Ребенком я часто уходила в лес, начинавшийся сразу за нашим домом. Я любила сидеть среди выступающих наружу, поросших мхом корней большого клена. Под сенью густой листвы я распевала песни, шептала заклинания и свои детские молитвы. Среди этих древних корней я ощущала близость к иным корням, невидимым – тем, что связывают меня с моими далекими предками, когда-то жившими в глухих в лесах северо-запада тихоокеанского побережья.
В лес я обычно отправлялась после школы, особенно если день выдался так себе: кто-то дергал меня за волосы, говорил что-то обидное, подсовывал в учебник жука, или я оказывалась на скамье запасных в спортивных играх – все эти маленькие неприятности детской жизни растворялись под покровом леса, где я чувствовала себя как дома. Каждый день из стеснительной девочки со странностями я таким образом превращалась в волшебницу, которая умеет общаться с духами природы (хотя я еще не понимала этого) и понемногу приближается к тому, чтобы овладеть магическими практиками, которые спустя годы станут ее ремеслом.
«Пойдем домой, дочка, – мама всегда знала, где меня найти, – пора ужинать».
«Можно я еще полчасика погуляю? Обещаю, я вернусь до темноты. Ну пожааалуйста», – обычно просила я.
«Ладно, еще полчасика», – мама улыбалась и оставляла меня наедине с моими волшебными играми.
Став взрослой, я все равно часто бываю в этих лесах. Они уже не такие таинственные, какими были в пору моего детства. И все же в них я нахожу уединение, защиту и отдых, там прихожу в равновесие и принимаю важные решения. Там я совершаю свои магические ритуалы. Снова и снова я пропадаю в этих лесах, как в детстве.
Можно представить, какой сакральный трепет должны были испытывать наши далекие предки перед громадными, отдельно стоящими деревьями. Для обожествления были причины. Деревья – любые, даже простые и ничем не выдающиеся, являлись тем, что обеспечивает выживание. В самые древние времена они были домом: ночью в их ветвях можно было укрыться от хищников. Когда люди научились добывать огонь, они стали тем, что этот огонь поддерживает – топливом. Их плоды были пищей, листья – лекарством. Не удивительно, что дерево, отличавшееся от своих лесных собратьев внушительными размерами, становилось объектом поклонения. Мне вспоминаются невероятные старые вечнозеленые леса северо-запада тихоокеанского побережья, где среди красных кедров, пихт и секвой можно встретить отдельные экземпляры, достигающие более сотни метров в высоту, с диаметром ствола до шести метров[3]. Эти прекрасные гиганты древних времен теперь редко встречаются в прибрежной зоне, и большинство из них находятся под охраной государства и окружены специальной оградой с платным входом. Только так теперь можно ощутить вблизи их величие.
Прогуливаясь по тропинкам в лесу неподалеку от дома, я вижу тут и там среди молодых деревьев огромные старые пни, которые рассказывают истории из прошлого – о том, как их сразила молния или огонь. Глубокие трещины на древних стволах помнят пионеров, что пришли осваивать эту землю, ресурсы которой казались неистощимыми, и страдания аборигенов, чьи священные земли были захвачены и разграблены. Тот горький стон и сетования чуткое ухо до сих пор может услышать в шуме листвы, распознать в молчании поднимающегося от земли утреннего тумана.
С начала времен деревья считались священными, возможно, еще и потому, что, подобно людям, они стоят прямо, ногами на земле, с головами, устремленными в небо, и циклы их жизни напоминают человеческие. Как и мы, деревья обладают памятью – по кольцам на их пнях можно многое узнать об их прошлом. Как бы то ни было, в легендах и мифах культур всех народов мира прослеживается почтительное отношение к деревьям.
Наверняка вы слышали о христианском Древе познания в Эдемском саду, чьи плоды даровали человеку знания о добре и зле, знакомы с древнегреческим мифом о Дафне, обращенной в лавровое дерево своим отцом, речным богом, чтобы защитить ее от преследований Аполлона. Скандинавский Один по легенде девять дней висел на Древе мира Иггдрасиль, неотрывно глядя в темную воду, чтобы получить руны для блага человечества. Будда обрел просветление под деревом Бодхи, а еще в Индии верили в существование космического дерева, Ашваттха, что уходит корнями в небо, а его ветви растут вниз, покрывая всю землю. В любой мифологии деревья обеспечивали связь между мирами людей и богов: представители высших сил или их посланники перемещались из одного мира в другой по стволам и ветвям.
Если одно дерево могло символизировать ось, связующую небо и землю, то что же древние думали о целых лесах?
Когда-то почти всю территорию Центральной и Западной Европы покрывали девственные леса. В некоторых лесных массивах, таких, например, как в Германии Шварцвальд (в переводе с немецкого это означает Черный Лес), деревья стояли так плотно, что сквозь их кроны никогда не проникали солнечные лучи. Там было по-настоящему опасно: одинокому путнику легко можно было заблудиться, стать жертвой разбойников или добычей диких зверей. Для людей, живших неподалеку от Шварцвальда, это было и место мистическое.
Входя в лес, мы символически пересекаем границу миров – так душа вступает в мир неведомого, царство смерти, природы или духов; человеку иногда необходимо пересечь эту грань, чтобы понять или обрести что-то важное для себя. Многие сказки братьев Гримм и других авторов начинаются похоже. Вспомните «Красную Шапочку», «Гензель и Гретель», «Белоснежку», «Машу и медведей», или, например, «Румпельштильцхен» – что их объединяет? Верно – герои отправляются в глубь леса. В паутине ветвей, темноте и неизвестности, они прокладывают себе путь, справляясь с трудностями, подстерегающими тут и там – и выходят обновленными.
Во многих культурах древнейшими святилищами были рощи или леса деревьев с раскидистыми кронами – дубовые, тисовые или сосновые. Эти святилища посвящались определенным божествам, в честь которых под деревьями проводились празднества с экстатическими танцами, там же люди входили в контакт с духами Земли. С приходом христианства эти первые храмы, служившие местом единения человека с природой, стали частью окружения уже других храмов, рукотворных, посвященных христианскому богу. Однако старые боги и богини не покинули свои лесные дома – следы их присутствия до сих пор видны в тайнописи изломов и трещин коры старых деревьев, хитросплетениях корней и лоз на останках поверженных гигантов.
Испокон веку деревья участвовали в ритуалах инициации. Во многих европейских странах существовала традиция высаживать деревья перед домами молодоженов, что символизировало защиту семейного счастья, а в некоторых регионах Азии на свадебной церемонии молодые ходили вокруг дерева, чтобы причаститься его производительной силы.
Иногда деревья высаживали в честь рождения наследника, на удачу, а во многих культурах покойников вместо погребения помещали на деревья – считалось, что так гарантируется перерождение души. В некоторых странах Европы, когда молодой человек, став взрослым, покидал родную деревню, он наказывал родным ухаживать за посаженным им деревом, и пока это дерево-хранитель было здорово, близкие знали, что с человеком все хорошо, а если начинало болеть, это означало и болезнь того, кто сейчас далеко.
На деревья, столь почитаемые нашими предками, в современном мире смотрят утилитарно – как на ресурс. Эти ресурсом распоряжаются зачастую бесцеремонно, забывая о том, что именно леса в значительной степени обеспечивают равновесие в глобальной экосистеме, частью которой является и человек. Без них, поглощающих углекислый газ, мы лишились бы кислорода, необходимого для дыхания, а в отсутствие вечнозеленых лесов нас ждут засухи, изменения в движении воздушных масс и водных течений, то есть нарушение глобального климатического равновесия.
Входите в лес с открытым сердцем, позвольте его древним воспоминаниям потревожить ваш покой и откройте в себе столь долго дремавшую способность понимать природу.
Я всегда считала, что идти сквозь лес – значит вступать в тесный контакт с Зеленым Богом. Его послания можно услышать в шепоте старых деревьев, в голосах птиц и других лесных обитателей, в журчании ручьев – все это звуки, сообщающие об умиротворении, стабильности и единении с Матерью-Землей. Но чтобы лучше понять этот язык, нужно приблизиться к деревьям – поэтому, если вы готовы, предлагаю вам как в сказке переступить порог и пойти вглубь леса, где покрытые мхом ветви старых исполинов поведают нам древние предания.
Количество и свойства влажных осадков в штате Вашингтон очень зависит от времени года: летом это в основном влажные туманы, от которых холодеют щеки и вьются волосы, а зимой сильные ливни с градом, жалящим, как миллионы маленьких стрел. Помню, была середина ноября, и дождь лил стеной – в такую погоду большинство нормальных людей стараются остаться в теплом сухом доме и радоваться огню в камине, чашке чая в руке и коту, свернувшемуся калачиком рядом.
Но только не я: мне как раз потребовалось выйти из повседневной жизни в магическую. В лесу рядом с моим домом есть одно место, куда я всегда прихожу, когда голоса из потустороннего мира тревожат мне душу. Я иду на берег реки Саук, в полутора милях от моего дома, где два клена, сплетенных ветвями, образуют естественную беседку рядом с проселочной дорогой.
В тот день, когда казалось, что дождь не кончится никогда, я вошла в этот лес как обычно, спокойно и с сердцем, открытым посланиям природы. Ветви могучих елей и кедров, а именно из этих деревьев в основном состоит наш лес, частично защищали от дождя, я сняла тяжелый шерстяной свитер и положила на покрытый мхом пень.
Я шла по той же тропинке, что и всегда – она ведет вниз, вдоль мшистого берега реки с редкими кустами папоротника, к дереву туи, нависающему над рекой Саук, дереву, чьи наземные корни искривлены и перекручены изменчивым потоком воды – Саук нередко вырывалась из русла и подмывала почву. Недалеко от основания этого дерева, где несколько валунов, заросших кустиками черники, держат дерево с ослабевшими корнями и не дают ему окончательно упасть в воду, есть небольшая ложбина. Туда я обычно и забираюсь, чтобы оказаться под защитой мощной очистительной энергии туи.
Туя, или западный красный кедр – была одним из самых почитаемых деревьев у племен, населявших когда-то тихоокеанское побережье. Из его листвы делали средство для лечения простуды и других хворей, из коры – амулеты для защиты и процветания; внутренние волокна использовались для изготовления одежды, одеял и подстилок для сна. Из туи строили дома, выдалбливали лодки, из корней плели корзины; тотемы, маски и другие ритуальные принадлежности также вырезали из этого дерева, кору его измельчали и использовали в качестве благовоний, для этого же шли в ход пучки его веток – ничто не пропадало зря. Туя, как и все кедры вообще, символизирует защиту, очищение и процветание, а многие племена верили, что в этих деревьях живут духи предков.
Как любитель проводить время в лесу, я была очень хорошо знакома с защитной энергией кедра, и хотя сейчас я умею работать с энергиями многих деревьев, именно к кедру меня тянет в особенно уязвимом состоянии. И вот, пока дождь продолжал заливать все вокруг, я в своем укрытии зажгла простую белую свечку, подожгла курительную палочку с ароматом бергамота и приступила к медитации. Как всегда, я почувствовала себя так, словно ко мне потянулись тончайшие нити из потустороннего мира – это защитная сущность кедра окутывала меня своим покоем. Но тут произошло что-то странное – что-то, что напугало меня. Меня вдруг пронзила внезапная тревога, и одно слово отчаянно зазвенело в голове: беги! Это прозвучало так неожиданно и настойчиво, что я не стала тратить время на сомнения, быстро потушила свечу и палочку и побежала обратно к берегу реки, забыв на пне свой свитер.
Снова оказавшись на дороге, я остановилась перевести дух. Что это было? – спрашивала я себя. В этот момент где-то неподалеку хрустнула ветка. Я обернулась и краем глаза заметила что-то похожее на промелькнувшую человеческую фигуру. Не показалось ли мне это? Услышав хруст веток снова, я уже не стала любопытствовать, чем он вызван, – я побежала со всех ног домой, а это, напомню, полторы мили, и уже в безопасности, у дверей своего дома я услышала вой сирен и, затаив дыхание, наблюдала, как мимо пронеслись две полицейские машины.
Через пару дней я узнала, что полиция разыскивала наркомана, которого подозревали в совершении убийства и серии ограблений. Чем закончилась бы наша встреча в лесу? Кто знает. Но я более чем уверена, что ничем хорошим. Как уверена и в том, что дух дерева тогда защитил и спас меня.
Даже в современном мире, где постоянно растущие города и потребности в сельскохозяйственных угодьях уже уничтожили огромное количество лесов, духи деревьев до сих пор живы – в старом дубе на вашем заднем дворе, в прибрежных зарослях ольхи, чьи веточки треплет ветер, в соснах, хранящих прохладу в вашем любимом парке. Взаимодействуя с их могучими энергиями, мы обретаем силу и причащаемся древней мудрости. Все это доступно в любой момент каждому из нас. Стоит лишь захотеть.
Тациту, римскому автору II века, приписывают слова: «Мудро прислушиваться к голосам деревьев, ибо они говорят о том, о чем мы иначе бы забыли». Почти два тысячелетия спустя это до сих пор актуально. К сожалению, мы живем в мире, где отчуждение от природы все больше становится нормой. Как пишет Ричард Лув, автор книги «Последний ребенок в лесу», все больше исследований подтверждают связь душевного и физического здоровья и регулярного общения с природой[4]. Не знаю, как вы, но если я не провожу достаточно времени на природе – работая в саду, прокладывая новые тропинки в лесу или общаясь со своим любимым деревом – я чувствую себя эмоционально опустошенной.
У наших предков была прямая связь с природой: они жили и работали на земле и видели единство всего сущего, которое им при этом открывалось, они чтили это единство, отражая его в танцах, песнях, сказках и ритуалах. Они умели прислушиваться к тому, о чем шумят листья на ветру и быстрые ручьи. Анимизм (вера в то, что у каждого предмета есть душа или дух) возник еще в эру палеолита, и с тех пор жив в мифах, легендах и сказках всего мира.
Когда почувствуете, что готовы к общению с духами деревьев (или любых других природных существ), не ждите, что получится прямо сейчас – вот так просто подойти к ближайшему дереву и начать разговор. Нет. Но если для начала вы станете чаще выходить, выезжать на природу, будет уже хорошо. Что еще можно сделать:
• Читайте книги по теме: полезно узнавать то, что знали наши предки об общении с духами природы. Когда-то такое общение было в порядке вещей. Люди легко вступали во взаимоотношения с феями, водяными и прочим лесным народом, и те тайные знания, которые при этом получали, передавали из поколения в поколение.
• Изучайте фольклор – рассказы о женах-деревьях и болотных девах, о мудрости Матери Всего Сущего и таинствах дриад. В сказках больше правды, чем может показаться на первый взгляд. И не забывайте больше узнавать о самих деревьях: когда в следующий раз отправитесь на прогулку, возьмите с собой справочник натуралиста. Можете захватить также и книгу, где говорится о магических свойствах того или иного дерева. Это поможет познакомиться с личностью ваших будущих собеседников, коли уж вы решились на такое общение.
Например, если вы хотите начать что-то новое в жизни, поищите березу – это дерево излучает свет и жизнь. Его планетой-управителем является Венера, и дух этого дерева пробуждает красоту и любовь. А если чувствуете себя эмоционально опустошенными, то вам нужно дерево, которое поделится с вами силой. Обратитесь к могучему дубу, который ассоциируется с богами грома, мощью, смелостью и ясностью мысли.
• Познакомьтесь с ближайшим к вам лесом, прочувствуйте его: невозможно войти в эту сень и не плениться всей этой красотой. Как плавно раскачиваются ветви деревьев, как танцуют солнечные блики на траве. Как все шумит, колышется и дышит. Раскиньте руки и почувствуйте, как энергия леса входит в вас, наполняя покоем, исцеляя. Подольше побудьте рядом с деревом, которое вас чем-то привлекло – почитайте или просто посидите, подумайте о своем. Что вы чувствуете, находясь вблизи?
• Общайтесь с деревом, как ребенок: помните свое любимое дерево в детстве? Большинство из нас не забыли, как, играя, лазали по его веткам, строили там дома и штабы, или просто сидели в тени какого-нибудь большого дерева и секретничали с подружкой, не понимая тогда, что у этих детских секретов есть еще один слушатель, старый и мудрый. Попробуйте сейчас, взрослым человеком, пообщаться с деревом с той детской верой в чудеса, которая когда-то позволяла вам маленькому услышать, как ветви шепчут ваше имя.
• Будьте терпеливы: не ждите, что вам сразу удастся завязать разговор. И вообще не думайте, что это будет разговор в буквальном смысле. Большинство тех, кто практикует такое общение, контактируют с духами деревьев посредством медитации – и это требует навыка, как любое другое занятие.
Бывают времена, когда все почему-то становится труднее, чем раньше – то, что еще недавно было комфортно и легко, сегодня лишает сил. Я помню, около десяти лет назад, когда у меня было ощущение потери себя, ореховое дерево помогло мне понять, что делать дальше.
Это было так. Моя дочь Хлоя протянула мне маленький орех: «Мама, феи дали мне это и сказали, что это для тебя». Ей было шесть лет, она сжимала в руках орешек и три крошечные незабудки, и ее глазки светились радостью.
«Какая прелесть!» Я рассматривала орех, держа его на ладони. Он был гладким и идеальной формы. Я поняла, что он станет прекрасным дополнением к моему магическому арсеналу, и припрятала его. Но потом, каюсь, я про него забыла. Несколько дней спустя, когда я работала в саду под нежным сентябрьским солнцем, в лимонно-желтых лучах которого растворялась моя печаль, я вспомнила о подарке фей.
Конечно, я знала, что орех ассоциируется с мудростью, вдохновением и потусторонним миром, но что он значил именно для меня, и именно в тот момент жизни? Я подошла к дочери, в естественной способности которой общаться с духами природы никогда не сомневалась – я и сама ребенком могла видеть то, что не видят другие, – и спросила, показав ей орех: «А откуда ты знаешь, кошечка моя, что феи дали это для меня?»
Почти не отвлекаясь от расписывания любимой куклы шариковой ручкой, дочь ответила: «Я просто поняла». И, помолчав, добавила: «Мне как будто ветер сказал, мама».
Я улыбнулась – мне было хорошо понятно, что она имеет в виду.
Когда мне было девять лет, я рассказала родителям, что в лесу со мной говорили феи, и что их голоса доносил ветер – после чего меня повели к детскому психиатру. К счастью, он оказался умен и смог успокоить моих взволнованных папу и маму, сообщив, что я не шизофреничка, а просто, вероятно, обладаю развитым воображением. Я тоже оказалась умна и сделала выводы: впредь я буду о таком помалкивать. Но свою дочку я растила иначе.
Возвращаясь к ореху. Я решила, что как бы то ни было, это знак, и однажды вечером отправилась на поиски ответа на вопрос, как этот знак следует понимать. Уже смеркалось, когда на берегу реки я нашла орешник, растущий в окружении шиповника, тополя и ольхи. Прислонившись к его тонкому стволу, я призвала стихии помочь мне в моем внутреннем путешествии и, окутанная успокаивающей энергией дерева, погрузилась в медитативное состояние.
Я увидела себя идущей лесной тропинкой в таком густом тумане, что с трудом различала, что впереди, но по мере моего движения туман медленно рассеивался, обнажая красоту леса, очень похожего на тот, в котором я находилась наяву, только еще более красивого. В конце тропинки, по которой я шла, под ветвями ореха, чья листва шумела и ветви двигались без всякого ветра, стояло существо. Оно молчало, и я не могла понять, женского оно рода или мужского.
Это было, судя по характеру движений, эфирное существо, и я сразу почувствовала себя легко в его присутствии. Дух приблизился ко мне, сел и протянул вперед руки, в каждой из которых было что-то зажато. Я инстинктивно поняла, что нужно выбрать одну из рук, что я и сделала. Когда пальцы существа разомкнулись, я с некоторым разочарованием увидела на его ладони такой же орех, как у меня, но на этот раз на скорлупе светилось мое имя. Я была в замешательстве, поскольку лесной дух показывал мне тот же самый орех, значение которого я пыталась выяснить – и это мне ни о чем не говорило. Однако затем существо раскрыло вторую ладонь – в ней оказался кокон, из которого как будто кто-то пытался выбраться. Я посмотрела в лицо духа, который улыбнулся мне и кивнул, и у меня все сошлось. Это я была тем, кто пытается выбраться на свободу из кокона, и орехом была тоже я. Послание означало, что мне нужно больше доверять своей интуиции и мудрости, не позволяя другим (и себе) сомневаться в своих способностях, и не препятствовать необходимым переменам. Не заключать саму себя в скорлупу, в неволю, в тюрьму.
Как только я это поняла, я увидела, как из кокона выбралась голубая бабочка и быстро улетела. Существо снова улыбнулось и кивнуло. Я поблагодарила лесного духа, повернулась и пошла обратно в туман. Я не раз убеждалась, что подобные внутренние путешествия помогают воспринимать мир по-новому: благодаря им мы узнаем себя и понимаем, что изменения – необходимая часть жизни.
Но кто же эти природные существа, которые посещают нас во снах и во время медитации – и которых иногда можно видеть и ощущать наяву?
Ответов на этот вопрос так же много, как и форм, которые могут принимать духи природы. Невозможно сказать определенно, но я убеждена, что они живут в параллельном мире, который тесно сплетен с миром человеческим. Эти существа были известны во все времена и почитаемы во многих культурах. Некоторые из них доброжелательны к людям, другие же, скажем так… немного зловредны. Вот список моих любимчиков.
• Болотные девы: существа из немецкого фольклора. Их руки, напоминающие ветви клена, покрыты мхом и лишайником. Это не особенно красиво, но зато девы добры и всегда готовы помочь любому человеку, уважающему их дом. В магии болотных дев призывают для исцеления ран. Раны, нанесенные Матери-Природе, они тоже залечивают.
• Каноти: в фольклоре индейцев сиу это древесные духи, которые являют себя в виде прозрачных существ или карликов. Эти духи любят посещать человека во сне. Призывайте каноти для гаданий и толкования сновидений.
• Кодама: японские духи деревьев, которые (духи, а не деревья) умеют перемещаться по лесу. Это согласно одним легендам. Другие же, напротив, говорят о том, что дух кодама тесно связан с одним конкретным деревом. И что если человек срубит или покалечит это дерево, он будет навеки проклят тем духом. Голоса кодама можно услышать в эхо, раздающемся в горах и долинах. В магии кодама призывают для защиты домашнего очага и в других целях, так или иначе связанных с безопасностью семьи и жилищ.
• Лесидхе: ирландский лесной дух-оборотень, способный принимать вид любого животного и растения в лесу. Лесидхе бывают зловредны и мешают путнику найти дорогу. На людей они не нападают и вообще в случаях прямого причинения человеку вреда не замечены. И все же считается, что они не любят людей за безответственное отношение последних к природе. Поэтому общаться с этими духами нужно с учетом данного обстоятельства. Как минимум для этого необходимо с глубоким и искренним уважением относиться к Матери-Природе. В магических практиках лесидхе призывают в случаях, когда человек решил кардинально поменять свою жизнь. Ну и, разумеется, когда требуется помощь самой Матери-Природе.
• Лунантиши: эти ирландские духи-лунопоклонники охраняют кусты терновника (поэтому называются еще терновыми духами) – и очень ответственно относятся к своим обязанностям. Поэтому могут ущипнуть человека, посягнувшего на их подопечных. Лунантиши призывают для лунной магии, исцеления и обретения силы.
• Нимфы: эти приятные во всех отношениях духи природного мира живут в деревьях и любят поговорить, как и многие женщины. Их голоса можно расслышать в ветре и трепете весеннего цветка, в каплях дождя на поверхности озера, шуме летней листвы.
• Пакваджи: в индейском фольклоре пакваджи – это хитроумные лесные духи, которые могут превращаться в животных и, согласно некоторым легендам, обладают запахом – источают сладкий цветочный аромат. В целом эти существа добры к людям, но могут вызывать забывчивость или сглазить человека. Поэтому если вам кажется, что вы видите или чувствуете пакваджи, лучше не искать с ними общения и оставить их в покое.
• Скиаши: эти ирландские лесные духи защищают леса и не очень доброжелательны к людям на своей территории, однако охотно делят жизненное пространство с другими лесными жителями – зверями и птицами, а также со своими собратьями-духами. К себе скиаши допустят только человека, который глубоко уважает лес. Этих духов вызывают для защиты, помощи в построении отношений и восстановлении связи с миром природы.
• Хульдра: это лесной дух женского пола в скандинавской мифологии; ее можно назвать лесной сиреной. Она привлекает заплутавших путников своим обольстительным пением и приводит к гибели. Скорее всего, с ней связан образ Госпожи Метелицы. Хульдра считается защитницей леса и диких животных. В магических практиках к ней обращаются, когда нужно совершить ритуал, который защитит женщину и поможет ей обрести независимость.
Наверно, самыми известными среди своих сестер являются греческие дриады: гамадриады – это нимфы отдельных деревьев, обычно дубов и тополей; мелии – нимфы ясеня, ореады – сосновые нимфы. Есть еще мелиады, они живут во фруктовых деревьях, а в рощах и долинах обитают альсеиды. Несмотря на то, что образы нимф так женственно-романтичны и придают волшебный флер любому лесу, не стоит обольщаться насчет этих существ и относиться к ним легкомысленно. Это настоящие защитницы своего родного дома, и, если ему угрожает опасность, могут быть свирепы. В магии к нимфам обращаются, когда нужна помощь природе, для любовных приворотов, для исцеления от болезней, развития творческих способностей, а также во многих других случаях, так или иначе связанных с красотой, гармонией и обретением свободы.
Проходя вдоль живой изгороди вечерней порой, когда ветерок вдруг донесет терпкий запах жимолости, пробуждая в душе волшебные чувства, поравнявшись с деревом бузины, не забудьте выразить богине почтение. Она сурова. Одно из ее воплощений – Старуха-зима, присутствие которой можно ощутить в дыме костра и рисунках на листьях, тронутых первым морозцем. Эта богиня, при условии, что вам удастся с нею поладить, поможет вам собрать воедино ту энергию, что живет внутри вас, сжать ее в кулак. Наши предки относились к бузине со всем почтением. Как писала Шарлотта София Берн в 1914 году в своей книге о фольклоре, ни один лесник не осмеливался отломить ветку бузины, не испросив разрешения у Богини[5].
Считалось, что бузина связана с Белой Богиней Зимы, которую в скандинавском фольклоре зовут Хель, в германском – Хольда или Берта, а в британском Хольде. Это богиня обновления и трансформации; это наша темная мать, которая держит нас за руку, когда мы заглядываем в кипящий котел своей души, понимая, что для начала новой жизни необходимо сначала умереть, хоть бы даже и символически.
Бузина – небольшое дерево, которое часто встречается вдоль проселочных дорог и в живых изгородях. Бузина европейская (Sambucus nigra) обычно вырастает выше (до шести метров), чем ее американская родственница (Sambucus canadensis), но обе они весной покрываются гроздьями белых цветов со сладким запахом, а в конце лета и начале осени на месте цветов созревают массивные грозди темно-синих ягод. Существует также красная бузина (Sambucus racemosa), ягоды которой ядовиты, и, конечно, еще огромное количество разновидностей, которые можно найти в ближайшем питомнике или специализированном торговом центре. Есть сорта, выведенные исключительно для красоты, то есть декоративного оформления садового участка, есть и такие, которые высаживают, чтобы собрать богатый урожай ягод.