Эта книга описывает жизнь и научное творчество известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. По своему влиянию на экономическую теорию он не без основания сравнивается с Карлом Марксом. Роберт Скидельский, автор трехтомной монографии о Кейнсе, отмечает глубину и разносторонность мышления Кейнса: «Кейнс был настоящим волшебником, написавшим магические книги. До сих пор не было экономиста, подобного ему, такого, который совмещал столько разнообразных дарований. Он был экономистом с невероятно курьезным умом, блестящим математиком, который поражал совершенно нематематическими рассуждениями, логиком, который использовал логику искусства, чистым теоретиком, способным к прикладным исследованиям, академиком и одновременно слугой общества».[1]
Об экономической теории Кейнса написано множество работ на всех языках мира. Более того, «кейнсианская экономика» была использована в экономической политике во многих странах мира, в частности в США и Великобритании. Президент США Обама неоднократно признавался, что он «кейнсианец», последователь экономической программы Мейнарда Кейнса. Сегодня в мире наблюдается возрождение кейнсианства, что связано с тем, что Мейнард Кейнс уделял много внимания безработице, причинам экономических кризисов и способам выхода из них.
Работы, посвященные экономическому учению Кейнса, издаются и на русском языке. B России интерес к экономической теории Кейнса и публикация его работ начались в 20-х годах прошлого века и длятся до сих пор. Из числа этих изданий следует выделить публикацию избранных работ Кейнса, предпринятых в 2007 году[2]. Эта книга, как и основной труд Кейнса, называется «Общая теория занятости, процента и денег», но на самом деле представляет собой ключевые работы Кейнса, включая статьи о Версальском договоре, денежной реформе, а главное – статьи о России. Кроме этого, печатаются дискуссионные и биографические работы о Кейнсе. Поэтому как экономист Кейнс хорошо известен в России.
Но следует отметить, что Кейнс был не только экономистом, но и философом, историком, публицистом, патроном искусства, коллекционером современной живописи и старинных книг. В Великобритании он был центром интеллектуального движения, объединившего лучших мыслителей и деятелей искусства 20-го столетия. Как пишет Джеймс Пирсон в статье «Культурные противоречия Д. М. Кейнса», «Кейнс был не только экономистом, но и наиболее интеллектуальной фигурой эпохи. Он не просто авторитет в науке, но он представляет собой интеллектуальную мощь, которая выходит за пределы чистой экономики»[3]. Высоко оценивал Кейнса и австрийский экономист Фредерик Хайек, хотя он часто полемизировал с Кейнсом: «Кейнс был единственным великим человеком, которого я знал и которого я высоко ценил. Мир был бы намного беднее без него». Впрочем, таково было мнение всех, кто встречался с Кейнсом. Он отличался остротой ума, трезвостью мышления, высоким интеллектуализмом и, вместе с тем, терпимостью, отзывчивостью и добротой. Интеллектуализм сыграл огромную роль в развитии европейской культуры. Он зародился в эпоху Возрождения, сначала в кружках гуманистов, а затем в бесчисленных академиях, которые представляли собой свободные и независимые от власти сообщества людей науки, искусства и поэзии. В качестве примера, назову знаменитую платоновскую Академию Марсилио Фичино, в которой принимали участие философы, писатели, художники и поэты. Неоплатоническое движение, родившееся в Академии Платона, на несколько столетий определило тематику философских сочинений и иконографию произведений искусства. История интеллектуального движения в Европе интересовала многих авторов. Можно сослаться на книгу Джона Дрэпера, автора книги «Интеллектуальное развитие в Европе» (1862), в который попытался нарисовать прогресс европейской культуры, основанный на слиянии и обогащении многих культур, входящих в европейский континуум.
Интеллектуализм является мощным стимулом для развития культуры и общественного сознания и в наше время, хотя грязные волны антиинтеллектуализма все чаще захлестывают это свободное проявление интеллектуальной энергии. В XX веке фашизм в Германии и Италии привел к уничтожению крупнейших центров интеллектуализма в Европе, таких, например, как Варбургский институт и Франкфуртская школа философии в Германии, гештальтпсихология и Венская школа истории искусств в Австрии и другие.
В начале ХХ-го столетия в России также существовали крупные интеллектуальные центры, ознаменовавшие «религиозно-философский Ренессанс», но они были уничтожены большевиками, отправившими цвет российской интеллигенции в плавание на известном «Философском пароходе». Отставшие от рейса были уничтожены в концлагерях и на интеллигенции и российского интеллектуализма, на мой взгляд, продолжается в России и сегодня. Представляется, что для современного обывателя слово «интеллектуал» является скорее ругательным. Престиж интеллектуальных профессий сводится к нулю.
Существует еще одна причина, которая делает актуальным исследование экономической теории Кейнса. Дело в том, что Мейнард Кейнс уделял большое внимание России, несколько раз приезжал в нашу страну, написал специальную книгу «Краткий взгляд на Россию», встречался и поддерживал русских в Англии. Сегодня многое из того, что говорил Кейнс о будущем России, оказывается реальностью. Поэтому в настоящей книге уделяется значительное внимание теме «Кейнс и Россия», которая, на наш взгляд, недостаточно изучена, а для некоторых и вообще неизвестна. К сожалению, у нас в стране Кейнс и его книги малоизвестны. Его знают только экономисты, и только как экономиста. Но Кейнс был мыслителем широкого профиля, он был и философом, и историком и эссеистом.
Возникает вопрос, могла бы теория Кейнса помочь России с ее нестабильной экономикой, которая постепенно сползает в кризисную ситуацию? Очевидно, смогла бы, как она помогает бороться с кризисом другим странам. Тем более, что Кейнс специально интересовался экономическим опытом советской России и видел позитивные перспективы в ее развитии. Но предоставим оценивать экономические последствия кейнсианства экономистам.
Мое знакомство с жизнью и работами Джона Мейнарда Кейнса было связано с работой над книгой об истории Кембриджа. Она не случайно называлась «Интеллектуальная история Кембриджа». В ней я попытался выявить связь Кембриджа с британским интеллектуализмом. Во многом в раскрытии этой темы мне помогла работа в нескольких важнейших научных центрах Кембриджа, которые не всегда доступны для иностранных посетителей, в частности, в архивах Мейнарда Кейнса в Кингз-колледже и в архиве Людвига Виттгенштейна. Эти ученые оказали огромное влияние не только на интеллектуальную жизнь Кембриджа, но и на всю европейскую культуру, в том числе, в отраженном свете и на российскую культуру.
В Кембридже я встретился однажды и с Робертом Скидельским (р.1939), автором книг о жизни и деятельности Мейнарда Кейнса, его биографом и, в определенной мере, его последователем. Его монументальная биография Кейнса является одной из самых представительных работ на эту тему[4]. Она состоит из трех томов. Первый том «Неоправдавшиеся надежды» – охватывает первую треть жизни Кейнса, с 1883 по 1920 годы, время учебы в школе и университете. Второй том – «Экономист как спаситель» – относится к 1920 и 1937 годам, периоду между двумя войнами и «Великой депрессии». Третий том называется «Сражение за Британию» относится к последнему периоду жизни, с 1937 по 1946 год, относящемуся к периоду с 1937 по 1946.
По своему жанру книга Скидельского, отмеченная в Англии и США многочисленными премиями, представляет биографию. Она содержит огромный фактический материал, хорошо документирована, в ней приводится обширный справочный и библиографический материал. Как специалиста по политической экономии Скидельского интересует та пограничная зона, которая находится между историей и экономикой. Не случайно, одна из лекций, прочитанная им в 2006 году, называлась «Мое интеллектуальное паломничество от истории к экономике и обратно».
Именно эту сторону деятельности Кейнса Скидельский описывает лучше всего.
Отдавая дань солидному исследованию Скидельского, мы пытались найти новые аспекты в биографии Кейнса. В частности, мы стремились в своей книге сделать акцент на отношение Кейнса к России, на его анализ российской экономике и оценке потенциальных возможностей России как одному из членов европейской экономической жизни. Этот аспект в книге Скидельского присутствует, но в сравнительно лапидарной форме. Я попытался сделать на нем акцент, исходя из интересов отечественного читателя. Кроме того, Скидельский не рассматривает такую важную область деятельности Кейнса, как его отношение к искусству и литературе, тогда как это специальный предмет нашего исследования.
Другим важным источником о жизни Мейнарда Кейнса, помимо монографии Скидельского, был для меня его племянник, профессор Ричард Кейнс, сын Джеффри Кейнса, родного брата Джона Мейнарда Кейнса. Ричарда Кейнса-Дарвина я встретил в Черчилль-колледже, поскольку он был членом этого колледжа, был профессором биологии, и, вместе с тем, автором книг о своем великом пра-пра-дедушке Чарльзе Дарвине, и о своем дяде Мейнарде Кейнсе. Узнав, что я пишу книгу о Кембридже, специально Ричард Кейнс написал для моей книги «Интеллектуальная история Кембриджа», предисловие, связанное с его воспоминаниями о русских в Кембридже. Это живой и оригинальный документ, свидетельствующий о вкладе русских ученых в интеллектуальный потенциал Кембриджа. Воспоминания приводятся в главе «Кейнс и Россия: надежды и разочарования».
В 2012 году я получил доступ в архив Кейнса в Кингз-колледже. Этот архив хранит рукописное наследство Кейнса, его статьи, речи, выступления по радио, в университете, его личную переписку и т. д. Он состоит из 143 ящиков и 69 томов. В тот момент меня интересовали материалы, связанные с посещением Кейнса России в 1925 году, о которых в российских публикациях о Кейнсе я не встречал никаких ссылок. Льщу себя надеждой, что я был первым русским, который познакомился с этими материалами.
Благодаря материалам, которые я обнаружил в архивах Кембриджа, – архива Кейнса и архива Виттгенштейна – я опубликовал серию статей: «Философия в Кембридже», «Поездка Людвига Виттгенштейна в Россию», «Джон Мейнард Кейнс и Россия: отношения притяжения и отталкивания», «Лидия Лопухова – посол русской культуры в Великобритании». Основной идеей этих статей был диалог и взаимовлияния английской и Российской культуры, этой идее были посвящены мои книги последних лет.
Но в это время появился еще один стимул для написания книги на эту тему. В последние два десятилетия из России стал безжалостно изгоняться интеллектуализм. Его объявляли неэффективным, ненужным, неспособным к практической деятельности, враждебным к идеологическим установкам и принципам власть имущих. Университетский профессор, который когда-то был в России центральной фигурой, опускается морально и материально на уровень уборщиц и продавцов магазинов. Роль и значение Российских университетов стремительно падает. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова из десятки лучших университетов мира переместился в конец второй сотни. В России объявляются «неэффективными» десятки научных институтов, которые десятилетиями способствовали развитию культуры и науки в России. Они объявляются ненужными, обузой для государственной казны. Остракизм по отношению к научной теории привел к радикальным кадровым сокращениям и «слияниям».
В этой ситуации остается только вспомнить о тех интеллектуальных центрах, которые существовали в Европе в прошлом века и стимулировали развитие науки, культуры и гуманизма.
Следует предупредить читателя, что эта книга посвящена не экономике Кейнса, во всяком случае, не только экономике. В настоящей книге рассматривается не только экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса, но и его философские идеи, его отношение к культуре, искусству, к прошлому и будущему европейской цивилизации, и, наконец, к России. Нельзя забывать, что, будучи экономистом, Кейнс был человеком широких интересов и знаний – философом, писателем, меценатом, коллекционером, руководителем одного из самых блестящих колледжей в Кембридже – Кингз-колледжа.
В России интеллектуальная сторона деятельности Кейнса не менее важна, чем его критические, и как многие считают, революционные идеи в области экономики. Как сказал один бывший руководитель СССР, «экономика должна быть экономной». Позволю себе плеоназм подобного же рода: «культура должна быть культурной». К сожалению, официальная политика в области культуры не выдерживает критерия «культурности». Во всяком случае, она откровенно анти-интеллектуальна, враждебна лучшим традициям высокой русской культуры и кроме призыва к обогащению и принудительного «патриотизма», никаких ценностей не знает, и знать не хочет. Это приводит к катастрофической деградации культуры. Научное и культурное наследие Мейнарда Кейнса показывает, что отечественная культура движется вспять по отношению к развитию европейской культуры.
Мне бы хотелось поблагодарить тех, кто помогал мне написанию этой книги. Прежде всего, я благодарен директору архива Кейнса в Кингз-колледже, а также Майклу Нидо, директору архива Людвига Виттгенштейна в Кембридже. Также я выражаю благодарность сотрудникам музея Сергея Дягилева в Перми, которые всячески поддерживают память о своем великом соотечественнике, проводя ежегодные международные семинары в его честь.