15 сентября. 2001 год. 17:00
Наконец-то я дома.
В районе двух часов я закончил делать отчёты на понедельник. Уже к трём я был в бильярдной. Это первый раз после случившегося, когда я играл в пул без Артёма. Бильярдная, как и раньше, была наполнена жизнью. За большими зелёными столами куча мужчин, которые соревнуются между собой в американку. За некоторыми столами есть даже женщины, уровень их игры явно хуже, чем у мужчин, я не сексист, просто это факт. Лишь мой пульный стол был пуст. Я несколько раз выстраивал пирамиду, натирал кий мелком, шары сталкивались друг с другом, катившись по потёртому сукну, падали в лузы. Казалось, что всё было как обычно, но слишком грустно. Долго играть я не смог.
Наконец, я сажусь за компьютерный стол, пока загружается операционная система, я вновь достаю из конверта письмо, развернув альбомный лист, начинаю читать:
Никогда не думал, что мне придётся начать письмо именно этими словами, как в кино. Привет, Максим, если ты это читаешь, значит, у меня всё получилось. Если честно, то это письмо предназначено для другого человека, но об этом чуть позже. Я не буду оправдываться за все свои деяния. О том, что сделал и собираюсь сегодня сделать на сцене, не жалею. Не все смогут понять меня, но мне это и не нужно. Что сделано, то сделано, сейчас я на финишной прямой и не собираюсь отступать. Так будет интересно, это будет красиво, это запомнят все, кто сидят в зале. Конечно, не факт, что у меня получится воплотить задуманное на все сто процентов, милиция уже подозревает меня. Макс, я надеюсь, ты послушаешь то, что я тебе скажу, и прочтёшь это письмо после спектакля. Я надеюсь, что это послание не попадёт в руки милиции, это моя последняя воля. Передай, пожалуйста, это письмо моему другу хирургу. Его зовут Константин, сегодня он должен прийти на спектакль, я забил для него место в первом ряду. Вместе с письмом я передаю тебе этот диск, он исключительно для Кости, если ты мне друг и коллега – то не будешь проверять, что там за информация, это тоже моя последняя воля. Я могу лишь сказать, что на диске послание – моё прощание с Константином. Сейчас я понимаю – если у меня всё получилось, вы испытываете шок. Но так было нужно, ведь наша жизнь – это одна большая постановка, и я не ищу себе оправдание. Макс, пожалуйста, передай это письмо с диском Косте спустя две-три недели после того, как всё утрясётся. Он живёт по адресу улица Горького, дом сорок три, квартира двадцать пять. Конечно, ты можешь кинуть это письмо и упаковку с диском в его почтовый ящик, но я бы очень хотел, чтобы ты передал всё это лично ему в руки. Не отдавай мои прощальные послания милиции. Я знаю, что ты сможешь. Только те, кто смогут пойти против системы, поймут, что их страшные деяния есть красивее самой жизни. Простите, если что не так, и прощайте. Ваш, надеюсь, всё ещё друг, Артём.
На альбомный листок упало несколько капель, затем ещё и ещё. Я вытер слёзы рукой, пошёл в ванную, умылся, затем дважды перечитал это письмо. После чего достал из холодильника водку, налил в стопку, выпил, потом ещё раз, и ещё, не закусывая, лишь занюхал рукавом рубашки. Какая же гадость, но мне стало немного легче. Я достал из упаковки диск, вставил его в CD-ROM своего компьютера. Через несколько секунд он наконец запустился. На диске был всего лишь один аудиофайл, дважды я кликнул по нему курсором мыши.
Здравствуй, мой дорогой друг. Вероятно, после случившегося ты и вовсе не считаешь меня своим другом, но это не так важно, поскольку, что бы ни случилось, я всегда буду о тебе лучшего мнения. Ты спасаешь жизни людей, ты служишь на благо обществу. Я сожалею, что ты, вероятнее всего, увидел ту ужасную картину во время постановки. Но если разобраться, она ужасна лишь на первый взгляд. То, что делают люди каждый день, это ещё хуже. Они живут без цели, без смысла, каждый последующий их день похож на предыдущий. Люди – это пять пальцев руки, не каждый может пойти против системы, не каждый может стать большим пальцем. Понимаешь, Кость, в один прекрасный момент мне просто всё надоело. Да, я неоднократно вспоминал события из прошлого, связанные с Ларисой. Да, частично она вдохновила меня на эту постановку. И пожалуй, спектакль бы не вышел за пределы сцены, если бы в тот день ко мне не пришла моя первая жертва. Ещё до того как я повстречался с Ларисой, в моей душе копился весь этот негатив, который я испытывал день ото дня. По сути, что делает большинство людей – работают, пьют, трахаются, снова работают, потом опять пьют и трахаются. После рожают детей и воспитывают их по своему образу и подобию, таких же никчёмных, таких же потребителей общества. Я боялся в итоге стать одним из них, в моей голове крутилось много интересных историй для спектаклей. Но в итоге я понял, что постановка так и остаётся постановкой, если её не вынести за пределы сцены. Постарайся понять меня правильно, мне просто все надоело, все было скучным, однотипным, зачем мы живём, для чего? Люди каждый день приносят ко мне своих питомцев, часть из них они просто усыпляют, вместо того, чтобы попробовать вылечить. Иногда я спасаю жизни животных, иногда отнимаю. Иногда ты спасаешь жизни людей, иногда и у тебя не получается. Ради чего весь этот круговорот? Люди приходят и уходят, а ты? Остаёшься ли ты прежним или же меняешься? Большинство людей не меняются и не хотят ничего менять в своей жизни, им удобен образ потребления, прожигания каждого дня впустую. Конечно, на свете немало талантливых учёных, врачей, изобретателей – именно эти люди достойны жить, а все остальные – это массовка, которая пользуется изобретениями и открытиями других людей. Спасти жизнь учёному – это правильное дело. Спасти жизнь обычному человеку… Я думаю, что без него общество не обеднеет. Возможно, всё, что я говорю, ты посчитаешь детским лепетом или же бредом безумного, это твоё право. Но дослушай, пожалуйста, моё послание до конца, и возможно, что ты захочешь что-нибудь изменить в своей жизни. После смерти Ларисы депрессия съедала меня с каждым днём всё больше, медленно откусывая каждый кусочек тела, пережёвывая и выплёвывая на свалку человеческого общества, пока не остался только мой больной, наполненный безумными идеями мозг. Когда в голове появляется сюжет – задумываешься, как бы он выглядел в реальной жизни, и уже потом превращаешь его в спектакль. Опять же, спектакль поставить не так сложно, как кажется, нужны лишь труд, упорство, лидерские качества, сплочённость труппы. Но сыграть все в реальной жизни – вот высшее искусство, просчитать все. У многих ли хватит на это смелости? У многих ли хватит смелости для того, чтобы противостоять тебе? Кстати, о противостоянии, меня уже подозревает милиция. На днях на меня вышли два следователя. Один из них раньше принимал участие в наших спектаклях, его зовут Михаил, какая ирония, не правда ли? Тем не менее особым умом он не блещет, и вряд ли он сможет сопоставить все улики и мои подсказки. Второй же – довольно опытный следователь, его зовут Андрей. Впервые, совершенно случайно, мы встретились с ним в баре, за стойкой, он не знал, кто я, я не знал, кто он. Но честно признаюсь, я испугался, когда они вдвоём пришли ко мне в клинику, чтобы провести опрос, всё-таки каким бы гениальным сценаристом ты ни был, всегда есть вероятность что-то упустить, всегда есть вероятность нестыковки, ошибки, по которой могут выйти на твой след. Но так даже интереснее. Я думаю, что ты уже понял, явной причины, по которой я все это делаю, нет. Просто так интереснее, только это достойно называться постановкой, произведением искусства, а не то, чем нас пичкает телевидение и прочие СМИ. Это прозвучит довольно необычно, но я хочу предложить тебе сыграть в одну игру, когда тебе наскучит твоя серая и однообразная жизнь. Когда начинать и когда закончить – выбирать тебе. Ты можешь и вовсе её не начинать, приняв мои слова за бред сумасшедшего. Твоё оружие – ведь ты мне так и не рассказал, у кого конкретно ты его покупаешь. Впрочем, это не так важно. Я уверен, что у твоего продавца есть не только пистолеты и обычные винтовки. Вопрос заключается в другом, хочешь ли ты увидеть какие люди на самом деле? Беспомощные существа, движимые своими инстинктами и желаниями. Купи снайперскую винтовку. Но знай, что обязательно найдутся те, кто будут тебе противостоять. Те, кто будут на стороне этого никчёмного и прогнившего общества. Чуть позже на всякий случай я скажу тебе адрес, где живёт Миша, думаю, что через него можно будет выйти и на этого Андрея. Противников лучше устранить сразу. Если ты решишься на то, что я тебе предлагаю, сожги этот диск и письмо и получай новые эмоции, только будь осторожен и бдителен, ничто в этом мире просто так не даётся, обычно жертвуешь чем-то ради чего-то. Платой в этом случае может стать тюрьма, всеобщее презрение или даже жизнь. Чем больше впечатлений – тем выше плата. Итак, перейдём к делу…
Я продолжал слушать послание от Артёма ещё около десяти минут. Мне было трудно в это поверить, но голос был действительно его. Он так просто обо всём рассуждал, казалось, что это не запись, будто он разговаривал со мной с того света. С одной стороны, всё было довольно просто, он объяснил свой мотив, почему так произошло. Но с другой стороны, создавалось впечатление, что это бред безумного, который обозлён на весь белый свет. Я не мог понять, зачем он составил это послание для меня? Неужели он и вправду думает, что я способен на такое? Это бред, это нелепо, несуразно. Я хирург – я спасаю жизни людей, я не буду играть в его абсурдную игру – в ней нет смысла. Я дослушал диск, последними словами были рассуждения Артёма о своей постановке:
«Красивее жизни» станет моим последним и лучшим произведением, я надеюсь на это.
Я встал из-за стола, подошёл к холодильнику, открыв дверь, достал бутылку рома и колы. Смешав содержимое двух бутылок один к одному, выпил три стакана залпом, вернулся к компьютерному столу и заново стал слушать прощальное послание от Артёма.