекта «продавать, не продавая» и повысить стоимость консультации.
Например, жила-была юрист Лариса. В точке А у нее отсутствие постоянного потока клиентов и, как следствие, денег на развитие бизнеса. В результате проработок личного бренда Лариса теперь – известный юрист, и это дало ей возможность работать по новому чеку.
Еще одна категория – собственник бизнеса и руководитель бизнеса, иногда в одном лице, под которым есть структура, созданная им. Возьму на себя смелость утверждать, что в России руководитель – всегда немного больше, чем просто руководитель. Своим «весом» и обаянием он может добавлять ценности собственным активам. Миром правят эффективные коммуникаторы. Это люди, которые понимают, как правильно общаться в различных ситуациях. Добавьте к этому знания технологий личного бренда и вы поймете, почему у некоторых предпринимателей и руководителей словно волшебные палочки в руках. Задачи у предпринимателей и бизнесменов могут быть различные: привлечение крупных клиентов, инвестиций или новых партнеров. Всего этого можно достичь быстрее, если понимать собственную суперсилу.
Жил-был Ярослав. И в начальной точке для него были неприемлемы выступления из-за сложностей с русским языком, страха публичности. После проведения медиатренинга и работы над публичным выступлением страх сцены ушел, а в компании было принято решение, что Ярослав, наемный топ-менеджер, вместе с собственником компании будет выступать на крупных федеральных и международных отраслевых конференциях. Таким образом, усиление личного бренда добавило компании упоминаемости в прессе и, конечно, известности бренду компании.
Менеджмент и топ-менеджмент корпораций и компаний. Речь о наемных руководителях. Думаете, что этой категории заниматься личным брендом не имеет смысла? Возможно, сейчас вы работаете в найме и считаете именно так. Осторожнее: вы упускаете жизнь! Правда, создание личного бренда внутри компании имеет свои особенности. Тут простой показатель про крепкий личный бренд. Если вам 40 лет, вы ушли с работы, а наутро вас не завалили звонками с предложениями, увы и ах. Комментарии излишни.
Рецепт публичности готовится строго индивидуально.
Собственный личный бренд и публичный имидж стали трендом, теперь об этом заботятся не только руководители бизнеса. Персональный бренд строят консультанты, врачи, психологи и коучи. Как быть открытым, но не выворачивать свое личное наизнанку, как быть своевременным и не банальным?
Если стоит задача развить публичную деятельность, важно в первую очередь подобрать ваши актуальные темы.
Примерный список действий, которые помогут подготовиться к выходу на публику, будь то соцсети или мастер-класс:
1. Анализ целей, личных и корпоративных (все фиксируется письменно, далее нужно смотреть пересечение этих целей).
2. Анализ личных ресурсов руководителя или эксперта: внешность, голос, коммуникативные навыки, экспертность. Какая обстановка больше соответствует – у станка или на природе, в офисе или в гуще событий? Это важный пункт. У каждого человека есть присущие только ему ритм, окружение, в которых комфортно. Маски все равно будут распознаны и сняты, и чем больше несоответствия, тем хуже будет изобличение. Следовательно, необходимо просто использовать сильные стороны. Но работать важно только с тем, что есть, а дальше будет видно, как и чем дополнять. Не старайтесь переделать руководителя или эксперта.
3. Выбор каналов коммуникации. Сегодня лидирует видео, этот тренд возник не вчера. Хочу предостеречь от такого подхода, что всем нужно срочно на ТВ. Отсутствие навыка фокусировки на камеру, полетности речи, внешней телевизионной фактуры могут сыграть злую шутку. Потому что камера как линза: негативные черты только подчеркнет и усилит. Есть у нее такие свойства. Кроме того, ежедневное мелькание в соцсетях глубокого и известного эксперта может обесценить. Необходимо взвесить все «за» и «против», прежде чем что-то начинать делать. Возможно, лучше начать рубрику на радио, или написать хорошую экспертную статью для отраслевого издания, или выступить на конференции. Если вы только начинаете вести блог, а в нем лишь ваши родственники и знакомые, оставайтесь собой, миксуйте личный и экспертный контент. Кому-то для выстраивания имиджа не нужны миллионы подписчиков в соцсетях и все СМИ мира, речь вообще идет о небольшой группе лиц, которая принимает в отношении вас решения. Тогда сосредотачиваемся на переходе на новый уровень коммуникации в этих микрогруппах. И тут прыжки в медийность и публичность могут вообще напугать ваших близких людей.
4. Анализ контактных групп, ЦА. На данном этапе формулируется основной посыл для каждой группы и аудитории. Важно идти туда, где находятся точки контактов с группами, а не бить из пушки по воробьям.
5. Анализ этапа развития бизнеса, типа взаимоотношений менеджмента и собственников, ситуации на рынке для понимания степени свободы и безопасности. Если в приоритете сбытовые интересы, то важнее маркетинг и PR-поддерживающая роль. Если, например, задача состоит в выстраивании хороших отношений с властью, важнее будет PR и лоббизм.
6. Последний шаг – все собрать, зафиксировать на бумаге и еще раз пересмотреть. Получится единый документ и время от времени в него нужно заглядывать, корректировать содержание. А иногда при прочтении этого файла рождаются новые мысли о развитии.
Для того, чтобы чтение книги было максимально эффективным, а информация не прошла мимо, я рекомендую читать ее с карандашом в руках или делать заметки в телефоне. Записи помогут не просто узнать, а проанализировать информацию, отрефлексировать опыт, принять его. Каждое подобранное упражнение и тест лучше всего делать прямо в процессе чтения, чтобы не откладывать в долгий ящик и сразу интегрировать опыт в свою работу. А кейсы анализировать пошагово вместе со мной. Некоторые QR-коды и ссылки в тексте ведут в одноименный телеграм-канал «Эффективная публичность», там можно скачать полезные файлы для самостоятельной работы. Только так книга станет по-настоящему ценным вкладом в развитие личного бренда.
Добро пожаловать в столь манящий и одновременно пугающий, но точно полезный мир публичности!
А публичность невозможна без публики: публичность предполагает открытые действия.
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НУЖНО БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, QR-код на телеграм-канал «Эффективная публичность» и ссылка: https://t.me/EffectivePublicity