Го – отличный пример древнего знания. Это знание передавали через игру, а игра – надёжное средство передачи и великолепный сейф. Сейф, организованный таким образом, чтобы никто не стал в нём искать. Китайцы называют этот способ «спрятать в людном месте». Таким образом, Русская школа Го и Стратегии работает с одним из древнейших сейфов, а Михаил Геннадьевич Емельянов – её ведущий научный сотрудник.
За десятилетие труда мы элегантно просверлили этот великолепный сейф. Я думаю иногда, хорошо ли мы сделали? Может быть, Го стоило остаться лишь игрой, которой её считают миллионы игроков по всему миру? Людей, которые «просто играют в неё». Пока мой вопрос без ответа.
Палеонтологи находят такие места, где их исследованию открываются пласты, хранящие тот или иной исторический период. У нас другие разрезы и другие пласты. В этих разрезах открывается то, что можно назвать типами мышления или методологией мышления определённого исторического периода. Соответственно – другие артефакты и другие орудия труда. Потому что труд другой – интеллектуальный. По этим орудиям можно понять тип и способ действия интеллектуальной машины. Можно понять, что человек мог делать, а что нет. Это можно условно сравнить с исследованием древних обсерваторий. Но те были для исследования неба. А то, о чём говорим мы, для другого неба, а именно: ума человека. Мы знаем, сколько современный человек может потратить времени на такой процесс как раздумья. Узнав, сколько у древнего человека было времени на то же самое, мы сможем понять, сколько и как он жил. Мы ищем модуль человека, и вы можете присоединяться к нашим поискам, начав с этой книги!
Игорь Гришин, Москва, Остоженка, август 2010 года.