Перед вами материалы уже второго Межвузовского семинара по проблемам дополнительного профессионального образования «Дополнительное образование студентов как карьерная перспектива: от студенческой скамьи до кресла руководителя», проводившегося в заочной форме в октябре – декабре 2012 года на базе факультета дополнительного образования Казанского национального исследовательского технологического университета.
В этом году на факультете произошла смена образовательной концепции, вызванная рядом причин. В первую очередь, это переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования: бакалавриат – магистратура, требующий новых методологических и организационных решений от вузов; вступление в силу ФГОС по программам основного профессионального образования; отсутствие федеральных государственных требований к минимуму содержания по программам дополнительного образования и вытекающая из этого невозможность выдачи диплома о профессиональной переподготовке государственного образца. Время диктует свои требования к профессиональной компетентности специалистов, жесткая конкуренция на рынке труда обусловливает стремление студентов расширить свои карьерные перспективы еще на студенческой скамье: за счет обучения по программам дополнительного образования, в том числе и в рамках основной образовательной программы, углубленного освоения английского языка, изучения второго иностранного языка, компьютерных технологий.
Комплекс проблем, связанных с функционированием и развитием дополнительного профессионального образования, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента, а также своеобразием задач. Специфика услуг в этой системе связана как с большой социальной значимостью, так и со сложностью выбора адекватных методов и технологий обучения и контроля результатов деятельности. К особенностям программ дополнительного профессионального образования можно отнести более короткий жизненный цикл по сравнению с основным профессиональным образованием. Преимуществом таких программ является их краткосрочность, возможность выбора методов и форм организации обучения, гибкий график учебного процесса, широкое использование активных методов и новых технологий обучения, повышенные требования к их качеству. Специфика этой системы проявляется в ее отличительных свойствах: адаптивности, целостности, разносторонности, автономности, многоуровневости, информационной и организационной открытости, доступности, мобильности.
Новая концепция обучения на факультете дополнительного образования нашего университета предполагает постепенный переход к многоуровневой ступенчатой организации учебного процесса; сокращение аудиторной нагрузки в пользу самостоятельной работы, в том числе с использованием дистанционных технологий и интерактивных методов обучения; завершение каждого этапа выдачей соответствующего документа (сертификат, удостоверение, диплом) Казанского национального исследовательского технологического университета.
Основные направления работы Межвузовского семинара по проблемам дополнительного профессионального образования:
– особенности и перспективы дополнительного образования в технических вузах;
– модели развития дополнительного профессионального образования;
– вопросы обеспечения качества программ дополнительного профессионального образования;
– развитие учебно-методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования в вузах;
– результаты освоения программ дополнительного профессионального образования студентов в вузах (по материалам лучших выпускных работ слушателей факультета).
Благодарим всех участников семинара и желаем дальнейших творческих успехов!