ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика». Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах «Всеобщий совет», «Великая дидактика», а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа». В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.
Составные части воспитания:
– религиозное;
– нравственное;
– научное образование;
– осознание значимости единства общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, а также социального воспитания;
– всестороннее развитие личности;
– изучение законов духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий;
– единство обучения и воспитания;
– соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения возрасту ребенка;
– осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума.
По мере развития педагогической науки ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци). Последователем идей Я. А. Коменского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова, С. И. Лысенкова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству.
Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как А. Н. Джуринский, И. П. Подласный, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краевский. Современные педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.
Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики – изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок—дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.
Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследовательские методы, позволяющие получить необходимые знания для постановки цели и решения намеченных задач. Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность управлять педагогическими процессами.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литературы, работ дошкольников.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ – наиболее общие способы достижения воспитательных задач. Их можно разбить на более простые подсистемы методов педагогического воздействия и воспитания.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшими функциями дошкольной педагогики являются воспитание, обучение и образование. Каждая из них заслуживает детального рассмотрения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ
Каждая наука имеет свой предмет, т. е. изучает определенную область действительности. Для педагогики такой областью является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики – воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее однозначного общепринятого определения для понятия «воспитание» нет – оно многозначно.
Рассмотрим понятие «воспитание» в основных значениях: социальном и педагогическом.
Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены все усилия социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком смысле отождествляется с социализацией.
Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.
Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества. Воспитание – категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.
Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, перед нами – явление историческое.
Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Однако не все внешние воздействия оказывают положительное влияние на ребенка. Дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, т. е. через особенности формирующейся психики личности. Одни воздействия ребенок воспринимает активно, другие – пассивно. Даже простое напоминание педагога о необходимости вымыть руки после прогулки вызывает у воспитанников свои чувства, действия, формы поведения (одни побегут с радостью, потому что любят воду или хотят заслужить похвалу педагога; другие сделают это по привычке; кто—то постарается уклониться от этой процедуры). Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.
Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В. А. Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 49).
Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т. д.).
В работе с маленькими детьми важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим успехам. Поступление в школу как бы высвечивает недостатки в поведении, и ребенок начинает их осознавать. Дети могут заниматься эпизодическим самовоспитанием: делать утром зарядку, чтобы быть сильными; тренироваться в штриховке для совершенствования навыков письма. Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.
Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых. В связи с этим стоит вспомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя» (Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988. С. 43).
Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию.
При определении содержания воспитательного процесса руководители и педагоги всех образовательных учреждений ориентируются на общечеловеческие ценности. Они ставят перед собой задачу пробудить у ребенка интерес как к глобальным проблемам человечества, так и к истории и культуре своего края, к своей школе и семье. В большинстве образовательных учреждений в качестве принципов выступают основополагающие идеи, или главные правила построения воспитательного взаимодействия. Взаимодействие учащихся с преподавателями должно строиться на основе принципов: