В настоящее время наше государство возлагает на малое предпринимательство определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны, и пытается снизить налоговое бремя для субъектов малого бизнеса, а также облегчить налоговый учет. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к условиям рынка, способность быстро менять структуру производства, быстро создавать и оперативно внедрять новые технологии и научные разработки, а также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Яркими примерами тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50–70 % ВВП (валового внутреннего продукта) и 50–70 % в общей численности занятых. Поэтому наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, при выполнении определенных условий предприятия и индивидуальные предприниматели могут применять специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Специальным налоговым режимом по определению, данному Налоговым кодексом РФ, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специального налогового режима, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом. Причем законодатель требует, чтобы при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определялись в порядке, устанавливаемом Налоговым кодексом РФ, а иные особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.
Таким образом, специальный налоговый режим устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и другими отраслями законодательства.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) упрощенная система налогообложения;
2) система налогообложения в свободных экономических зонах;
3) система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
4) система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;
5) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
6) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Как видно, к специальным налоговым режимам Налоговым кодексом отнесен и единый налог на вмененный доход, имеющий целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения ограничение по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, так же как и единого налога на вмененный доход, определяется его функциями. Большинство экономистов склонны выделять 2 основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая в свою очередь предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
Единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства впервые был введен соответствующим Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ (утратил силу). По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден для предпринимателей.
Противники единого налога на вмененный доход утверждают противоположное.
Среди недостатков данной системы налогообложения следует отметить то, что налоговые органы не способны на сегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составляет 30–50 %. А это чревато разорением некоторых предпринимателей.
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет слабые места, связанные как раз со сложностью системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать значительный рост злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. Со времени введения положения о едином налоге на вмененный доход в этот закон было внесено много изменений и дополнений, и это говорит о том, что недоработки закона, выявленные в ходе практического применения этого специального режима налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, а также проверки правильности его применения и исчисления суммы налога, проводимой налоговыми органами, вытесняются более правильными и совершенными положениями законодательства.
Данный налог носит преимущественно фискальный характер, и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Введение этого налога призвано сократить оборот «теневого» капитала в сфере малого бизнеса, который в основном осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Кроме того, налог позволяет расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволяет подвести под законное налогообложение ранее не контролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 % всех товаров и услуг в малом бизнесе.
ЕНВД платят 184 тыс. организаций и 1,5 млн индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 1 ноября 2004 г. от них поступило в бюджет 26,4 млрд руб.
Специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является самым распространенным. Его применение закреплено гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». При применении такого режима следует иметь в виду, что он может применяться (или не применяться) по решению субъекта РФ в отношении ограниченного круга видов предпринимательской деятельности. При этом в регионе принимается закон о введении на указанной территории единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности с приложением специфических расчетных показателей. Исполнение этого закона обязательно на всей территории субъекта-законодателя.
В ст. 346.27 НК РФ раскрываются основные понятия, используемые в целях гл. 26.3.:
1) розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (пояснение в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.10.2004 г. № 03-06-05-04/38 «О применении ЕНВД к деятельности по реализации продукции собственного производства и списании расходов на приобретение сырья при упрощенной системе налогообложения»), К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в поди. 6—10 и. 1 ст. 181 НК РФ (автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, природный газ), продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
Понятие розничной торговли предполагает продажу или перепродажу без видоизменения новых или бывших в употреблении товаров, специально приобретенных с целью реализации и получения от этой операции дохода. Но в отношении к налогу на вмененный доход не рассматривается как «розничная торговля» продажа за наличный расчет продукции, произведенной собственными силами предприятия, имеющего производство своей основной деятельностью.
В случае если хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, продают через розничные магазины, помимо продукции собственного производства, и приобретенные товары, доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли.
При этом возникает обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности;
2) стационарная торговая сеть – торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски;
3) нестационарная торговая сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями предыдущего абзаца настоящей статьи к стационарной торговой сети; к этой группе относятся торговые автоматы;
4) площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе только «инвентаризационных и правоустанавливающих документов»; причем под торговой площадью понимается площадь торгового зала и помещений для обслуживания покупателей, не включающая площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений. Налоговые органы в ходе проверок не имеют права перемерять помещения, в этом случае доначисление налога будет незаконно;
5) открытая площадка – специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания;
6) магазин – специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;
7) павильон – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
8) киоск – строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;
9) палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;
10) торговое место – место, используемое для совершения сделок купли-продажи;
11) бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
12) количество работников – среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству;
13) транспортные средства – автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски;
14) платные стоянки – площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств;
15) площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы – площадь нанесенного изображения;
16) площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы – площадь светоизлучающей поверхности;
17) распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (абзац введен Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах»),
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку (рассрочку), налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные ст. 21 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ). Налогоплательщики обязаны (ст. 23 НК РФ):
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03.2002, 31.12.2002 г., 10.01.2003, 28.05.2003, 30.06.2003 г.);
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом;
8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), помимо вышеуказанного, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
1) об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (реорганизация юридического лица, ликвидация юридического лица);
4) об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;
5) об изменении своего места нахождения или места жительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением через таможенную границу РФ товаров, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую упомянутым типом налога.
Выделим основные признаки.
1. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 326.28 НК РФ: «Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом».
2. Указанные хозяйствующие субъекты должны осуществлять виды деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход.
3. Данные лица должны осуществлять указанную деятельность на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог.
То есть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания бытовых услуг, ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей; предоставляющие услуги автостоянок и рекламные услуги. И эти предприятия должны вести эти виды деятельности на той территории, где введен ЕНВД.
В целях реализации налогоплательщиками данного положения по каждому месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (месту уплаты единого налога), налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, осуществляющие по месту нахождения таких обособленных подразделений предпринимательскую деятельность, подпадающую под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления такой деятельности.
Важным моментом установления статуса налогоплательщика является определение третьего признака. В Налоговом кодексе нет четкого определения «места». В тех случаях, когда деятельность оказывается в специально оборудованных местах (например, ремонт обуви, парикмахерские услуги), место ее осуществления определяется по расположению этих специально оборудованных мест. При этом место государственной регистрации может не совпадать с местом осуществления деятельности.
Место осуществления деятельности в сфере оказания транспортных услуг не определяется местом регистрации организаций или индивидуальных предпринимателей и не определяется по месту фактического нахождения исполнительного органа организации или индивидуального предпринимателя. Определение «места» осуществления деятельности не производится по месту осуществления перевозок, и в качестве «места» можно выбрать постоянные парковочные терминалы: гаражи, стоянки.
Объектом обложения единым налогом вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененный доход – это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода.
При расчете вмененного дохода учитывается такие составляющие, как базовая доходность (условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности, который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади, численность работающих и др.) и повышающие (понижающие) коэффициенты.
Данные коэффициенты устанавливаются в зависимости от:
1) ассортимента реализуемой продукции;
2) качества предоставляемых услуг;
3) сезонности;
4) суточности работы;
5) качества занимаемого помещения;
6) производительности используемого оборудования;
7) возможности использования дополнительной инфраструктуры;
8) инфляции;
9) количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененного налога. Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов РФ.
Система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства значительно упрощается с введением единого налога на вмененный доход, что в целом, безусловно, является положительным моментом для налогоплательщиков, так как позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении. Однако, с другой стороны, следует отметить, что упрощенная система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести к тому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским счетам.
До 01.01.2003 г. в целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков единого налога на вмененный доход Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и ГКРП РФ с учетом предложений субъектов РФ разрабатывало рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих для применения их органами законодательной власти субъектов РФ.
Следует заметить, что, хотя Правительство РФ разработало и довело до сведения субъектов РФ формулы (порядок) расчета суммы единого налога, данные формулы (порядок) носили рекомендательный характер, поэтому субъекты РФ при расчете могли их использовать, а могли вводить в эти формулы свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. С 01.01.2003 г. налоговая база рассчитывается по обязательной для всех налогоплательщиков ЕНВД формуле.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
НБ = БД × К1 хК2 × К3 × ФП,
где НБ – налоговая база;
K1, К2, К3 – соответствующие корректирующие коэффициенты;
ФП – физический показатель;
БД – базовая доходность.
В приложении к приказу Министерства Финансов РФ от 17.02.2005 г. № 23н приводятся следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Например, без учета корректирующих коэффициентов расчет налоговой базы должен быть следующим.
Индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги. Количество работников в этом виде деятельности – 3 человека. Количество работников с учетом самого индивидуального предпринимателя – 4 человека. Установленная базовая доходность составляет 7500 руб. в месяц. Налоговая база (без учета коэффициентов) за месяц составит 30 000 руб. (7500 × 4).
При изменении корректирующих коэффициентов их новые значения применяются только с начала следующего налогового периода (применительно к единому налогу на вмененный доход – это квартал).
Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога на вмененный доход учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Например, тот же индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги. Количество работников в этом виде деятельности в январе – 3 человека, в феврале – 4 человека (20 февраля устроился на работу 1 человек), в марте – 3 человека (15 марта уволился один человек). Количество работников с учетом самого индивидуального предпринимателя соответственно в январе – 4 человека, в феврале – 5 человек, в марте – 4 человека. Установленная базовая доходность составляет 7500 руб. в месяц на одного работника, включая самого индивидуального предпринимателя.
Налоговая база (без учета коэффициентов) за январь составит 30 000 руб. (7500 × 4).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за февраль составит 37 500 руб. (7500 × 5).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за март составит 30 000 руб. (7500 × 4).
Налоговая база (без учета коэффициентов) за первый квартал составит 97 500 руб. (30 000 + 37 500 + 30 000).
Итак, согласно ст. 346.29 НК РФ:
1) объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика;
2) налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности;
3) для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, приведенные в таблице.
К3 – коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в 2005 г. равен 1,104 согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 09.11.2004 г. № 298. Он опубликовывается Госкомстатом;
4) базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты K1, К2, К3.
Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» в и. 5 ст. 346.29 внесены следующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.:
а) абзац первый после слова «налогоплательщиком» дополнен словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
б) абзац третий дополнен словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
в) в абзаце четвертом слова «для данного вида предпринимательской деятельности» заменены словами «на территориях муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга».
Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2003–2005 гг. при определении величины базовой доходности не применяется;
5) корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком. Он учитывает месторасположение объекта (магазина, химчистки, автосалона и т. д.), через который организация осуществляет свою деятельность. Этот коэффициент зависит от стоимости земли, на которой находится объект. Такая стоимость установлена в Государственном земельном кадастре и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = (1000 + Коф)/(1000 + Ком),
где Коф – кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;
Ком – максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;
1000 – стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади;
6) при определении величины базовой доходности субъекты РФ могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в и. 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2;
7) значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами РФ на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Он учитывает прочие особенности деятельности (например, сезонность или время работы). Этот коэффициент устанавливают региональные власти;
8) изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода;
9) в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя;
10) размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. То есть в случае применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход организацией или индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации исчисление налога происходит с месяца, следующего за месяцем создания.
Например, если организация зарегистрирована 19 апреля, то налоговая база определяется за период май – июнь.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая исходя из установленных и. 3 ст. 346.29 НК РФ значений базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности K1, К2 и К3.
При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:
ВД = (БД × (ДЬ 1 + № 2+№ 3) хК1 хК2 хК3),
где ВД – величина вмененного дохода;
БД – значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;
№ 1, № 2, № 3 – физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода;
K1, К2, К3 – корректирующие коэффициенты базовой доходности.
В случае изменения в течение налогового периода величины физического показателя налогоплательщик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.
Пример
Налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспорта населению, с 01.01.2005 г. переведен на уплату единого налога на вмененный доход.
Базовая доходность по осуществляемому им виду предпринимательской деятельности составляет 12 000 руб. в месяц.
В январе 2005 г. численность работников (включая индивидуального предпринимателя) составила 5 человек, в феврале – 6 человек, а в марте – 8 человек.
Значения корректирующих коэффициентов базовой доходности:
K1 = 1;
К2 = 0,5 (установлен конкретным Законом субъекта РФ);
К3 = 1,104.
Налоговая база по итогам налогового периода составит:
ВД = 12 000 × (5 + 6 + 8) × 1 × 0,5 × 1,104 = 125 856 руб. за квартал.
Вновь зарегистрированные налогоплательщики исчисляют налоговую базу за налоговый период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации.
Пример
Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 15 января 2005 г. Вид предпринимательской деятельности – оказание бытовых услуг населению.
Базовая доходность по указанному виду предпринимательской деятельности составляет 7500 руб. в месяц.
В феврале налогоплательщик осуществлял свою деятельность без привлечения наемных работников, а в марте численность работников (включая самого предпринимателя) составила 5 человек.
Значения коэффициентов базовой доходности:
К1 = 1;
К2 = 0,3 (утвержден в регионе по месту деятельности нашего предпринимателя);
К3 = 1,104.
Налоговая база по итогам налогового периода составит:
ВД= 7500 × (1 + 5) × 1 × 0,3 × 1,104 = 14 904 руб.;
7) при применении и. 3 ст. 346.29 НК РФ следует учитывать положения, приведенные в ст. 346.27 НК РФ, а также иметь в виду следующее:
а) при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта (в том числе и арендованных) и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, за исключением подсобных и прочих помещений, где покупатели (посетители) не обслуживаются. Последнее уточнено Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 208-ФЗ;
б) в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности – площадь зала обслуживания посетителей – к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей;
в) под количеством работников в целях исчисления единого налога на вмененный доход следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников по видам деятельности в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.10.2003 г. № 98 и введенным в действие с ноября 2003 г.;
г) при определении налогоплательщиком физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т. и.), участвующих одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика, распределяется пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиком за налоговый период по каждому осуществляемому им виду деятельности;
д) под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
е) к технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, особенности продажи которых установлены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. и доп. от 20.10.1998 г., 02.10.1999 г., 06.02.2002 г., 12.07.2003 г., 01.02.2005 г.);
ж) к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163) (с изм. и доп. № 7/2003) (далее – Классификатор), в группе 01 «Бытовые услуги» (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств);
з) к ветеринарным услугам относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по коду подгруппы 083000;
и) к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по коду подгруппы 017000;
к) к услугам общественного питания относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по кодам подгрупп 122100 и 122500;
л) к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по кодам 021520, 021521, 021522, 021523, 021525, 021526, 021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500.
Кроме того, следует иметь в виду, что установленные поди. 4 и 5 и. 2 ст. 346.26 НК РФ ограничения по площади торгового зала и зала обслуживания посетителей должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли и общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики, превысившие данные ограничения по какому-либо объекту организации торговли или общественного питания, подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход в части объектов, на которых условия перехода соблюдены. В части превышения, например, площади торгового зала свыше 150 кв. м должен применяться иной режим налогообложения. Это разъяснено в письме Минфина РФ от 21.12.2004 г. № 03-06-05-02/22 «О переводе организаций и предпринимателей на уплату ЕНВД».