“Случай – псевдоним Бога,
когда он не хочет подписываться
своим собственным именем”
Анатоль Франс
Случайность – это управляемая свыше
непознанная, надранговая
закономерность, обусловленная
предназначением и предопределенностью.
Одек Одеков
Меня давно интересует философская категория случайность своей сущностью и необъяснимой таинственностью. В философии случайность всегда рассматривается совместно с понятием необходимость как альтернатива и диалектическая противоположность. Для себя же я давно открыл, что Случайность – это управляемая свыше закономерность.
Иными словами, случайность – это управляемая свыше непознанная, надранговая закономерность, обусловленная предназначением и предопределенностью и, пожалуй, выступает она как научное явление. К этому открытию я пришел давно, фиксируя многие "случайные" события и факты, которые в итоге выстраивались в неумолимую и завершенную "случайную неслучайность", не имеющую ничего общего с вероятностью – наукой о массовых случайных событиях, эквивалентных друг другу в отношении каких-то определенных свойств или способных повторяться при воспроизведении соответствующих условий.
Разумеется, это не имеет отношения также к тому закону Случая, сформулированному королем математики Г. Гауссом, как Нормальный закон, в котором случайная величина, пребывающая в области действия этого закона, избавлена от подчинения какому-либо иному закону. Хотя, надо сказать, что в этом смысле Случайность также аналогична Нормальному закону и не подчиняется никакому иному закону, но в случае с Нормальным законом речь идет о том мире, где существуют любые физические закономерности , а Её Величество Случайность в моем толковании не имеет никакого отношения ни к физическим, ни к иным известным в других науках законам.
Вместе с тем своеобразная притягательность и таинственность этого закона не оставляла равнодушными проницательных людей, поэтому появлялись разные определения случайности как-то: "закономерные случайности" или "неслучайные случайности". А в одном неизвестном источнике даже написано: "Незримый мир участвует в земной жизни гораздо больше, нежели принято думать. Советуйте обращать внимание на множество малых проявлений, которые обычно даже совсем не замечают. Не поражающие и ослепляющие явления, но те, которые ограниченный ум называет совпадением или с л у ч а й н о с т ь ю, те, которые строят незабываемые последствия".
Кроме того, даже существует расхожее мнение, что подавляющее большинство открытий сделано случайно, а почти все великие открытия – случайность.
Итак, чтобы говорить далее о Случайности в сформулированном выше контексте, я думаю, для читателей не будет излишним дать некоторые разъяснения о самом авторе, чтобы исключить возможность или хотя бы рассеять появление у них сомнений о мистическом подходе автора к этой проблеме. Автор по одной из своих базовых профессий является ученым, представляющим точные науки – геофизику, а по другой, романтическую, требующую научной фантазии, – геологию, что подтверждено и признано присуждением впервые в Союзе мне ученого звания профессора одновременно по этим двум специальностям свыше 40 лет назад. И именно вот это сочетание, вот эта двойственность подхода к изучению любой проблемы позволяет мне обуздывать фантазию точным научным подходом, основанным только на фактологии, только на эксперименте, как и в данном исследовании.
В грубом приближении структуру мышления при решении конкретной задачи психологи представляют как поиск, перебор возможных решений, где присутствуют два последовательных действия: выдвижение предположений и их оценка. Выдвижение гипотез – это новаторская фаза, их оценка – консервативная.