Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. [СПб., 1884.] С. 44.
Контарини рассказывает между прочим, что при его отъезде из Москвы великий князь Иван Васильевич пожелал, чтоб посол представился великой княгине Софье, «что и было мною исполнено с приличными приветствиями и поклонами. Великая княгиня обошлась со мною весьма вежливо и ласково и убедительно просила поклониться от нее светлейшей нашей республике (Венецианской). После сего я распростился с нею и возвратился в свое жилище». Подобные приемы впоследствии были уже немыслимы.
Русская женщина в домонгольский период. Историческое исследование Александра Добрякова. СПб., 1864. С. 32, 34, 35, 39, 57, 58, 62, 69, 77, 78 и мн. др.
Соч. К. С. Аксакова. Ч. I. С. 92, 93, 124 и др.
Аксаков К. С. Сочинения. Ч. I. С. 92–93; ср. также с. 90 и 91.
Ср. превосходную статью г. Кавелина: Мысли и заметки о Русской истории // Вестник Европы. Т. II. 1866.
Самое слово честь родственно со словом отец и, без сомнения, от него происходит. Слово чтить образовалось из слова отчить, относиться к человеку, как к отцу, воздавать человеку уважение отеческое.
Полное собрание русских летописей. Т. III. С. 31.
Извлечения из книги Златоуст // Архив историко-юридических сведений, издаваемый Н. Калачовым. Кн. 2. М., 1854.
Пословицы: «Шануй батька та Бога – буде тобi всюди дорога»; «Отец – як Бог». Украиньскi приказки, прислiвья и таке инше. Спорудив М. Номис.
Книга глаголения Златоуст, неделя 34, поучение избрано от всех книг.
Москвитянин. 1851. № 6. С. 128.
Так правильнее читается эта пословица в нашем списке Домостроя (XVIII в.). В издании Голохвастова: «Покорно слово кость ломит». С. 68.
Добре-убожливы – убоги.
В исторической литературе сильную проповедь в этом направлении держал Н. И. Костомаров. За ним как его отголоски следовали и ученые-изыскатели, и идеалисты-поэты, в том числе граф А. К. Толстой, который, между прочим, писал следующее: «Когда я думаю о красоте нашей Истории до проклятых монголов и отвратительной Москвы, которая более позорна, чем они, мне хочется броситься и кататься по земле от отчаяния: что мы сделали с дарами, которые дал нам Бог… Моя ненависть к Московскому периоду есть идиосинкразия, и я не подвинчиваю себя, чтобы говорить о нем то, что говорю. Это не тенденция – это я сам» (Письма в «Вестник Европы». 1895. Октябрь, ноябрь).