Моше и в этот раз пошел все-таки за Малышом. И опять попытался примирить его с миром.
Но в этот раз он начал издалека.
– Что нового в Интернете о твоей любимой Америке? – спросил он.
Что? При чем здесь Америка? – не понял Малыш.
Да я так, просто спросил. Меня твоя Америка совсем не интересует.
А почему она моя, дядя Моше?
Потому что ты бредишь ею день и ночь.
Уже нет.
Почему? Какая досада. Наверное, потому, что и Фарруху она не нравится?
Малыш ничего не ответил, только фыркнул.
Я угадал. А знает ли твой Фаррух, кто открыл Америку?
Это общеизвестный факт
Неужели? А насколько общеизвестен тот факт, что экспедиция Христофора Колумба была снаряжена, в основном, на еврейские деньги? Ах да, совсем забыл, Фарруха не интересует Америка. Там ведь не живут мусульмане. Все мусульмане проживают в Палестине. Ну и ладно, черт с ней, с Америкой. Оставим ее в покое. Вернемся к Колумбу, точнее к Испании. – И Моше поведал Малышу одну историю. – В XV веке в Испании жил один еврей. Звали его Ицхак Абарбанель. Будучи финансовым гением, он был министром финансов при дворе короля Фердинанда. Так вот этот самый еврей смог за короткий срок ощутимо заполнить совершенно пустую, нищую казну. За его счет была организована свадьба Фердинанда и принцессы Изабеллы. А про экспедицию Колумба я уже говорил. И что ты думаешь, евреи получили в награду от короля? Изгнание, сын мой. Изгнание евреев из Испании, в ответ на все заслуги и верную и честную службу. За два столетия до этого события, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии на 400 лет. И шекспировский ростовщик-еврей Шейлок был списан из своих же англичан. Сам Шекспир ни одного еврея в жизни не видел. А все потому, что многие сильно задолжали еврейским ростовщикам и использовали религиозный мотив, как повод избавиться от них. Впервые прозвучало обвинение евреев в ритуальных убийствах. Без суда и следствия были повешены 19 ростовщиков. А король Эдуард I, прибрав всю собственность евреев, ловко избавил дворян от кредиторов. Таких изгнаний было немало – опыт англичан оказался удачным. Евреев стали массово изгонять из всех европейских стран в течение 2-х веков, пользуясь тем же обвинением. Можно, разумеется, предположить, что причиной тому был имидж евреев как «кровососов трудового народа». До VIII века евреи успешно занимались банковским делом в Европе. Потом их начали теснить «конкуренты». Но ничего хорошего из этого не получилось. Проценты у христианских ростовщиков не опускались ниже 33-х. А за риск и недолюбливание, а то и откровенное презрение народа, проценты нередко доходили и до ста.
Почему ты мне все это говоришь, дядя? – Тема Малыша заинтересовала, но он не мог понять, почему Моше рассказывает ему об этом.
А потому, что ты еврей, сын еврея, внук еврея, дурья твоя башка.
Ты обязан знать, что последние полторы тысяч лет евреям пришлось заниматься денежными операциями. Твои предки во многих местах были подчастую единственной грамотной прослойкой населения. Нескончаемые преследования и изгнания, резня и войны не позволяли евреям иметь внушительные недвижимые имущества. Чтобы уберечься от пожаров и конфискаций, евреи держали основную часть своего состояния в деньгах. Это было целесообразнее. Вспомни, даже в наш цивилизованный век, после образования государства Израиль, между 1948 и 1967 годами, почти все евреи Адена, Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена покинули эти страны, опасаясь за свою жизнь, хотя официально их никто не высылал.
Все равно, евреи любят деньги больше всех, – буркнул Малыш.
Не больше и не меньше остальных. Просто, у евреев денег больше.
Что поделаешь? У каждой нации своя специфика. А между тем, деньги вовсе не еврейское изобретение. На нашем языке даже слова этого нет.
Малыш хотел возразить, но Моше не позволил:
«Кэсэф». Дословное значение – серебро. Если бы деньги были так важны для евреев, то в иврите должны были бы быть отдельные слова для всех видов валют и расчетных знаков. Вот для арабов верблюд веками был самым важным в жизни. Поэтому, на арабском языке для всех разновидностей верблюдов есть отдельное слово.
А-а, а в иврите 30 синонимов слова вопрос – как бы понял Малыш, и оба засмеялись. Видно Малыш потихоньку возвращался в свое обычное состояние.
В иудаизме, так же как в христианстве и исламе, существует запрет давать деньги под проценты – Моше решил окончательно укрепить свои позиции. – Нарушителей ждет страшное наказание. Они не будут воскрешены из мертвых после прихода Машиаха. Даже «спасибо» при возврате денег нельзя говорить. Если вы отдаете сумму за сумму, то, какое «спасибо»? Запрет на ростовщичество – это очень мудрый и справедливый закон. Какие собрания вы посещаете? Или ты ходишь в мечеть? В какую?
Неожиданно заданные вопросы застали Малыша врасплох. Дядя смотрел ему прямо в глаза. Но Ави не хотел говорить правду. Он понял, что дядя догадался о его интересах за последние несколько месяцев, но признаться самому было не легко. А вот и спасение; в коридоре послышались звуки шагов и через мгновение в распахнутых дверях комнаты появились Сара и Ахмед.
Папа, я провожу Ахмеда? Я ненадолго – попросила дочь отца.
До свидания, дядя Моше, спасибо вам за все. Я заеду завтра. Ведь нам надо многое обсудить – попрощался Ахмед и взглянув на Малыша, улыбнувшись, попрощался и с ним, – салам-алейкум, Малыш.
Малыш только помахал головой, которая в данный момент была занята разработкой плана побега. А дядя Моше поднялся и пошел в сторону детей. Сработал инстинкт, – провожать гостя до порога, – который является веками соблюдаемой традицией народов Востока.
До свиданья, сынок, Бог тебе в помощь. Ни о чем не беспокойся.
Поверь старому доброму еврею. Я провожу вас. – Он вышел из комнаты вместе с ними.
Вскочив со стула, Малыш подбежал к входным дверям. Бросив всем»я скоро вернусь», он так быстро открыл дверь и исчез из виду, что никто не успел даже слово сказать. Дядя Моше только покачал головой и, обращаясь к дочери, сказал:
Только недолго. Скоро стемнеет.
Я же в своем квартале, папа.
Все равно, я беспокоюсь. И мать тоже, – Моше посмотрел на жену.
Действительно, дочка, не задерживайся, уже поздно. До свидания, Ахмед. Храни вас Господь, дети – сказала Рита.