Примечание переводчика: из этого следует, что нет ничего неживого в мире, просто есть состояние Джада – неподвижности и абсолютной податливости влиянию.
Прим. пер.: «Главное отличие, если вкратце сформулировать его, состоит в следующем. В то время как наше „жертвоприношение“ означает инструментальное обрядовое действие, способствующее налаживанию добропорядочных отношений людей с богами, то поздневедийская yajna, имея сущностный, а вовсе не инструментальный характер, отсылала к идее основного вселенского принципа, в силу которого существует всё мироздание и которому подчинены все её порождения, не исключая тех же богов, являвшихся просто первыми, кто совершили её и только благодаря ей, поднявшись на небо (div), стали, собственно говоря, теми, кем они стали после её совершения, т.е. богами-небожителями (deva)». Проф. Романов В. Н.«Шатапатха-брахмана»: книга Х: тайная.
Прим. пер.: подробно в главе о Дхарме Праны, назначении жизненной энергии.
Если пятьдесят праведных правителей исполняли по 100 Ягий, то все становились кандидатами на пост Индры. Система рассматривала самых благочестивых – тех, кто не утопал в удовольствиях, кто действовал безупречно согласно долгу (по Дхарме). Кто отличился искусным служением Брахманам и Гомате (священной корове). Последних находилось меньше, потому что по долгу службы у царя есть царство, где по большей части дела мирские и с представителями духовенства взаимоотношения не так часты. Чтобы угодить служителю духа, нужны особенные навыки, так как Брахманы не относятся к приземлённым существам и не столь связаны с материями земной сферы, сколь с духовной. Потому царю необходимо обладать ещё и незаурядными духовными качествами, чтобы уметь обходиться с духовенством. Если Брахман обращался с чем-то к царю, это не относилось к вещественным обретениям, поэтому удовлетворить и порадовать Брахмана не легко, ведь они полностью зависимы от Веды. Но проницательный Кшатрий мог обратиться так: «О мудрейший, жажду высшего разумения и хочу, чтобы жизнь всех людей также пребывала в мудрости». Так начинали происходить важные преобразования в обществе. Зравомыслящий правитель радел о просвещении своего народа, а это всегда непростое дело – раздать Гьян, привить исключительную разумность всей Прадже – возвысить целый народ.
Прим. пер.: следует отметить, что на Питра-локу отправляются только благочестивые чистые Дживы, потому для представителей большинства не восточных стран этот план бытия недоступен. Если человек ведёт невежественную жизнь (ест мясо и принимает интоксикации, совокупляется по прихоти, не ведает о пути духа, осуществляет насилие по отношению к другим живым существам, не жертвует и не почитает матушку-природу), а после смерти его тело не предали огню, то по оставлению тела он получает тело привидения и мытарится на тонком плане, пока не разложится его бренная плоть. Затем он рождается в аду или в теле животного, насекомым, или же в среде ущербных на земле. Ни о каких высших обителях, таких как Питра-лока или Сварга речи не идёт. Потому и обряды вроде Питра-ягьи или Пинду-дан не возымеют результата. Если человек придерживается Дхармы, то он размышляет так: «Я не знаю про всех своих предков, но, возможно, кто-то согрешил, кто-то нарушил принципы Дхармы и находится сейчас в аду». Такой человек с помощью Брахмана производит Пинду-дан – передаёт Пунью, благочестие – тому предку, кто сейчас нуждается в этом. И если ритуал проходит успешно, не нарушаются принципы чистоты, то та душа покидает адские чертоги и перемещается в другие обстоятельства, где может продолжить своё путешествие. У всех классов: Брахманов, Кшатриев, Вайшьев и Шудр – отдельные типы Ягьи для предков. В этих Ягьях обращаются не к богам, не к Деватам, а к домену предков через священника.
Когда закладывается семя Брахманов, Кшатриев или Вайшьев, предусмотрена ведическая Мантра, для Шудр нет ведической Мантры, но есть определённые принципы чистоты.