Сын и Отец
Выяснено все, за исключением того, как жить.
Жан Поль Сартр
Диалог между повзрослевшим ребенком и престарелым родителем, сыном и отцом.
Где бы они ни находились, в каком бы времени ни жили, подобный разговор между ними всегда может состояться.
И важное в том, что ребенок пока плохо себе представляет, каково быть родителем, но родитель может понять своего ребенка, если будет помнить, знать, понимать и принимать себя в своем прошедшем детстве.
Полное понимание своих родителей приходит только тогда, когда дети доживают до их возраста.
Иногда вслед за пониманием приходит и принятие – безоценочное принятие того самого близкого человека, которого уже нет.
– Как жить? – спросил ребенок напряженно.
– Подражать другим и учиться, наблюдать и учиться, слушать и учиться, – ответил родитель.
– А если я уже всему научился? – вновь спросил ребенок.
– Всему? Всему научиться невозможно, – сказал родитель.
– Почти всему. Всему, что мне нужно, – самоуверенно ответил ребенок.
– Ты знаешь, что тебе нужно, что тебе понадобиться в жизни? – спросил отец.
– Нет. Я имел в виду, что я научился всему, что мне интересно сейчас, – ответил ребенок.
– Ты знаешь свои потребности сейчас? – спросил отец.
– Да. Я думаю, что я знаю свои потребности, – ответил сын.
– Если так, то жить можно просто по своим потребностям. Они мудрее нас? Хочешь есть – ешь, хочешь спасть – спи, пить – пей? Вот только есть закавыка одна: что делать, когда появляется потребность в уважении и любви? – спросил родитель.
– Уважении и любви? Их надо добиваться, – ответил ребенок неуверенно.
– Добиваться уважения и любви. У кого ты будешь добиваться любви?
– У людей. У тех, кто нас окружает. И, наверное, у тех, кто о нас знает или может узнать когда-то, – ответил ребенок.
– В слове «добиваться» есть что-то насильственное. Можно ли с помощью насилия добиться уважения и любви? – спросил отец. – В некоторых случаях говорят, что если боятся, то и уважают. Страх и уважение. Уважаю ли я тех, кого боюсь? Вопрос. Яснее обстоят дела с любовью. Я, да и любой другой человек, точно не смогу полюбить тех, кого боюсь.
– Добиться уважения и любви можно, например, с помощь самосовершенствования, развивая свои способности и таланты, – предположил подросток.
– Друг мой, вначале ты сказал, что уже научился всему, что тебе нужно и интересно сейчас. В настоящий момент нашей беседы ты думаешь так же? – спросил родитель.
– Нет, конечно. Развивать свои способности и таланты можно бесконечно, – ответил ребенок.
– Хорошо. На каком-то этапе развития своих способностей мы ожидаем, что автоматически наступят уважение и любовь к нам, – сказал отец. – А что если они, уважение и любовь окружающих нас людей, не наступят автоматически? Да они и по природе своей отличаются. В уважении больше здравого смысла, тогда как в любви – чувства.
– Если люди будут нуждаться во мне, в моих способностях, то они вынуждены будут меня и уважать, – с задором ответил ребенок.
– Если люди будут нуждаться в тебе, в твоих способностях, то это еще не значит, что они автоматически решат ими воспользоваться. А если так, то твои способности могут быть не востребованы и уважение от людей не придет. О том, чтобы вызвать чувство любви с помощью невостребованных способностей, мы даже и не говорим.
– Ты хочешь сказать, что самосовершенствование бесполезно? – раздраженно спросил подросток.
– Я этого не говорил. Мы только подошли к умозаключению, что невостребованные способности не могут вызвать уважение и тем более любовь, – ответил родитель.
– Значит, надо сделать так, чтобы способности были востребованы? Но как это сделать? – спросил ребенок растерянно.
– Уважение к нам могут вызвать наши способности, востребованные другими людьми. Тогда возникает вопрос о потребностях людей: в чем нуждаются люди, по каким вопросам они могут обратиться к нам за помощью? – спросил отец.
– Они нуждаются в том же, что и мы с тобой, – подумал вслух подросток.
– Люди, что нас окружают, имеют такие же, как у нас, потребности, нуждаются ли они в том числе в уважении и любви? – спросил отец.
– Да. Они хотят есть, спать, пить, любить… – ответил подросток.
– Все это так, но подумай, что ты можешь дать окружающим тебя людям прямо сейчас? Более того, возможно, кто-то из них прямо сейчас чего-то от тебя ждет или открыто просит тебя о помощи.
– Ну, это понятно! Надо посмотреть, подумать, вспомнить, – отмахнулся подросток и продолжил: – Важно развивать в себе те способности, что улучшают мою помощь людям, что во мне нуждаются!
– Вместе с этим не всегда от нас ждут того, что мы сами можем или хотим дать, – сказал отец.
– Чего же они могут от нас ждать еще? Преступления? Нарушения закона? Тогда в чем же ориентир? – растерянно спросил подросток.
– Ориентир внутри нас. Не всегда нас окружают люди, чьи любовь и уважение нам важны и нужны, – сказал отец. – Уважение и любовь, несомненно, имеют свое качество, и это качество зависит от человека, что их несет.
– С одной стороны, свою жизнь важно ориентировать на потребности людей, с другой – ориентир внутри нас? – спросил ребенок.
– Если ориентироваться только на окружающих людей, в том числе и на родителей, то неминуемо станешь сборником их поступков и мнений. А они очень противоречивы, – говорил отец. – Будешь как они: будешь своим, посредственным, серым и раздираемым внутренними противоречиями, в общем – как все. О таких людях можно сказать, что они без лица. Если же будешь ориентироваться только на себя, то прослывешь эгоистом и будешь ходить по кругу всю жизнь, никогда не сможешь ответить на вопрос «Как жить?».
– Тупик? Или есть еще источники знаков, подсказок и ориентиров? – спросил ребенок.
– Да, это твоя душа. Важно научиться спрашивать ее в самых сложных жизненных ситуациях – вот достойное умение. А она в своей глубине или в вышине содержит такие пласты и сферы, которые больше, чем твое я, но душа к ним изредка только прикасается. Приобщись в рамках мудрости предков к одной из духовных практик, и она выведет тебя на дорогу и ответит на твой вопрос, – сказал отец.
– Где отыскать такую практику и как понять, что она твоя? – спросил ребенок.
– Этот вопрос равен первому в нашем диалоге – как жить? И если я не могу тебе помочь, то я признаю это. Могу только рассказать о своем опыте поиска, как искал я.
– Речь о религии? – спросил ребенок.
– Не совсем точно. Духовная практика – усилие, путь к духовным открытиям, труд на этом пути, цель – приобрести духовный опыт и развить интуицию. Цели духовных практик различаются в зависимости от школы, системы. Например, в христианстве – это спасение, в буддизме – нирвана, в многочисленных оккультных и философских течениях – постижение высших истин. Формы духовных практик разнообразны и включают в себя, например, молитву, различные формы медитации, участие в ритуалах и прием различных веществ с целью достижения измененных состояний сознания. В измененных состояниях сознания важно не потеряться, потому важно иметь опытного наставника, учителя, который прошел далеко вперед.
– Все ради достижения измененных состояний сознания? – спросил подросток с улыбкой.
– Это распространенная ошибка мышления наркомана или алкоголика, ловушка, в которую попадают заблудшие души. Измененное состояние сознания только характеризует общее особое состояние души человека, который отрешается от состояния бодрствования, – говорил отец. – Человек с душевным расстройством тоже находится в измененном состоянии сознания, но он потерявшийся, словно в дебрях, в пустыне, в открытом море, он заблудился в бесконечной сфере сознания. В этой Вселенной легко потеряться без проводника и наставника, без карт и ориентиров, которыми и является веками отработанная другими практика в рамках духовной школы.
– А когда же жить, если вся жизнь превратится в духовную практику? – удивился подросток.
– Более точно сказать так: жизнь приобретает смысл и направленность, если в ней есть место для духовной практики. И только на этом пути мы можем получить ответы на все вопросы, в том числе и на вопрос «как жить?». Ты не сможешь прожить без остановок и падений, но только тот, кто видит будущий свет, может найти силы для жизни.
Важно
Диалог родителя и ребенка – один из основных диалогов, который происходит в мире душевном и в социальном мире.
Более того, субличности родителя и ребенка в современной психологии находятся в числе основных.
По молчаливому согласию их признают представители даже конфликтующих между собой психологических школ.
Субличности родителя и ребенка формируют основные навыки коммуникаций личности, между ними разгораются основные конфликты и споры как внутри души, так и во внешней реальности.
Субличность родителя в душе маленького ребенка первоначально формируется по образцу самых близких людей в семье.
Позже субличность родителя может меняться под влиянием других людей, кумиров, религиозных или мифологических образов.
Субличность ребенка всецело зависит от детства человека, но при сознательном пересмотре истории жизни с осознанием внутренних диалогов, с их развитием, изменением и преображением образ субличности ребенка может значительно меняться.
Изменения субличностей родителя и ребенка в процессе внутренних диалогов несомненно влекут за собой изменение диалогов внешних.
Более того, меняется качество отношений между субличностями, меняется и соотношение сил внутри души, меняются базовые установки личности на самого себя, на людей и на мир вообще.
Родитель имеет власть над ребенком изначально. И эта власть с первых дней непререкаемая. Постепенно, через комплекс неполноценности, ребенок пытается вырваться из-под власти родителя. И эти попытки закладывают у человека опыт отношений с властью. Далее мы перейдем к диалогу о власти.
Дополнительные мысли
Освоение внешнего пространства телом идет синхронно с освоением внутреннего пространства душой (осознание и внутренний диалог с бессознательным – трансцендентальная функция).
Тело идет по Земле, душа – по Космосу душ (коллективное бессознательное).
Диалог с говорящим бессознательным – первый и основной способ взаимодействия с ним.
Второй – изображение образов бессознательного и ритуальные действия с ним.
Но мы сосредоточимся на первом,
От второго – только рисунки в настоящей книге.
Проговаривание и тем более записывание слов есть акт творения мира того человека, в сознании которого слово возникло.
Письмо Древних Египтян (рисуночное письмо с дополнительными знаками) ближе к образам слов, как и наскальные рисунки древних людей.
Фонетическое письмо, в котором графический знак привязан к определенному звучанию, более символично и для его распознавания нужны знания смыслов, что стоят за символами букв.
Мир вокруг нас – это записанные слова (смыслы) и его знаки важно научиться читать.
Ребенок, изучая слова, входит в мир познания знаков (смыслов) природы, а слова (смыслы) становятся частью ребенка.
Подобное происходит и с осознанием образов бессознательного.
Такое осознание напоминает этапы приближения к природе Творца.
Вначале мы их просто осознаем.
Потом научаемся распознавать их уникальность.
Потом строим с ними внутренние диалоги, начиная с вопросов.
И в конце научаемся проговаривать и записывать свои диалоги, иногда в виде произведений искусства.
В начало психики человека мы ставим слово, и слово было у Бога. Но!
Слово всегда имеет за собой сущность говорящую, образ человека или другую, например, Бога или обобщающий образ, например, будущее личное.
Слово принадлежит не всегда сознательной части личности.
Слово может принадлежать и неосознаваемому образу (архетипу).
При диалогах внутренних через слова мы осознаем скрытые в подсознании сущности, их отношения и ценности, установки и планы (цели).
Если учесть, что архетип – врожденная сущность (структура, часть души), то и слова его могут быть врожденными, вечными.
Но есть и приобретенное, личное, опытное.
Таким образом, диалоги – всегда живая речь сознания и подсознания, опытного и приобретенного, унаследованного и всегда живого.