Совсем недавно нашу деревню, наконец, газифицировали. Все уже отчаялись, многие не дождались… И вот, снизошло откровение и оно случилось… А раньше зимой избы отапливались преимущественно дровами, самостоятельно добытыми в лесу. Можно, конечно, топить углём, который и горит дольше и жара от него больше. Но, одно большое «но» делало этот вариант непривлекательным. Тошнотворная вонь при сжигании этих чёртовых брикетов! Поэтому подавляющее большинство соглашалось на хлопотливые, но экологичные и привычные дрова. У некоторых до сих пор сохранилась на кухнях русская печь, а в жилом помещении – голландская.
Дело это давнее, ещё советское, но все перипетии стоят перед глазами, словно случились в прошлом месяце… Любил я это дело – с утра отправиться неспешным шагом на скрипучей телеге в дальний лес и до вечера пропадать там, нагружая воз. А потом, на высоченной горе сушняка, вперевалочку возвращаться в деревню.
Подготовка к мероприятию – отдельная история, в которой важна каждая мелочь, и из них нельзя оставить без внимания ни одну. Целый ритуал…
Во-первых, заранее нужно найти свободную лошадь с телегой. В советской деревне не так просто найти лошадь, даже за самогон. Например, в нашем, совсем немаленьком населённом пункте, было всего два счастливых обладателя гривастой рабочей силы. И каждый ревниво обхаживался многочисленными конкурентами – соискателями. Кому-то за дровами, кому-то огород вспахать, в деревне много дел для лошади… А их владельцам впору было открывать винные лавки, если бы за это не сажали. Трудно придумать, куда можно деть такое море самогона. Вполне возможно, что лошадники время от времени не брезговали и деньгами. Такой вариант, каким бы безумным он не показался, исключать тоже нельзя.
Во-вторых, обязательно нужно осведомиться, нет ли каких кампаний у местной власти по отлову браконьеров и прочих лесных нарушителей. Периодически всплывала глухая и непроверенная «тревога», что тех, кто осуществляет незаконную вырубку леса, будут штрафовать (уже штрафуют!), дрова отнимать, а там и до кутузки не далеко. Каждый житель области прекрасно знал, каким образом отапливается сельская изба и каким именно образом добывается для этого топливо. Каждый лесник чуть ли ежедневно сталкивался с подобными фактами… Ходили страшные слухи, что в «соседней деревне» поймали за «этим делом» старушку с сыном и оштрафовали. А также все знали, что это – полнейшая чушь, к тому же ещё и собачья. Но желающие набрать в лесу дровишек, на всякий случай, боялись и старались выведать побольше слухов и сплетен на этот счёт у таких же «знатоков», как и они сами.
В-третьих, проконсультироваться у хозяев, недавно провернувших подобную операцию, на предмет наличия искомого сушняка в конкретном месте, определиться с более выгодным направлением, чтобы не уезжать слишком уж далеко. Лошадь хотя и не железная, но сломаться может под тяжестью поклажи запросто. Перегружайся потом в ночи… Опять же, не будешь ты нагружать совсем уж сор и труху. Дубок с берёзкой тоже нужны – зимы разные бывают.
Рано утром пригонялась лошадь с телегой и мы: бабушка, я и кто-нибудь третий (четыре раза я ездил за дровами и каждый раз был новый помощник) грузили топоры, пилы, воду с едой, верёвки, сами залезали в телегу и отправлялись в лес. И тут, самое главное, правильно подстелить соломку! Если не получится, то всю дорогу будешь мучиться и на свою лесосеку приедешь полностью разбитым. Ободья-то у колёс деревянные, смягчающих пружин нет – очень важно правильно разместиться! Но, как только сворачиваешь с асфальтированного шоссе на просёлочную дорогу, сразу чувствуешь облегчение своей пятой точкой. На грунтовке и колдобины помягче, и ход телеги плавнее, да и сама лошадь чувствует перемену – везёт, что ли поаккуратнее.
Есть в этом путешествии на телеге какая-то первозданная прелесть. Кругом поля с пшеницей, леса дремучие, бескрайнее небо с парящим коршуном и ты громыхаешь в телеге, а за тобою пыль столбом поднимается. Красота и спокойствие… Даже сидушка жёсткая не беспокоит, скорее бодрит. Зато не уснёшь, как на сене и не пропустишь все эти пейзажи.
Обычно, дорога до нужного места занимала два-три часа. Заезжали в лес поглубже, выбиралась площадка достойных размеров, савраска выпрягалась и привязывалась в тенёчке, а лесорубы разбредались по лесу в поисках достойной добычи. Понятно, что на серьёзные стволы мы не претендовали, выбирали сухие и не слишком массивные экземпляры. Старались найти дубки, их в нашем лесу росло мало, но, если поискать… Главное, не ошибиться с делянкой и не попасть на уже «обработанную» плантацию, иначе провозишься до темноты, сам измучаешься и насобираешь пустоту. Кроме того, в ночи с гружёным возом просто опасно.
Если бы не комары, то такая лесная порубка очень успокаивает, а душа так просто отдыхает. Но комары жрут нещадно! Избавится от них невозможно никакими средствами, так и терпишь весь световой день, который за работой пролетает почти незаметно. Ох, уж эти комары…
Наконец, воз уложен, увязан, лошадиная сила впряжена, можно трогаться в обратный путь. Мне поручалось сидеть наверху и смотреть за дорогой. А воз-то высокий! Самые любимые мои часы! Ветерок приятный обдувает, телега поскрипывает, воз монотонно покачивается, лошадка пофыркивает. Очень хорошо едем!
Но и сильно расслабляться не стоит. Один раз не доглядел, и мы въехали в лужу, а выехать не можем. Лошадка старенькая, лужа с грязью оказалась… Что делать? Час разгружали, вытягивали все вместе телегу, опять загружали, стемнело уже. Кое-как довезли… И никаких тебе нервов, истерик – обычный рабочий момент. Спокойно по – тёмному подвезли к избе, сложили брёвна аккуратной горкой, коняшку с телегой отвели хозяину, взрослые накатили по стакану и спокойно улеглись баиньки. Неплохой день, удачный.