Любить – это каждодневная работа по тому, чтобы и самому оставаться идеалом для любимого, и чтобы Ваш любимый оставался Вашим идеалом. Да, друзья мои, любить – это не что иное, как каждодневный и напряжённый труд. Вопрос только в том: а в чём конкретно заключается работа?
Сочувствие, бескорыстие, жертвенность или самоотверженность, терпимость. Вот то, над чем приходится трудиться и с чем приходится иметь дело, когда говорим о любви.
И когда Вы решили научиться любить, то в первую очередь научитесь сочувствовать, сопереживать, замечать страдания других, понимать, когда больно, и страдать от этого в той же мере, в какой страдает тот, кого Вы любите.
Но сочувствовать кому-либо – не значит любить его. В противном случае, мы бы так и сказали, что любовь и сочувствие – суть одно, и что сочувствие – это и есть любовь. Другое дело, что сочувствие – необходимое качество, какое обязательно должно быть в Вас развито, уж коли Вы хотите любви, но одного этого качества далеко недостаточно.
Поговорим о жертвенности. Насколько Вы готовы жертвовать собой во имя того, кого любите? И готовы ли Вы жертвовать? Если – нет, то ни о какой любви и речи не может быть. И что толку в том, что Вы сочувствуете кому-то, когда Вы не готовы принести себя в жертву ради него?
Вокруг нас очень много трагедий и мы сочувствуем тем, кто оказался в несчастье, но… принести себя в жертву ради них? Нет, вот с этим, наверное, не будем торопиться. Мы можем только посочувствовать этим несчастным, но… жертвовать собой? Увольте.
Но как быть, когда мы хотим научиться любить другого человека? Как быть по отношению к любимой или любимому? – Ответ прост: если речь идёт о любви, то сочувствием одним не обойтись, а необходимо ещё и жертвовать собой ради любимого человека.
Ещё один важный аспект любви необходимо рассмотреть. Бескорыстие. Оказывается, в любви нет корысти. Вот это совсем для нас необычно, согласитесь. Мы готовы, конечно, сочувствовать и, при необходимости готовы пожертвовать собой, но… мы понимаем, зачем и почему это делаем. А тут нам говорят, что не должно быть никакой выгоды от того, что ты сочувствуешь и жертвуешь собой.
И это ещё не всё. Терпимость. Мало понимать другого человека, оказывается ещё и терпеть его нужно. Не случайно я о терпении заговорил в последнюю очередь.
Дело не в том, что эти качества, какими необходимо обладать, если хочешь научиться любить, должны следовать друг за другом в определённом порядке. Здесь нет никакого порядка и эти качества просто должны быть и всё. Но дело в том, что именно терпения чаще всего не хватает человеку, когда речь заходит о любви. Мы ещё поговорим об этом, а сейчас коснёмся того, как возникает любовь.
Понятно, что одними только сочувствием, терпимостью, бескорыстностью и самопожертвованием невозможно возбудить любовь в другом человеке. И эти качества не являются источником и причиной любви, нет. Но эти качества необходимы для того, чтобы быть способным любить, для сохранения любви и её развития.
А вот что касается самой причины, которая вызывает в нас желание служить другому человеку бескорыстно, проявлять к нему терпение, сочувствовать ему и жертвовать собой ради него, то она может быть разной и она меняется в зависимости от того, насколько человек развит духовно.
Но о причинах любви, о том, что лежит в основе любви, мы поговорим несколько позже. Вернёмся к нашей четвёрке: терпимость, сочувствие, самопожертвование, бескорыстие.
Это не что-то, что открылось недавно, это люди знали всегда. Оглянитесь вокруг и Вы увидите это повсеместно. Например, любая общественная организация, в том числе и религиозная, от своих членов требует терпимости по отношению к себе, она требует сочувствия, она требует от Вас жертвовать собой и она требует бескорыстия. Кстати, жертвовать собой – это совсем не значит, что человек должен рисковать своей жизнью, нет. Жертвовать собой во имя кого-то, или во имя какой-то идеи, – это значит отдавать свои силы во имя того, кого любишь, или во имя какой-то идеи, какой поклоняешься, или во имя какой-то организации и так далее.
Любая религия, без какого-либо исключения, требует от своих адептов «любви» к себе. А следовательно, любая религия требует терпимости, любая религия требует самопожертвования, любая религия требует бескорыстия и понимания, то есть сочувствия. Но дело здесь даже не в религиях. Я сейчас не о религиях разговор веду, а о любви. Но, так уж выходит, что человеку проще «полюбить» свою религию, свою церковь, нежели другого человека.
Почему во имя той или иной Идеи человек готов терпеть? Почему во имя Идеи человек готов принести себя в жертву? Почему во имя Идеи человек бескорыстен и способен увидеть и почувствовать горе? А вот во имя другого человека, во имя любимой или любимого – нет? Почему?
Потому что человек не знает, что такое любовь, потому что человек живёт в страхе от содеянного и страх превращает человека:
– в существо, которое неспособно терпеть самого близкого ему человека;
– в существо, которое неспособно сочувствовать самому близкому ему человеку;
– в существо, которое неспособно пожертвовать собой ради самого близкого ему человека;
– в существо, которое не способно бескорыстно служить самому близкому ему человеку.
Ведь самый близкий человек не накажет. Ведь самый близкий человек не спросит за содеянные преступления. Так с какой стати терпеть его? С какой стати жалеть его? С какой стати не требовать с него платы за свои к нему дела и с какой стати жертвовать собой ради какого-то там близкого?
Другое дело, Идея, которой поклоняется человек. Тем более, если Идея эта подразумевает некое абстрактное абсолютное величие, в котором видят первопричину и верховность во всём. Вот он-то спросит, так спросит. Следовательно, ему, а не какому-то там ближнему своему, я и жертву куплю, и всё остальное сделаю.
А ближний? А что ближний? К ближнему уже давным-давно всё остыло. И может быть, не сегодня завтра этот ближний умрёт.
Но не будем о грустном. Мы продолжаем. Мы учимся любить.