Имя этой полосатой африканской лошади получил пешеходный переход, нарисованный на проезжей части. Придумали такие переходы в 1953 г. в Германии, а в нашей стране они появились чуть позже, в середине 1960-х. И почти сразу весёленькую разметку перехода прозвали зеброй. Название так прижилось, что даже употребляется без кавычек – все понимают, что настоящие зебры у нас не водятся, а через дорогу переходят все и каждый день.
На нерегулируемом пешеходном переходе зебра предоставляет пешеходам преимущество (приоритет) при пересечении проезжей части по отношению к другим участникам движения. Проще говоря, заметив пешехода на зебре, водители обязаны как минимум сбросить скорость, а если они уже подъехали слишком близко – остановиться.
Все водители знают, что они обязаны пропустить движущегося по зебре пешехода на другую сторону проезжей части. Однако переход многополосной дороги, по которой машины едут в одну сторону в несколько (2–5) рядов, может быть небезопасным.
Дело в том, что пешеход, особенно невысокого роста, стартующий с тротуара, водителям во втором и последующих рядах не виден или виден плохо, а на то, что правый ряд вдруг почему-то поехал медленнее, многие не обращают внимания. Поэтому, успешно преодолев крайний правый ряд, пешеход рискует быть сбитым во втором или последующих рядах. Кроме того, чем левее на дороге движется машина, тем обычно выше её скорость.
Как же перейти через многополосную дорогу? Если, кроме как по зебре, пересечь проезжую часть невозможно, лучше всего дождаться, когда поток машин поредеет, тогда пешехода увидят водители и из левых рядов. Но если где-то не очень далеко есть светофор или подземный (надземный) переход, лучше воспользоваться им.
Дорожный знак – это стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. В разных странах приняты различные системы дорожных знаков, да и выглядеть они могут по-разному. В Европе, России и многих других странах мира действует Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Существует англосаксонская система, отличающаяся от привычной нам (но всё равно понятная), есть и, так сказать, «местные знаки», но и они всё равно всем ясны.
А всё дело в том, что ещё в 1900 г. на Конгрессе лиги союзов туризма в Париже было решено, что изображения на дорожных знаках должны быть символичными: это делает их простыми и понятными для всех – умеющих читать и неграмотных, местных и приезжих, сообразительных и не очень. Поэтому нигде в мире вы не встретите в качестве дорожного знака ни надписи на неизвестном языке, ни иероглифа, ни высокохудожественной картины. Ведь каждому понятно: стрелка любого начертания указывает направление движения, а перечёркнутая стрелка его запрещает.