ВВЕДЕНИЕ
"Сложно начинать с нуля, а на ошибки уходит много времени, ведь большинство специалистов хранят в секрете процесс работы над дизайн проектом. Я решила исправить это. Уют должен быть доступен каждому". (Tatsiana S.)
1. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА. КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»
На кого рассчитана обучающая программа “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“?
Данный курс подойдет Вам, если Вы:
– начинающий дизайнер;
– никогда не пробовали свои силы в сфере дизайна, но давно хотели начать;
– стремитесь к гармонии и уюту;
– планируете ремонт и готовы попробовать свои силы.
Обучающая программа “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“ поможет каждому желающему стать не только дизайнером «для себя», но и для других.
Вам понадобится:
– время;
– желание;
– программа CorelDraw (мы рассмотрим работу на примере CorelDraw X6);
– программа AutoCAD (мы рассмотрим работу на примере AutoCAD 2015 русская версия).
Чем поможет обучающая программа “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“?
Вы сможете самостоятельно разработать Дизайн Проект для помещения любой сложности от идеи до реализации. В обучающей программе есть вся необходимая информацию для грамотного планирования интерьера, а также советы и рекомендации о том, как создать гармоничное пространство и воплотить ваши идеи в полноценный дизайн проект посредством графических программ, таких как CorelDraw и AutoCAD.
Из чего состоит обучающая программа “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“?
Основу знаний составит «Теоретическая часть». Я расскажу о правилах работы с интерьером, законах композиции, а также тонкостях взаимодействия пространства с цветом и светом.
В «Практической части» мы поговорим о самом дизайн проекте, рассмотрим подробно каждый этап работы, а также разберем примеры оформления чертежей.
И, наконец, изучим «Основы работы с графическими программами» такими как CorelDraw и AutoCAD, что значительно облегчит реализацию проекта и поможет грамотно планировать пространство на профессиональном уровне.
2. ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КАК ПРОФЕССИЯ
Мы практически каждый день сталкиваемся с понятием «Дизайн Интерьера», сейчас это модно, востребовано и конечно удобно – вы получаете реальный проект, соответствующий не только вашим ожиданиям, но и техническим требованиям, а также разработанный в 3D. Но, как показывает практика, большинство плохо представляет, что в себя включает понятие «Дизайн Интерьера». Зачастую даже человек, целенаправленно идущий за дизайн проектом, не отдает себе отчет в том, что получит в результате.
Итак, в чем же все-таки заключается профессия Дизайн Интерьера?
В терминологии «Дизайн Интерьера» – это отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми.
Дизайн интерьера представляет собой создание помещения на основе профессиональных знаний специалиста и личных предпочтений заказчика. Специалист, который занимается этими вопросами, называется Дизайнер. Именно от его профессионализма зависит конечный результат.
Дизайнер управляет всем процессом оформления интерьера, начиная с планировки помещения, освещения, систем вентиляции, отделки стен, и заканчивая размещением мебели и декора.
Главная задача Дизайнера – адаптация пространства под конкретного человека с учетом норм и возможностей помещения.
Идеальный Дизайнер это:
– Архитектор
Чтобы грамотно использовать возможности помещения, знание его технических характеристик и строительных конструкций необходимо!
– Конструктор мебели
Необходимо понимать принцип мебельного проектирования, знать какие виды мебели бывают и что необходимо учесть при разработке индивидуальных проектов;
– Светодизайнер
Правильный расчет света и его расстановка в помещении очень важны, при этом необходимо учесть технические характеристики светового оборудования.
К тому же Дизайнер обязан знать материал, с которым работает
А это и-
– отделочные материалы;
– строительные материалы;
– окна, двери и конструкции;
– сантехника;
– техника;
– фурнитура;
– текстиль и многое другое.
Все знать невозможно, но можно знать многое и конечно не сразу.
3. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
Создать оригинальный дизайн непросто, ведь начиная с рождения идеи, до реализации дизайна интерьера проходит длинный и трудный путь, в котором можно выделить несколько этапов.
Сначала появляются идеи и мысли, которые затем трансформируются в эскизы. Эскизы это и есть та самая концептуальная идея, на основе которой создается дизайн проект. И только после визуальной составляющей идет разработка рабочих чертежей, которые необходимы для качественного выполнения строительных работ и точной реализации задуманной идеи.
Итак, основные составляющие дизайна интерьера:
Пространство
– это взаимодействие окружающих предметов с учетом функциональных особенностей помещения. Пространство определяет характер и образ жизни проживающего в нем человека, поэтому важной задачей Дизайнера является уловить эти качества и создать уникальное и неповторимое помещение. Пространство должно быть грамотно использовано, расстановка мебели, встраиваемые конструкции – все имеет значение.
Композиция
– это взаимодействие предметов интерьера между собой. Правильно подобранная композиция позволяет превратить все предметы в единое целое и тем самым гармонизировать пространство.
В дизайне существуют законы, нарушать которые нельзя, это позволит добиться гармонии в пространстве абсолютно любой сложности.
Пропорции
– это соотношение размеров тех или иных предметов интерьера по отношении друг к другу. Разрабатывая дизайн, важно правильно комбинировать пропорции со стилем интерьера. Например, готический стиль предполагает высокие потолки и большие дверные проемы, которые при этом в другом стиле будут смотреться неуместно.
Цвет
– один из основных инструментов интерьера (вторым основным инструментом является форма).
Часто сочетание цветов позволяет полностью видоизменить интерьер и его восприятие, при этом, не затрагивая форму. Подбирая палитру для вашего интерьера, необходимо использовать такую науку как «Колористика», знания о «Теории цветовых контрастов», а также учесть «Психологию влияния цвета».
Все это мы рассмотрим с вами в обучающей программе “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“
Форма
– также как и цвет, является одним из основных инструментов интерьера. Посредством необычных форм и нестандартных объемов можно сделать интерьер оригинальным, при этом сохранив комфорт и функциональность. Но, для того, чтобы сделать это грамотно, необходимо знать тонкости «Формальной композиции» и учесть «Эргономические нормы», которые являются обязательными при проектировании интерьера.
Обе теории мы рассмотрим с вами в обучающей программе “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“
4. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИНТЕРЬЕРА
Создание интерьера это не только ответственный процесс, но и увлекательный, ведь с каждым новым интерьером мы испытываем новые чувства. Уже на этапе разработки концептуального решения начинается полет фантазии в полном объеме.
Несмотря на творческое начало, процесс создания интерьера проходит поэтапно.
Мы рассмотрим все этапы, от взаимодействия с Заказчиком и до оформления готового дизайн проекта.
Обучающая программа “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“ поможет каждому желающему стать не только дизайнером «для себя», но и для других.
Итак, этапы создания интерьера:
Встреча с Заказчиком – на этом этапе происходит взаимодействие вас как Дизайнера с Заказчиком как с личностью.
И тут необходимо:
– понять какие направления привлекают Заказчика, чтобы определиться в каком стилевом ключе вам вести работы;
– узнать чем живет Заказчик, его род деятельности, насколько он практичен в жизни;
– уточнить главные пожелания клиента относительно практичности интерьера и его конечного визуального восприятия;
На этом же этапе клиентом заполняется Техническое Задание по проекту. В Техническом Задании указывается вид объекта, его площадь, пожелания для каждого помещения как технические, так и с точки зрения дизайна и многое другое.
Техническое Задание вы можете разработать в произвольной форме (таблица, анкета и др.), главная задача поместить в этот документ все интересующие вас вопросы, необходимые для работы с помещением.
– обсудить финансовые возможности. Так называемый «стоп лимит» Заказчика, от которого и будет отталкиваться весь дизайн проект.
В этот момент для Дизайнера очень важно знать две вещи:
1. Есть стилистические направления, которые невозможно создать без особых финансовых затрат (например арт-деко). И тут, если пожелания Заказчика не соответствуют его возможностям, необходимо объяснить ему ситуацию и плавно переключить на другие варианты;
2. Ответственность еще один важный фактор. Независимо от того для себя вы делаете проект или для знакомого, вы обязаны сделать дизайн проект реальным как с технической, так и с финансовой точки зрения.
В проекте должны стоять реальные вещи, все, что вы придумываете, вы обязаны знать как осуществить. Это правило!
Планировка помещения и Разработка концептуального решения
– тут все просто, вы разрабатываете планировку стен лишь при необходимости, например, если квартира абсолютно пустая и была продана со свободной планировкой (т.е. Заказчик имеет право установить перегородки по своему желанию и зафиксировать это в БТИ) или требуется перепланировка (частичный снос перегородок, а иногда и несущих стен).
На этом этапе важно учесть соответствующие нормы и правила, разработанные специально для грамотного планирования жилых помещений и соответствующие той стране, в которой вы находитесь!
Вот некоторые из них:
К работам по перепланировке и переустройству относятся:
замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
устройство гидроизоляции, пароизоляции, теплоизоляции и звукоизоляции;
изменения в несущих конструкциях;
изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.
Другие работы перепланировкой или переустройством не считаются.
Комплексно с планировочным решением разрабатывается Концепция Интерьера – это и есть та сама концептуальная идея, на основе которой создается дизайн проект.
На этом этапе вы создаете коллаж, который максимально подробно передает вашу идею для конкретного помещения, от подбора материалов до относительной передачи целой композиции.
Коллаж мы создадим в программе CorelDraw в практической части обучающей программы “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“.
После согласования концептуального и планировочного решения наступает следующий этап:
Разработка 3D проекта
Разработать 3D проект вы можете, как самостоятельно, дополнительно изучив программу для 3D моделирования (например, 3DsMAX), так и обратившись к специалисту по работе с 3D графикой.
И только после того, как 3D проект будет согласован, можно приступить к разработке чертежей.
Необходимо учесть, что планы, связанные с перепланировкой и расстановкой мебели, разрабатываются совместно с концептуальным решением на начальном этапе.
Разработка чертежей – этап ответственный, так как по чертежам Дизайнера работает не один человек, это и строители, и отделочники, сантехники, светодизайнеры и наличие ошибок, особенно грубых, чревато не только неловким положением, но и финансовыми потерями, порой значительными. Дизайнер – основа проекта.
Оформление альбома проекта – заключительный этап в разработке проекта. После тщательной проверки всех деталей проекта и полного согласования его с Заказчиком Дизайнер компонует проект в альбом. В каком виде будет ваш альбом, зависит только от вас.
Мы рассмотрим стандартное оформление альбома в формате А3.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ
Интеграция стилей в дизайн интерьера произошла параллельно с развитием стилей в архитектуре. Архитектура зданий и сооружений в определенные временные периоды (эпохи) имела свои особенности. Она была подвластна моде, тенденциям, новым течениям, зависела от географического расположения и, естественно, от самих архитекторов.
При проектировании сооружений давних времен разграничения на экстерьер и интерьер практически не существовало. Оба направления развивались, но были зависимы друг от друга. Так стилистические направления внедрялись из архитектуры в интерьер, а, следовательно, имели прямое влияние на стилистику мебели и отделочных материалов.
Стили интерьера влияют не только на оформление пространства и эмоциональное восприятие, но и на характер ремонтных работ, которые будут проводиться в помещении. Ведь общая концепция определяет выбор отделочных материалов, предметов декора, мебели и цветовой гаммы.
Знание стилей это основа – база, без которой невозможно грамотно создать свой собственный почерк.
Для этого стоит изучить характерные черты, которые описывают стили дизайна интерьера, а также посмотреть соответствующие фото с примерами.
На сегодняшний день интерьеры в одном «чистом» стилевом направлении встречаются крайне редко.
Все стили дизайна интерьера делятся на три основные группы и одну дополнительную. У каждой из групп – общая характеристика, но стили в ее границах отличаются по ряду признаков.
1. Классические (исторические) стили
Классический стиль неразрывно связан с искусством и архитектурой, характерными для определенного исторического периода.
При работе со стилем Классической группы необходимо тщательно изучить специфику соответствующей эпохи.
Также стоит учесть, что для Исторических стилей свойственны натуральные материалы, элитная мебель и декор, что требует наличие соответствующего бюджета.
Список стилей интерьера, относящийся к классическим:
Барокко;
Рококо;
Классический (классика);
Модерн;
Готика и др.
2. Этнические стили
Этнические стили основаны на специфике оформления жилья, свойственной для определенной территории. Страна, где зародился стиль, определяет его наименование.
Этнический дизайн нечасто встречается. Ведь полностью воссоздать материалы, мебель и декор, которые использовались много веков назад в дальних странах, нелегко. Также и с исторической точки зрения в чистом виде этнический дизайн не встречается. Ведь культура, искусство и архитектура разных народностей смешивались и влияли друг на друга.
Поэтому оригинальные этнические интерьеры повторить невозможно.
Но этнические типы интерьеров в наши дни выглядят оригинально и выразительно.
Для того чтобы этнические стили интерьера жилых помещений выглядели естественно и правдоподобно, необходимо в общих чертах знать искусство и архитектуру определенной страны и традиции ее жителей.
Список стилей интерьера, относящийся к этническим:
Марокканский;
Японский;
Китайский и др.
3. Современные стили
Современные стили это стили, распространенные в наши дни и сформированные в течение последних 50-100 лет.
Современные виды интерьера квартиры открыты ко всем экспериментам с формой и цветом. Эти стили оформления интерьеров жилых помещений впитывают все эффектные и рациональные идеи из других стилистических направлений. В результате пространство приобретает не только высокую функциональность, но и достойные эстетические качества. Современные виды дизайнов интерьера призваны создать практичное пространство, адаптированное к потребностям его жильцов.
Список стилей интерьера, относящийся к современным:
Гранж;
Минимализм;
Неоклассика;
Хай-тек и др.
4. Колониальный стиль (дополнительная группа)
Колониальный стиль объединяет в себе этнические и классические черты, но вместе с тем имеет собственные характерные признаки.
Он дошел до наших дней со времен средневековой Англии, когда происходила активная колонизация африканского континента. В результате смешения европейской и африканской культуры появился колониальный стиль.
Плетеная ротанговая или тиковая мебель, мебель из каучукового или тюльпанного дерева – отличительная черта, которой характеризуется колониальный стиль.
Для декорирования интерьера отлично подходит ковер из растительных волокон, а также этнические статуэтки, сундуки, чемоданы, керамическая или металлическая посуда, звериные шкуры и рога.
Самостоятельная работа:
Подробно изучить стилевые направления в каждой из рассмотренных выше групп. Выявить основные и отличительные черты.
2. КОЛОРИСТИКА. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Цвет способен повлиять не только на восприятие интерьера, но и на настроение человека. Ведь одно из чувств, через которые мы воспринимаем мир это наше зрение.
Итак, рассмотрим «Цветоведение» как науку, необходимую Дизайнеру для создания грамотного и гармоничного интерьера.
Что же такое Цвет?
Цвет – это субъективная оптическая характеристика электромагнитного излучения, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения.
Проще говоря, Цвет – это ощущение, возникающее в мозге, которое человек испытывает при попадании ему в глаз световых лучей, возбуждающих или тормозящих рецепторы глазной сетчатки.
2.1. Характеристика цвета по Гете
И. В. Гете, поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе и в конце 17 века Гете построил свой цветовой круг (первый цветовой круг, который приводил видимые цвета в систему, был предложен Исааком Ньютоном. Круг состоял из семи секторов с цветами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый).
Гете выявил чистые цвета – те, которые нельзя получить путем смешивания, а можно лишь взять готовыми.
Это:
Красный
Желтый
Синий
Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.
Он же сделал вывод о том, что:
Оранжевый, Зеленый и Фиолетовый – это смешанные цвета (или составные), которые получаются путем смешивания основных в разных пропорциях.
Составные цвета – цвета, получаемые путём смешивания основных цветов.
Между чистыми основными цветами находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой.
Гете пошел дальше и предположил, что один из существующих цветов, не являющийся радужным, может быть продолжением фиолетового и началом красного. И этот цвет – пурпурный.
Найдя это недостающее звено, Гете смог «закруглить радугу» и создать свой цветовой круг. Таким образом, он показывает нам зарождение бесконечного количества оттенков из трех основных цветов.
В круге Гете гармоничные цветовые сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.
Кроме гармоничных сочетаний, Гете выделял «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.
2.2. Характеристика цвета по Итенну
Цветовой круг Иттена является основополагающим при изучении «Теории цвета» и «Цветоведения».
В круге Иттена, как и круге Гете, основой являются три цвета: синий, красный и жёлтый.
Далее следуют цвета второго порядка, получаемые из смешения между собой основных: зелёный, оранжевый, фиолетовый (синий + красный = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; желтый + синий = зеленый).
Оставшиеся цвета (третичные) образованы при смешивании цвета первого и второго порядка: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный.
Более подробную таблицу смешения цвета вы можете посмотреть в Приложении №2 обучающей программы “Дизайн Интерьера. Курс для начинающих“.
2.3. Теория Цвета
Согласно теории цвета все цвета разделяют на:
Ахроматические (черный, белый и многочисленные градации серого)
Хроматические (те, что обладают цветовым тоном)
Хроматические цвета различают по трем показателям:
Цветовой тон (цвет);
Насыщенность (степень выраженности цветового оттенка, а также степень отличия его от серого);
Светлота (тон предмета без учета его спектральной принадлежности).
Цвета характеризуются как:
Комплиментарные
(гармоничные, контрастные) – цвета, расположенные в круге напротив друг друга. Очень хорошо сочетаются друг с другом, поэтому называются гармоничными.
Характерные – цвета, расположенные в круге через один.
Нехарактерные
(аналоговые) – цвета, расположенные рядом друг с другом.
Хорошо сочетаются, но не позволяют получить в изображении контраст.
Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.
Монохромная модель
(одноцветная гармония) – равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком любого из них.
Самая простая модель.
Контрастная модель
(двухцветная гармония) – цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.
Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом, но, если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь.
Трёхцветная равномерная (триадная) модель
(трёхцветная гармония) – при создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки.
Проще – в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.
Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.
Трёхцветная доминирующая модель
(разделённая гармония) – в этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличие от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.
Квадроравномерная модель
(четырёхцветная гармония) – количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.
Квадродоминирующая модель
(альтернативная четырёхцветная гармония) – в этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.
Существует ещё Аналоговая модель (аналоговая гармония), позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.
2.4 Теория цветовых контрастов
Практические советы
Цветовой контраст – разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков.
Суть принципа в следующем: чтобы усилить визуальное воздействие, необходимо показывать элементы композиции, объекты и их детали в сравнении.
Эффективны сравнения, основанные на противоположных свойствах, например: резкие контуры лучше выделяются в сравнении с плавными, яркость светлых тонов более заметна рядом с темными переходами и т. д.
Чтобы использовать принцип контраста применительно к цвету, необходимо иметь представление о возможных вариантах сопоставления цветов.
Их существует всего семь:
1.Контраст по цвету
Контраст по цвету достаточно простой потому, так как его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.
Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных.
Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.
Контраст по цвету позволяет получить великое множество различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов.
Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.
2. Контраст светлого и темного
Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы.
В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени.
Контраст белого и чёрного – самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах, а контраст жёлтого и фиолетового – в хроматических цветах.
Существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и стремится внутрь.
Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения.
З. Контраст холодного и теплого
Обычно принято считать, что:
Теплые цвета это:
Жёлтый
Жёлто-оранжевый
Оранжевый
Красно-оранжевый
Красный
Красно-фиолетовый
Холодные цвета это:
Жёлто-зелёный
Зелёный
Сине-зелёный
Синий
Сине-фиолетовый
Фиолетовый
На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине:
как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.
Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами.
Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.
Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого, имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения.
4. Контраст дополнительных цветов
Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет.
В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:
Жёлтый – фиолетовый
Жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый
Оранжевый – синий
Красно-оранжевый – сине-зелёный
Красный – зелёный
Красно-фиолетовый – жёлто-зелёный
Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают и уравновешивают друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый).
Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.
5. Симультанный контраст
Симультанный контраст – явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультанно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения.
В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения.
Интенсивность симультанного контраста зависит от интенсивности фонового цвета и от того, насколько близки по светлоте фон и помещённый на него объект. Если между серым предметом и ярким цветным фоном нет контраста тёмного и светлого (т.е. если они одинаковы по светлоте), то симультанный контраст будет максимальным.
Значит, один из способов избежать нежелательной иллюзии – сделать фон светлее, а предмет темнее, или наоборот, т.е. внести ещё один вид отношений – по светлоте.
Другим способом избежать симультанного контраста является «подкрашивание» объекта.
Если добавить к его цвету немного того оттенка, в который окрашен фон, то можно добиться того, чтобы он воспринимался глазом как чистый цвет (уже на самом деле не будучи таковым). Фактически получается цветовой обман.
6. Контраст по насыщенности
Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью.
Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются, или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.
1. Чистый цвет можно "разбавить" белым, практически сохранив чистоту, но придав ему более холодный оттенок.
2. Чистый цвет можно "разбавить" чёрным, практически отняв чистоту и придав ему грязноватый оттенок.
3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.
4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.
Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером.
В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.
Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.
7. Контраст по площади цветовых пятен
Исключительная особенность этого контраста – способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами.