Вы не можете ожидать, что другие будут ценить вас, если вы сами не способны на это.
Это были выходные, посвященные Дню поминовения. Я сидел сгорбившись перед экраном своего компьютера. В теории это было идеальное время, чтобы поработать. Мои жена и дочь плескались в бассейне в компании наших друзей, наслаждаясь солнечной погодой, хот-догами и, вероятно, парочкой прохладительных напитков. Это означало, что все это время я мог посвятить работе.
Передо мной было несколько листов экселевской таблицы и такое количество открытых вкладок в браузере, что я не рискнул бы их считать. Каждая из них, впрочем, содержала нужные мне данные. Медленно и кропотливо, фрагмент за фрагментом я вручную копировал эти данные и вставлял в соответствующие листы своей таблицы. Я не моргая смотрел в экран, и мои глаза слезились от напряжения. Я подбадривал себя мыслью, что эта таблица станет основой для ежегодного отчета моей компании Rented о «Списке лучших мест для инвестиций в загородные дома».
С тех пор как я прочитал о том, как Барбара Коркоран назвала «Отчет Коркоран» опорной точкой успеха ее компании, задумался о том, что аналогичный отчет для нашего сектора может помочь и моему делу. Это решение было принято еще несколько месяцев назад, однако особых подвижек к созданию такого отчета в моей компании пока не наблюдалось. Во всяком случае, до этого момента.
В тот же день, как я прочел историю Барбары, я поделился своей идеей с командой по маркетингу. Они покивали и поулыбались. После этого через каждые пару недель я напоминал о том, что у нас все еще нет отчета и неплохо было бы его составить. Все снова соглашались с резонностью моего предложения и хвалили идею, но делать что-либо не спешили. Устав ждать, я решил сделать его своими силами в следующие выходные. Ведь именно так поступает предприниматель, верно?
Сейчас, когда я пишу эту книгу, нашему «Отчету Rented» исполнилось уже шесть лет. Каждый год его цитируют многочисленные медиа, такие как Forbes и USA Today, и он остается крупнейшим источником новых клиентов для нашего бизнеса. Конечно, это история успеха. Конечно, провести те праздничные выходные вдали от друзей и семьи было правильным решением. Но так ли это в реальности? Знаменитый Сенека писал, что «всякий ценит самого себя дешевле всего». В те выходные, посвященные Дню поминовения в 2016 году, я оценивал себя и свое время как ничто. Это была медвежья услуга моей компании, моей семье и мне самому. Почему?
Во-первых, действительно ли этот проект нужно было завершить непременно за праздничные выходные? Идея о нем возникла у меня за несколько месяцев до этого. Безусловно, я мог сделать это и раньше, но тогда я точно знал, что могу заняться отчетом и чуточку позже.
Размышляя о ценности своего времени, я спрашивал себя, есть ли время более дорогое, чем то, которое я потерял, не насладившись выходными с семьей и друзьями?
Я никогда не верну его. Стоило ли отказываться от него ради выполнения одной-единственной задачи?
Далее, нужно ли было мне самому находить данные? У меня ведь была целая маркетинговая команда, не так ли? Почему же они этого не сделали? Да потому что я никогда, на самом деле, об этом их не просил. Как бы я ни злился, жалуясь на то, что они поступили бессовестно, заставив меня делать всю кропотливую работу, да еще и в выходные, мне пришлось в конце концов смириться с тем, что я никогда открыто не просил их подготовить этот отчет. Тогда каждый из них работал на полную ставку. У них были свои задачи, за которые они отвечали. Они не могли знать, что воплощение именно этой странной идеи, неожиданно пришедшей мне в голову, было тем, чего я от них хотел и ждал.
И наконец, прекрасной иллюстрацией того, что я сам «ценил самого себя дешевле всего», в данном случае является то, что в последующие годы я считал работу по составлению отчета ниже уровня квалификации моей команды. Как только я посмотрел на свой отчет со стороны, я понял, насколько монотонным и повторяющимся был сбор данных. Я также осознал, что он вовсе не требовал никакого специального анализа. В итоге я нанял подрядчиков через Upwork, чтобы они выполняли работу за меня по невероятно дешевой почасовой ставке. Затем, через пару лет, мы с нашей командой разработчиков сумели полностью автоматизировать этот процесс. В конечном итоге я решил, что такая работа буквально не стоит ничьих, кроме меня, разумеется, усилий.
Собственное время, праздничные выходные я считал самым дешевым доступным ресурсом, хотя на самом деле он был наиболее ограниченным.
Такое поведение характерно не для меня одного. Что, наверное, и так очевидно, раз Сенека заметил это почти 2000 лет назад.
Возможно, вам известна история об отце, который перед тем, как подарить своему сыну часы, являющиеся семейной реликвией, попросил сходить к ювелиру и узнать их подлинную стоимость.
Сделав так, как говорил отец, сын вернулся разочарованным.
«Ювелир сказал, что часы стоят не более 100 долларов, так как это старая модель», – сообщил он отцу.
«Понятно, – ответил тот. – А теперь попробуй сходить в ломбард».
Сын вернулся еще более подавленным: «Ломбард предложил мне всего 20 долларов».
«Вот как, – спокойно сказал отец. – Ну что ж, теперь сходи в городской музей и спроси, что думают они».
Сын пришел, дрожа от волнения: «Они предложили мне 250 000 долларов за них, потому что это драгоценный антиквариат!»
«Вот видишь, – произнес отец, – никогда не оценивай себя по тому, как тебя ценят другие. Как и в случае с этими часами, тебе встретятся те, для кого ты не будешь иметь большой ценности, и те, для кого ты будешь иметь небольшую ценность. Но ты также встретишься и с теми, кто оценит тебя по достоинству. Так проведи свое время и свою жизнь с последними».
Это отличный совет, но что делать, если человек, который вас недооценивает, – это вы сами? Не важно, насколько вас уважает кто-то другой, если вы неспособны и даже не хотите относиться к себе должным образом.
Именно в таком положении оказался я как начинающий предприниматель. На мою удачу, в начале своей стартап-карьеры я посетил мероприятие в Капитолии штата Джорджия, где губернатор объявлял о новой программе, запускаемой штатом. Случайный разговор с другим предпринимателем полностью изменил мое мнение.
Я был среди небольшой группы таких же основателей компаний, собравшихся перед мероприятием. Кто-то подошел и завязал разговор, спросив, как идут дела с нашими стартапами. Мы ответили, что все замечательно, но очень уж много уходит сил. Затем высказался последний человек из нашей группы, с которым я еще не был знаком: «У меня все отлично! Знаете, я генеральный директор стартапа. Мне практически нечего делать».