Владимир Пчёлкин Декларация пожарной безопасности

Предисловие

Декларация пожарной безопасности является документом и предоставляет право выполнять в здании (сооружении) только те «технические» требования пожарной безопасности, которые в этой декларации указаны.

При этом законодательство Российской Федерации такое право предоставляется только конкретным уполномоченным лицам – собственникам или законным владельцам зданий и сооружений, которые такую декларацию составили и должным образом зарегистрировали.

Кроме этого, законодательство такое право предоставляется только для конкретного объекта защиты – здания или сооружения (соответствующей его части), в отношении которого такая декларация составлена.

Более того, декларация пожарной безопасности предоставляет конкретному соответствующему лицу на конкретном объекте защиты (здании, сооружении) выполнять только ограниченный Перечень «технических» требований «нормативных документов» по пожарной безопасности, которые этим лицом указаны в декларации пожарной безопасности такого объекта защиты.

Именно декларация пожарной безопасности позволяет соответствующему лицу «экономить» затраты при обеспечении пожарной безопасности конкретного здания или сооружения, добровольно применяя (указывая) только ограниченный Перечень требований (статей, частей, пунктов) соответствующих «нормативных документов» по пожарной безопасности – Сводов правил, ГОСТ Р и других документов.

При этом необходимо различать «социальные» и «технические» требования пожарной безопасности.

Необходимость квалификации конкретного требования пожарной безопасности «социальным» или «техническим» установлена соответствующим положением законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Причём соответствующее положение указанного законодательства при выполнении и проверке соблюдения «технических» требований пожарной безопасности обязывает применять положения законодательства Российской Федерации о «техническом регулировании» такой безопасности.

Законодательство Российской Федерации о «техническом регулировании» пожарной безопасности установило, что положения этого законодательства об «обеспечении» пожарной безопасности зданий и сооружений как «объектов защиты» обязательны, в том числе и при их эксплуатации.

При этом соответствующее положение законодательства Российской Федерации о «техническом регулировании» пожарной безопасности установило, что правовой основой «технического регулирования» в области пожарной безопасности являются только Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются все иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Квалификацию конкретного требования пожарной безопасности «техническим» необходимо осуществлять на основании соответствующих положений законодательства Российской Федерации о «техническом регулировании» пожарной безопасности.

Например, требования «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» на основании соответствующего положения законодательства Российской Федерации о «техническом регулировании» пожарной безопасности и на основании пункта 1 самих Правил недопустимо квалифицировать «техническими» требованиями пожарной безопасности, так как указанные Правила разработаны не в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании» и не в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а только в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».

На основании вышеизложенного и согласно пункта 1 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» требования этих Правил необходимо квалифицировать «социальными» требованиями пожарной безопасности, так как они устанавливают требования к «поведению» людей, «организации» производства и «содержанию» зданий и их территорий.

Требования же «нормативных документов» по пожарной безопасности (Сводов правил, ГОСТ и других соответствующих документов) необходимо квалифицировать «техническими» требованиями пожарной безопасности, так как они устанавливают такие требования к «продукции» деятельности человека, в том числе к зданиям и сооружениям.

При этом требования «нормативных документов» по пожарной безопасности недопустимо квалифицировать «обязательными» требованиями пожарной безопасности. Такие требования необходимо квалифицировать только «добровольными».

На конкретном примере «добровольное» применение требований «нормативных документов» по пожарной безопасности в декларации пожарной безопасности выглядит следующим образом.

Например, условное требование условного Свода правил установило, что второй этаж здания при одновременном пребывании на этом этаже более 30 человек должен иметь второй эвакуационный выход непосредственно наружу.

Значит, необходимо либо (1) оборудовать такой второй эвакуационный выход, либо (1) сократить количество люде менее 30 человек, то есть необходимо сделать «выбор» соблюдения одного из «условий» вышеуказанного требования.

Добровольный «выбор» одного из «условий» Свода правил позволит контролируемому лицу соблюсти «условие» соответствия конкретного здания «техническим» требованиям пожарной безопасности, установленное положением пункта 1) части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Такой «выбор» в соответствии с законодательством Российской Федерации является правом соответствующего лица – собственника или законного владельца здания (сооружения), который реализует это право в форме декларирования пожарной безопасности, указывая в соответствующем разделе установленной формы такой декларации, что количество людей на конкретном этаже будет не более 30 человек (включая работников и посетителей).

Такие обстоятельства позволят не выполнять второе «условие» Свода правил – оборудовать второй эвакуационный выход.

Обязывание же органом федерального государственного пожарного надзора МЧС России (предписанием) выполнить какое-то одно «условие» Свода правил является недопустимым и нарушает право соответствующего лица на «добровольный выбор» одного из таких условий посредством соответствующего декларирования.

Необходимо учитывать, что соответствующее уполномоченное лицо, составившее такую декларацию, на основании части 5 статьи 64 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 несёт ответственность за её «полноту» и «достоверность».

Именно поэтому поручение составления такой декларации иному лицу, в том числе и ответственному за пожарную безопасность, при указанных обстоятельствах является нежелательным.

При этом законодательство Российской Федерации обязывает соответсвующий надзорный орган МЧС РФ проверять «полноту» и «достоверность» сведений декларации пожарной безопасности, то есть проверять фактическое нахождение на втором этаже здания не более 30 человек.

Выявление факта наличия на этаже более 30 человек является основанием для привлечения к ответственности (административной, уголовной) лица, составившего декларацию пожарной безопасности.

Однако при таких обстоятельствах указанный факт не является основанием для выдачи соответствующему лицу предписания о выполнении только одного из двух условий – например, об устройстве с этого этажа здания второго эвакуационного выхода.

Именно таким образом реализуется право на «добровольность» применения требований «нормативных документов» по пожарной безопасности – Сводов правил, ГОСТ Р и иных документов, содержащих «технические» требования пожарной безопасности для «добровольного» применения.

С уважением! Владимир Пчёлкин

Тел. 8-9510-980268

Электронная почта pchelkinvl@mail.ru

Загрузка...