Хотя духи-помощники, выступающие в качестве сексуальных партнеров, не являются основной темой этой книги, мы должны хотя бы вкратце коснуться этого вопроса, чтобы с совершенно новой стороны взглянуть на природу духов и на отношения между ними и людьми. У духов всегда было влечение к людям, и причины этого до сегодняшнего дня остаются темой для разнообразных спекуляций. Несмотря на то, что духи лишены телесности как таковой, они нуждаются в сексе. Сильные людские эмоции являются их пищей и позволяют им сохранять форму и идентичность, из чего можно предположить, что духи стремятся к сексуальным контактам с нами потому, что во время любовного акта разум предельно сфокусирован, а эмоции очень интенсивны.
Совершенно очевидно, что духи получают удовольствие при этом. Каким же образом духи, лишенные физических тел, способны к сексуальному наслаждению? Возможно, они делают это опосредованно, извлекая удовольствие из ощущений и переживаний партнера. Точно так же они наблюдают за нашей жизнью с помощью наших же органов чувств, поскольку своих собственных органов чувств у них просто нет.
Спиритуалисты, теософы и современные розенкрейцеры выдвигают еще одно объяснение. Согласно этой теории, секс всегда происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Даже при условии того, что бестелесные духи не в состоянии непосредственно испытывать физические переживания, они могут наслаждаться высшей, духовной составляющей сексуального союза – той его частью, которую люди обычно не замечают, поскольку полностью поглощены телесным. Эта теория также объясняет, почему эротический контакт с духами обычно бывает столь продолжителен и зачастую не подразумевает физиологического оргазма. Оргазм знаменует конец полового акта и поэтому является тем событием, которого дух пытается изо всех сил избежать. Дух получает удовольствие от возбуждения, предшествующего оргазму, поэтому, руководствуясь своими личными интересами, он стремится максимально усилить возбуждение и поддерживать его до тех пор, пока тело его партнера способно такое напряжение выдержать.
Во время соития с духом удовольствие пронизывает все тело, и это можно сравнить разве что с действием наркотика. При этом ощущения сосредоточены отнюдь не на половых органах, хотя и они испытывают сильнейшее возбуждение. Эта смесь сладости и вожделения заполняет все тело; спина прогибается, ноги сплетаются, и все пребывает в напряжении. Это ощущение волнообразно, причем продолжительность каждой волны составляет несколько минут. После наступает усталость и сонливость. Если половой акт с духом продолжается несколько часов, то может вызвать нервную реакцию – дрожь и вибрацию всех нервных окончаний.
Некоторых читателей может насторожить столь серьезное отношение к сексуальному союзу физического существа с духом. Однако изучение литературы, посвященной духам-помощникам, показывает, что подобное не только возможно, но и весьма часто случается в жизни людей. Упоминания о половой связи с духами можно найти в самых древних документах; они присутствуют в мифах и, по всей видимости, началом своим имеют возникновение человечества. Конечно, мифы не стоит понимать буквально, однако к ним нельзя относиться как к простому вымыслу, поскольку любая мифология всегда основана на фактах.
Первым духом-помощником, упоминающимся в иудейско-христианской мифологии, является демоница Лилит, которая, как гласят некоторые легенды, была первой женой Адама. В «Устной Торе» говорится, что прежде Евы из ребра Адама Бог создал из глины женщину по имени Лилит, чтобы она стала сексуальной партнершей Адама, поскольку «нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). Глина, из которой были сотворены Адам и Лилит, не была материальной; это была духовная сущность глины. Лишь после изгнания из Рая Бог дал Адаму с Евой тела из плоти и крови, что же касается Лилит, то она так и не получила тела, поэтому ее сущность осталась нематериальной, каковой она была в Раю.
Это случилось оттого, что Лилит завела спор с Адамом. Во время секса она отказывалась лечь снизу, считая это формой подчинения. Адам возразил ей, утверждая, что она действительно ниже его по рангу, поскольку сотворена второй. Лилит настаивала, что они равны и оба сотворены Богом из праха земного и что у нее столько же прав быть сверху, сколько у Адама. Этот эпизод отражает реалии секса с духовным существом. Когда дух посещает человека в постели, он обычно ложится сверху и прижимается грудью, ногами или лицом к человеку, которого хочет возбудить. Иногда дух ложится рядом, но такое случается все же несколько реже.
Устав спорить с Адамом, Лилит пришла в ярость и произнесла запретное четырехбуквенное имя Бога – Тетраграмматон – в качестве проклятия и исчезла. Адам пожаловался Богу, и тот послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, чтобы те вернули Лилит в Эдем. Ангелы-посланники нашли ее в водах Красного моря, но Лилит отказалась вернуться. Три посланника грозились ее утопить. Чтобы откупиться от них, Лилит поклялась силой Тетраграмматона впредь оказывать уважение именам и образам этих ангелов, если увидит их на амулете. В ее силах было забирать жизнь у новорожденных, но Лилит обещала хранить младенцам жизнь, если те имели амулет, посвященный трем ангелам. Кроме того, она поклялась убивать сотню своих собственных детей-демонов каждый день. Три ангела не вернули Лилит к Адаму, что должны были сделать по приказу Бога. Отсюда следует интересный вывод – они не смогли вернуть ее, уступив перед ее могуществом. Все, что им оставалось – заключить с демоницей сделку.
Один из авторов сборника каббалистических текстов «Зогар» считал, что Лилит изначально была прикреплена к боку Адама, но Бог отпилил ее, одел в свадебный наряд и привел к Адаму в качестве подарка. Вот что он пишет: «В одной древней книге я обнаружил, что это относится к первозданной Лилит, которая была с ним и зачала от него, но не стала его подругой»[11]. В других еврейских легендах говорится, что Лилит была частью облака из тысячи злых духов, которое прикрепилось к левому боку Адама в момент его сотворения. Это демоническое облако отстало от Адама, когда Бог на него прикрикнул. Из этого мы узнаем, что Лилит и подобные ей духи повинуются произнесенным приказам, призывающим божественную власть.
Интересны различия между Лилит, первой любовницей Адама, и Евой, его подругой и женой, родившей ему детей. У Адама было две жены и, пребывая в Эдеме, а возможно, и после изгнания из райского сада, он вступал в сексуальные отношения с обеими. Однако с духовной женой он занимался сексом ради удовольствия, а целью секса с Евой было получение потомства. Говоря о двух женах Ламеха (Быт. 4:19), иудейский комментатор Библии Раши (1040–1105) описывает брачные приготовления, которые современному человеку покажутся весьма странными:
Таков был обычай у поколений до Потопа. Одна жена была плодовитой и умножала потомство, а другая была для удовольствия. Той, которая была для удовольствия, давали испить чашу яда, чтобы она стала бесплодной, и ее украшали как невесту и кормили самыми лучшими яствами. А ее партнер беспокоился и скорбел, как вдовец[12].
Понятно, что у Раши не было никакой возможности получить достоверные сведения о брачных обычаях, существовавших до библейского Потопа. Сообщение о двух супругах Ламеха можно интерпретировать как завуалированную ссылку на существование физической жены и духовной жены. Однако если Раши был прав и Цилла, одна из спутниц Ламеха, была бесплодной – то есть неспособной рожать смертных, – то ее дети Тувалкаин и Ноэма, упоминаемые в Библии, должны быть духовными существами.
Смертная жена рожает смертных, а духовная приносит духовное потомство. Дух не способен выносить и родить ребенка из плоти и крови, хотя может войти в тело новорожденного (даже эмбриона) и овладеть им. Именно так эту ситуацию понимали каббалисты. Цилла была духом-помощником Каина, а не женщиной в физическом смысле.
Странный тройственный брак, описанный Раши, в точности повторяет семейную ситуацию традиционного северного шамана, у которого также, как правило, было две жены: небесная, вступающая с ним в половой контакт, но не способная дать потомство, и земная, рожающая детей и продолжающая его род. Преимущества духовной жены заключались в более интенсивном сексуальном удовольствии, получении магической помощи и посредничества при общении с другими духами, а также защиты от врагов (как смертных, так и духовных).
Дух-опекун, который становился небесной женой шамана, играл гораздо более важную роль, нежели низшие духи, которых шаман подчинял себе в ходе ритуала. Этот дух инициировал шамана и предоставлял в его распоряжение других духов. В племенах голди, населявших район реки Амур, протекающей вдоль северной границы Маньчжурии, такую небесную жену шамана называли айями. Духов-прислужников, сопровождавших айями, называли сивен. Айями по желанию принимала самые разные обличья – красивой девушки, старухи или волка. Один из шаманов Голди вспоминал, что его айями впервые пришла к нему, когда он был болен и лежал в постели. Он увидел духа в виде красивой женщины его собственного племени, но ее рост составлял всего лишь двадцать восемь дюймов. Она сказала ему следующее:
Я – айями твоих предков-шаманов. Я учила их ведовству. Сейчас я буду учить тебя. Старые шаманы умерли, и нет никого, кто мог бы исцелять людей. Тебе предстоит стать шаманом…
Я люблю тебя, у меня сейчас нет мужа, и ты станешь моим мужем, а я буду твоей женой. Я дам тебе духов-помощников. Ты будешь лечить с их помощью, а я буду учить тебя и помогать тебе. Люди будут приносить нам пищу…
Если ты не будешь повиноваться мне, то тебе придется плохо. Я убью тебя[13].
Действительно, при достижении своих целей духи могут быть достаточно бесцеремонны. Даже высшие духи не брезгуют угрозами или ложью, чтобы заставить человека делать то, чего им хочется. Например, енохианские духи заставили Джона Ди и Эдварда Келли перебраться из Англии в Богемию, поведав Ди, что тот будет арестован и обвинен в измене, если не покинет родину. Скорее всего, это была неправда, но Ди слишком доверял духам.
Угрозу смерти со стороны айями следует воспринимать всего лишь как способ достижения духом своей цели, то есть установления партнерских отношений с молодым человеком. Не нужно думать, что она и в самом деле убила бы человека или что она вообще в силах сделать это. Теоретически такие вещи возможны, но далеко не всякое утверждение духа является правдивым.
Существует гораздо меньше непосредственных сведений о браках между шаманками и духами в мужском обличье, однако церемония инициации шаманки часто включает в себя спонтанное сексуальное возбуждение и оргазм, поэтому нет никаких причин полагать, что браки между шаманками и духами были чем-то необычным. В фольклоре якутов есть немало упоминаний о том, как небесные духи спускались на землю, чтобы вступить в брак со смертными женщинами, причем такое случалось не только у шаманок. Если же дух вступал в брак с шаманом или шаманкой, он становился их помощником в магической работе и учителем, а не только любовником.
Миф о сексуальном союзе и браке между богами и людьми существует во многих культурах. Он составляет суть «Книги Еноха», одной из иудейских апокрифических книг, и вкратце излагается в Ветхом Завете: «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и они брали их себе в жены, кто какую избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им. Это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:2–4).
«Книга Еноха» подробно рассказывает о том, как Наблюдатели, то есть те из ангелов, которым Бог поручил вести надзор за Землей, однажды спустились вниз к смертным женщинам. Мотив этих ангелов представлен в книге как сексуальное влечение, но ангелы также могли руководствоваться желанием заключить союз с человечеством и оставить на земле своих потомков. Наблюдатели не только вступили в интимную связь с земными женщинами, но переселились на землю и женились на них. Ангелы учили своих жен и детей небесной мудрости. Прежде всего Наблюдатели обучали различным видам магии, а также таким вещам, как обработка металлов, изготовление и употребление косметики, а также использование трав и камней.
Согласно этому мифу, Бог отнесся к союзу Наблюдателей как к нарушению его завета. Он вверг Наблюдателей в Бездну. Возможно, речь идет о тех самых падших ангелах, которые под предводительством Люцифера подняли восстание в небесах. Во всяком случае, этот мятеж и браки между ангелами и смертными женщинами тесно связаны.
Бог наказал не только Наблюдателей, но и все человечество, наслав Потоп, который должен был покрыть Землю и очистить ее от людей, за исключением Ноя и его семьи. Бог пошел на такие меры, потому что потомки людей и ангелов обладали способностью к магии и владели искусствами, способными вызвать радикальные изменения в мире. Например, возведение Вавилонской башни, несомненно, является делом детей Наблюдателей, которые описываются в Книге Бытия как «сильные, издревле славные люди». Дети Наблюдателей использовали технологии ангелов, чтобы вести завоевательные войны против остальных людей.
Если взглянуть на человечество как на научный эксперимент Бога, то необходимость Потопа становится понятной. Когда Наблюдатели создали семьи с дочерьми людскими, они нарушили ход эксперимента и изменили течение эволюции. Потоп позволил заново запустить этот эксперимент, убрав все следы детей ангелов и технологий, имевших небесное происхождение. Самих Наблюдателей убить было невозможно, поэтому их заточили в Бездну, чтобы они более не вмешивались в историю человечества.
Миф о Наблюдателях нельзя толковать буквально. Однако история эта поучительна. Вполне возможно, некогда, в далеком прошлом, некие могущественные духи небесной иерархии вступили с человечеством в связь, устанавливая любовные союзы с женщинами и мужчинами и заключая браки. У ангелов нет спермы, поэтому не нужно думать, что они оплодотворяли земных женщин. Им требовался своего рода тройственный брак. Смертный муж женщины должен был предоставить свое семя для оплодотворения, а ангельский муж – нечто, что превратит ребенка, рожденного от этого союза, в высшее существо.
Когда ангел принимал женское обличье и вступал в брак с земным мужчиной, он также не мог произвести земное смертное дитя, потому что у него нет матки. Однако эти женские духи могли рождать духовных детей, извлекая некую духовную сущность из семени мужчины, с которым они занимались сексом. В Книге Бытия об этом прямо не говорится, однако в результате союза Наблюдателей и людей родились не только герои – «славные люди», но и земные духи, связанные с теми уровнями бытия, которые располагаются ниже небесной сферы Луны. Другими словами, браки между смертными женщинами и ангелами в мужском обличье приводили к появлению на свет мальчиков и девочек, обладавших долей ангельской мудрости, силы и красоты. Союзы смертных мужчин и ангелов в женском обличье дали начало связанным с землей духам смешанной природы, которые обладали частичкой человеческой души.
Сексуальные отношения ведьмы со своим фамильяром восходят к шаманизму. Дух-помощник вступает в любовную связь с ведьмой надолго, а иногда и на всю жизнь, одновременно выступая в качестве учителя или, наоборот, слуги. Дух-учитель является эквивалентом айями шамана и имеет более высокий ранг и положение. Слуга эквивалентен сивен шамана, ранг его ниже, возможности ограничены. Дух-учитель пользуется любовью и уважением, к духу-слуге ведьма может испытывать те же нежные чувства, что и к любимым животным.
В своей книге «De praestigis deamonum», впервые опубликованной в 1563 году, демонолог Иоганн Вейер пренебрежительно писал о духах-помощниках ведьмы, желая продемонстрировать несостоятельность ведьмовства: «У них также нет предписанных формул, которым они следовали бы в своем колдовстве, и, в отличие от многих магов, они не заботятся о том, чтобы им прислуживали демоны, заключенные в драгоценном камне в кольце или в кристалле»[14]. Взгляды Вейера не нашли поддержки у остальных демонологов, которые на многочисленных примерах доказывали, что ведьмы часто держали при себе фамильяров в качестве слуг и любовников, причем эти духи обычно заключены были в каких-нибудь сосудах или изображениях.
Эту господствующую в средние века точку зрения излагают авторы печально известного «Молота ведьм» (Malleus Maleficarum) Генрих Крамер и Джеймс Шпренгер. Эта книга была написана монахами-доминиканцами как руководство для экзорцистов и охотников на ведьм; в ней подробно рассказывается о том, каким образом и на основании каких доказательств выносить обвинение в ведьмовстве, а также какие пытки применять на допросе и каким способом предавать виновных смерти. «Молот ведьм» – скверная книга, однако она базируется на многочисленных свидетельствах обвиняемых, и эти материалы дают немало достоверной информации.
Крамер и Шпренгер считали совокупление подозреваемых в ведьмовстве и духов, которых они называли инкубами, неотъемлемой частью ведьмовства. Их точка зрения основывалась как на древних сочинениях, так и на свидетельствах их подсудимых современниц.
Но эта теория, согласно которой современные ведьмы заражены дьявольской мерзостью, основана не только на наших убеждениях: свидетельства самих ведьм заставляют верить во все эти вещи; в наше время, в отличие от прошлого, ведьмы не являются невольными жертвами, они охотно и добровольно предаются этому мерзейшему и отвратительнейшему служению. Иначе почему же мы передали так много женщин для наказания светским судам в различных епархиях, особенно в Констанции и городе Ратибоне? Эти женщины предавались мерзостям, начиная с двадцатилетнего возраста, а некоторые даже с двенадцати и тринадцати лет; и это всегда сопровождалось полным или частичным отказом от веры[15].
В этой цитате подразумевается, что в языческие времена духи и боги овладевали женщинами против желания последних, а во время написания «Молота ведьм» те отнюдь не противились объятиям инкубов. Заблуждения очевидны; так, греческая и римская литература изобилует рассказами о добровольных сексуальных союзах между смертными и духами. Примеров действительно немало (брак короля Нумы с водяной нимфой Эгерией, союз смертной женщины Психеи и бога Купидона и т. д.). В языческой литературе есть множество рассказов о девушках, изнасилованных сатирами и другими похотливыми духами, но есть и свидетельства союзов, основанных на любви.
Считалось, что ведьма в состоянии постоянно видеть своих призрачных любовников, которые остаются незримыми для прочих людей, даже в момент, когда ведьма предается любовным утехам с духом. Священники утверждали, что эти духи обладали телами, состоящими из стихии Воздуха, которые частично уплотнялись за счет концентрации паров воды, извлеченной из земли. Иногда можно заметить, как инкуб после полового акта поднимается из тела ведьмы в виде столба плотного черного пара высотой в человеческий рост. Те редкие мужья, которым довелось стать свидетелями того, как инкуб в облике мужчины занимается любовью с их женами, принимали его за обычного смертного. Когда муж нападал на любовника, его меч не встречал никакого сопротивления, проходя сквозь тело, как если бы оно состояло из тумана, а инкуб неожиданно исчезал.